У методики, как и любой науки, есть определенные методы исследования. Соответствие между явлением и представлением о нем устанавливается с помощью методов:
1. Индукция и дедукция. При индуктивном методе сначала обнаруживаются факты, затем эти факты обобщаются. При дедуктивном методе сначала обобщаются заявленные сущности, а потом подтверждаются фактами. В реальной практике индуктивный и дедуктивный методы органически переплетаются.
2. Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на части и изучение каждой из этих частей обособленно. Например. Закономерности формирования рыночного спроса. Изучаются части целого: цена, доход потребителей, их предпочтения и т.д.
3. Синтез - это такой метод познания, который основан на соединении отдельных частей явления. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
4. Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестное.
5. Метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) несущественного, случайного, временного, непонятного.
6. Эвристические методы. Они связаны со сбором фактов и документированием их. Процесс сбора фактов может быть пассивным и активным. Пассивный метод осуществляется в том случае, когда экспериментатор наблюдает за фактами, фиксирует их, но сам в эксперименте не принимает участия. Активный метод осуществляется с применением всевозможных процедур: опрос; анкетирование; текст, который нужно продолжить; действие с предметами, применение видеофильмов, компьютерных программ и т.д. Активный метод является ведущим при установлении презумпций изучаемого экономического явления.
7. Интроспективный метод. Он используется в том случае, когда исследователь изучает факты и сам является участником этих исследований.
8. Инструментальный метод. В ходе исследования используются различные приборы, чтобы детально изучить явление. Например, часы и секундомер для подсчета резервов экономии рабочего времени; компьютерная программа «Ексель» для подсчета экономического роста и т.д.
9. Метод моделирования - это упрощенные представления о взаимосвязях между экономическими переменными. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных, они называются параметрами. Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами.
10. Описательные методы. Описательные методы бывают таксономическими и динамическими. Таксономическое описание устанавливает связь между фактами при помощи дефиниций (определений), которые подтверждают необходимые и достаточные признаки при характеристике явления. При динамическом описании большое внимание уделяется формулировкам и правилам.
Таким образом, описательные методы - это своего рода классификация. Например, классификация ценных бумаг, потребностей, видов услуг, маркетинговых исследований и т.д.
11. Метод алгоритма. Он определяет пошаговую процедуру. На входе поступает некоторое исходное представление об объекте, а на выходе получается результатирующее представление об этом объекте.
12. Метод верификации (проверки). Осуществляется через опрос и статистическую оценку.
13. Метод функционального анализа. Функция (переменная величина) зависит от аргумента (независимой переменной). Функциональные зависимости наглядно прослеживаются при использовании графических построений в рамках моделирования экономических процессов.
Для исследования экономических презумпций используются методы различных смежных наук, таких как: психология, социология, математика, статистика, теория вероятностей, теория информации, кибернетика и т.д.