Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях.
Протокол ведется во время заседания секретарем, который конспектирует или записывает на диктофон выступления участников заседания.
Протокол составляется на общем бланке или на чистом листе бумаги, на котором указывается наименование организации.
Пример оформления протокола:
ЗАО «Росбизнес»
ПРОТОКОЛ
Дата №_
Заголовок протокола
Председатель: Фамилия И. О.
Секретарь: Фамилия И. О.
Присутствовали: Фамилия И. О.Фамилия И. О.Фамилия И. О.Фамилия И. О. Фамилия И. О.Фамилия И. О.Фамилия И. О.Фамилия И. О.Фамилия И. О.
Повестка дня:
1. О чем первый вопрос, вынесенный на обсуждение
2. О чем второй вопрос, вынесенный на обсуждение
СЛУШАЛИ:
Фамилия И. О. - краткое содержание выступления
ВЫСТУПАЛИ:
Фамилия И. О. - краткое содержание
Фамилия И. О. - краткое содержание
Фамилия И. О. - краткое содержание
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Полный текст постановления
2. Полный текст постановления
|
|
Председатель Подпись И. О. Фамилия
Секретарь Подпись И. О. Фамилия
В протоколе указываются реквизиты: вид документа, дата, номер и заголовок. Датой протокола является день проведения заседания, а номером протокола - порядковый номер заседания с начала года.
В заголовке указывается название коллегиального органа, например:
ПРОТОКОЛ
заседания Совета директоров.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.
Вводная часть оформляется в следующей последовательности:
Председатель - фамилия и инициалы;
Секретарь - фамилия и инициалы;
Присутствовали - фамилии и инициалы присутствующих сотрудников в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашенных.
Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «о чем?», например:
1. Об итогах работы предприятия за второй квартал 2000 г.
2. О повышении оклада штатных сотрудников.
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся фамилии и инициалы выступавших и через тире – краткое изложение текста выступления.
Если после выступления или в ходе обсуждения задавались вопросы, они должны быть зафиксированы в протоколе вместе с ответами. Постановление указывается в протоколе полностью, так как является наиболее важной его частью.
Протокол подписывается председателем и секретарем.
Обратите внимание! Протоколы правления акционерного общества или совета директоров должны быть подписаны всеми присутствовавшими на заседании.
|
|
К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.п. в виде приложения.
Содержание особого мнения записывается в протоколе после соответствующего протокольного решения.
Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.
Решения, принятые на заседании, доводятся до сотрудников предприятия в виде копии самого протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола.
Протоколы относятся к числу важных документов предприятия, хранятся не менее 10 лет и могут передаваться на архивное хранение.
Акты
Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий какие-либо факты или события.
Акты имеют много разновидностей: акт сдачи-приемки продукции; акт списания материалов и т.д.
Акты оформляются на общем бланке, если являются внутренними документами предприятия. Если акт является внешним документом, то он должен содержать справочные данные об организации (адрес, телефон и т.п.).
Акт может иметь заголовок и состоит из двух частей: вводной и основной.
В вводной части указывается основание составления акта. Это либо ссылка на документ, либо на устное распоряжение руководства, либо на какие-то события.
Далее указывается состав комиссии: фамилия, инициалы председателя и членов комиссии в алфавитном порядке. При необходимости указываются должности, фамилии и инициалы присутствующих.
В основной части излагаются цели, задачи, сроки проведенной комиссией работы, ее результаты (выводы, предложения). Текст акта может делиться на пункты. После текста и отметки о приложении при необходимости указываются сведения о количестве экземпляров акта, о месте нахождения этих экземпляров или адресатах, которым они отправлены.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении.
Обратите внимание на следующее: для ряда актов (по материальным, финансовым и другим важным вопросам) необходимо утверждение директором и заверение печатью предприятия.
С актами ревизий и проверок знакомят всех лиц, деятельность которых они затрагивают. В этом случае в акте после подписей составителей ставится отметка:
С актом ознакомлены:
- должности;
- подписи;
- расшифровки подписей;
- даты.
Особую группу образуют акты, устанавливающие факты порчи или недостачи продукции, иных нарушений правил транспортировки. Такой акт составляется на типографском бланке установленного образца, заполняется без помарок, подчисток или зачеркиваний. Все дополнения и исправления в акте должны быть оговорены и заверены подписями двух сторон (грузополучателя и должностного лица, ответственного за перевозку груза).