Индивидуально-типологические особенности личности

Рассматривая профессионально значимые качества, необходимо говорить об индивидуально-типологических особенностях личности, к которым относятся:

- сенсорные и перцептивные: чувствительность, эмоциональная реактивность;

- аттенционные: концентрация внимания, устойчивость внимания, скорость психофизических реакций, наличие связи внимания с памятью и интеллектом;

- психомоторные: точность движений, активность;

- мнемические: скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, скорость воспроизведения, скорость узнавания изученного ранее материала;

- мыслительные: профессиональное мышление (теоретическое мышление, практическое мышление, репродуктивное мышление, продуктивное мышление, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, аналитическо-логическое мышление, интуитивное мышление);

- речевые: коммуникабельность, общительность;

- эмоциональные: эмпатия (отзывчивость, сочувствие);

- волевые: целеустремленность, собранность, требовательность, уверенность, самостоятельность, настойчивость, добросовестность, исполнительность, решительность, ответственность, работоспособность, трудолюбие, практичность, самокритичность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, нравственность, дисциплинированность.

Указанная совокупность профессионально значимых качеств не является жесткой, неизменной структурой, она может быть расширена и дополнена новыми качествами. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что профессионально значимые качества – это такие качества личности, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней.

Среди ученых нет общепринятого мнения, о том, что играет первостепенную роль в социальной работе: профессиональные знания или личные качества самого социального работника, включая его эмпатические способности. Начиная с «Введения в специальность» для первокурсников и на протяжении всего периода обучения, особенно в курсе «Теоретические основы социальной работы», мы постоянно обращаем внимание студентов на то, что им предстоит прежде всего выполнять функцию социального терапевта и перечисляем безусловно необходимые личностные и профессиональные качества такого работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: