Традиции позитивизма в философии науки

Становление философии науки было тесно связано с появлением во второй половине XIX в. позитивистской философии. В это время завершалось господство в науке и в мировоззрении механической картины мира, появились различные не состыкованные представления о реальности в разных науках. Одновременно возможности философии как единственной системы мировоззрения также были во-многом исчерпаны. В связи с этим появляется потребность по новому взглянуть на соотношение и взаимосвязь философии и науки. Определенным ответом на эту потребность и стал позитивизм. У его истоков стояли фран­цузский философ Огюст Конт (1798-1857) и англичане Джон Стюарт Миль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

О. Конт, в частности, выделял в истории прежней философии две стадии – теологическую, когда она находилась фактически под жестким контролем религии, и метафизическую, когда она, освобождаясь от такого контроля, сама претендует на контроль над рождающейся точной наукой. Однако, оставаясь умозрительной, она не в силах реализовать свои претензии, поэтому в прежнем своем виде «госпожи наук» она становится ненужной. В связи с этим он считал исключительно важным для прогресса науки переход философии от метафизической стадии к позитивной (положительной), на которой она могла бы помочь науке освободиться от умозрительных «сущностей», заменяя их точными законами, которые они трактовали лишь как фиксацию отношений между явлениями чувственного опыта.

Такой переход, по мнению позитивистов, позволил бы философии служить развитию науки и тем самым стать действительно полезной обществу. Главную задачу философии они усматривали в том, чтобы помочь науке очиститься от умо­зрительности и «пустых», т.е. не несущих в себе никакого эмпирического содержания, понятий.

Позитивисты пытались использовать философию, во-первых, как метанауку в целях нахождения методов, обеспечи­вающих открытие новых явлений и законов, и, во-вторых, для разработки принципов систематизация знания. Первая задача решалась с помощью разработки научной индукции, приходящей на смену индукции популярной. Так, Милль разработал на основе таблиц индукции Бэкона методы индукции – сходства, различия, остатков, сопутствующих изменений. Решая вторую задачу, Конт, в частности, систематизировал науки по генетическому принципу и принципу простоты: математика, механика, науки о неорганической природе, науки об органической природе.

Второй исторической стадией развития позитивизма стал эмпириокритицизм, на первый план в котором выходят проблемы онтологи­ческого статуса фундаментальных понятий (атом, эфир, теплород) и принципов научного по­знания. Его наиболее известными представителями были австрийский физик и историк науки Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896), которые полагали, что источник заблуждений в науке – нагруженность ее метафизическими концептами, не­явными понятиями («скрытыми сущностями»). В связи с этим необходимо очистить опыт от использования таких сущностей. Мах, в частности, считал, что атомы реально не существуют, поскольку не обнаруживаются в опыте, и верить в них равносильно, что верить в черта.

Принципиальная координация «Я и мир» основывается на том, что собственный опыт субъекта является изначальной реальностью, иначе говоря, «нет объекта без субъекта». При этом чужой опыт есть лишь нечто внешнее, его по­гружение в себя это интроекция, т.е. вкладывание исследователем чужых восприятий. Логическое развертывание концепции эмпириокритицизма вело, таким образом, к солипсизму, т.е. к признанию невозможности объяснить существование вещей вне сознания индивида.

Единственная реальность и база научного познания, согласно эмпириокритицизму, – «нейтральные элементы опыта» (явления, как соеди­нения физического и психического процессов) и их отношения. Цель научного познания – накопление опыт­ных данных и отыскание на этой основе понятий и законов, которые давали бы «экономное описание» опыта. Только такой подход, считали эмпириокритики, позволяет проводить принцип очищения научного знания от метафизики.

Однако революционные открытия в физике начала XX века, которые привели к доказательству существования микромира, не могли быть истолкованы только как мир «нейтральных элементов опыта». Многие мик­рочастицы были открыты в результате теоретического исследования, основанного на математике. И на смену эмпириокритицизму приходит логический позитивизм, или неопозитивизм, выдвинувший в связи с выдающимися успехами математической логики идею ее применения в научном ис­следовании. Так, один из основателей неопозитивизма английский философ Бертран Рассел (1872-1970) высказал мысль о том, что философия должна быть не совокупностью теоретических взглядов, а лишь деятельно­стью по анализу языка науки. Разработанный им вместе с А. Уайтхедом в книге «Принципы математики» «логический атомизм», отождествлял структуру мира со структурой математической логики.

Чтобы иметь общее понятие о чем, собственно говоря, идет речь в неопозитивизме, остановимся не­сколько подробнее на взглядах представителей «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, В. Крафт) возникшего в 20-е годы XX столетия на базе кафедры индуктивной философии Венского университета. Сходные взгляды развивались в Германии (Г. Рейхенбах), Англии (А. Айер) и ряде других стран. С точки зрения неопозитивистов, подлинная наука должна складываться из предложений двух типов: логнко-математических и эмпирических. Предложения первого типа служат как бы логическим каркасом на­учной теории, предложения второго типа, в которых описываются данные опыта, служат фактологическим фундаментом теории. Все остальные предложения или ошибочны (т.е. построены в нарушении законов логики и языка), или же метафизичны, т. е. научно не осмыслены.

Метафизическими при этом считаются все предложения, претендующие на то, чтобы представить знание о чем-то, что находится за пределами вся­кого опыта». Тем самым к метафизическим было отнесено большинство философских проблем, в том числе и ос­новной вопрос философии.

Различение эмпирических и метафизических предложений неопозитивизм проводит на основе принципа верификации (проверки) через сопоставление их с некоторым конечным числом актов чувственного опыта, или же с другими предложениями, фиксирующими или могущими фиксиро­вать опытные факты.

Принцип верификации – это реально применяемый в науке способ опытной проверки знания. Однако использование его в качестве «интеллектуального полицейского», предпи­сывающего, о чем можно и о чем нельзя говорить в науке, ошибочно. В самом деле, как можно эмпирически проверить сам принцип верификации? Практически никак, а значит он сам есть «метафизический принцип», подлежащий устранению из научного познания. Есть такие знания, которые нельзя проверить сего­дня, но мы можем проверить их завтра, развив технику наблюдений, усовершенствовав практику. О.Конт, например, считал метафизичным вопрос о химическом составе небесных тел, полагая, что его «прин­ципиально» нельзя установить, а через два года после его смерти появился спектральный анализ. С 1950 года само понятие неопозитивизма все больше подменяется понятием «аналитическая филосо­фия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: