Для осуществления преемственности образования выработана систематребований к отбору содержания по предмету «Экономика»:
1) содержание направлено на всестороннее развитие личности;
2) строится строго на научной основе и формирует у учащегося жизненную позицию;
3) включаются только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения;
4) содержание материала соответствует современному состоянию науки и включает в себя новейшие достижения;
5) характеризуется четкостью выводов по вопросам развития природы и общества;
6) соответствует логике и системе науки экономики и строится на взаимосвязи с другими предметами;
7) находят отражение связи теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом;
8) соответствует возрастным особенностям учащихся;
9) способствует профессиональной ориентации учащихся.
Для того чтобы реализация содержания образования осуществлялась на достаточном уровне, необходимо соблюдение условий:
1. Ориентировать всю систему образования на развитие гражданского общества, укреплять и совершенствовать правовое государство.
2. Формировать у обучающегося адекватную картину мира.
3. Развивать у учащихся объективную оценку своих экономических знаний в соответствии с мировым уровнем.
4. Интегрировать личность в систему мировой и национальной культур общества.
5. Воспроизводить и развивать кадровый потенциал общества.
Экономическое образование в системе общего образования является необходимым условием формирования социальных компетентностей учащихся, вооружения их навыками адаптации к социальным условиям в меняющейся экономической среде.
Как обучать экономике учащихся, как отобрать материал и в каком объеме, чтобы сформировать компетентность учащихся, учитывая при этом систему требований и условия их реализации?
Ответом на этот вопрос станет тема «Базисный учебный план и место профильной дисциплины в системе общего образования».
2.2. Базисный учебный план и место профильной дисциплины в системе общего образования
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует выпускникам общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков. Инвариантная часть Базисного учебного плана представлена образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, география, обществоведение и экономика.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части учебного плана используются на изучение курсов по выбору (в том числе для углубленного изучения), факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий, в рамках которых может изучаться экономика.
Далее приведены варианты Базисного учебного плана и место экономики в них.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений
Вариант 1
| Образовательная область | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю по классам | ||
| Федеральный компонент | ||||
| Филология | Русский язык, литература Иностранный язык | |||
| Математика | Математика | |||
| Информатика | Информатика и информационные технологии | |||
| Естествознание | Физика, химия, биология, экология | |||
| Общество-знание | История, обществоведение, экономика, география | |||
| Физическая культура | Физическая культура | |||
| Основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ | |||
| Технология | Технология | |||
| Итого: | ||||
| Школьный компонент | ||||
| Занятия по выбору, факультативы | ||||
| Максимальная нагрузка обучающегося | ||||
| Ученический компонент | ||||
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера | ||||
| Общий объем учебного плана | ||||
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общеобразовательных учреждений
с русским (родным) языком обучения
| Образовательная область | Профили Учебный предмет | Общеоб- разовательный | Гумани- тарный | Естественноматематический | Технологический | |||||
| Количество часов в неделю по классам | ||||||||||
| Федеральный компонент | ||||||||||
| Филология | Русский язык Литература Иностранный язык | |||||||||
| Математика | Математика | |||||||||
| Информа- тика | Информатика и нформационные технологии | |||||||||
| Естество-знание | Физика, химия, биология, экология | |||||||||
| Общество-знание | История, обществоведение, экономика, география, этика | |||||||||
| Физическая культура | Физическая культура | |||||||||
| Основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ | |||||||||
| Технология | Технология | |||||||||
| Итого: | ||||||||||
| Школьный компонент | ||||||||||
| Занятия по выбору, факультативы | ||||||||||
| Максимальная нагрузка обучающегося | ||||||||||
| Ученический компонент | ||||||||||
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера | ||||||||||
| Общий объем учебного плана | ||||||||||
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений
Вариант 2
| Образова-тельная область | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю по классам | ||
| В том числе нац.-регион. компонент | ||||
| Федеральный компонент | ||||
| Филология | Русский язык, литература Иностранный язык | |||
| Матема-тика | Математика | |||
| Информатика | Информатика и информационные технологии | |||
| Естествознание | Физика, химия, биология, экология | 20 % | ||
| Общество-знание | История, обществоведение, экономика, география | 20% | ||
| Физическая культура | Физическая культура | 20% | ||
| Основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ | |||
| Технология | Технология | |||
| Итого: | ||||
| Школьный компонент | ||||
| Занятия по выбору, факультативы | ||||
| Максимальная нагрузка обучающегося | ||||
| Ученический компонент | ||||
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера | ||||
| Общий объем учебного плана |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общеобразовательных учреждений
с русским (родным) языком обучения
| Образо-ва-тельная область | Профили Учебный предмет | Гуманитарный | Социально-экономический | Физико-матема-тический | Естественный | Техничес-кий | ||||||||
| Количество часов в неделю по классам | ||||||||||||||
| Федеральный компонент | ||||||||||||||
| Фило-логия | Русский язык.Литература. Иностранный язык | |||||||||||||
| Математика | Математика | |||||||||||||
| Информатика | Информатика и ин-формационные технологии | |||||||||||||
| Естествоз-нание | Естествознание, физика, химия, биология, экология | - - - - | - - - - | - - - - | - - - - | - - | - - | - | - | - | - | |||
| Искусство | МХК | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
| Обществознание | История, обществоведение, право, экономика, география | - | - | - | - | - | - | |||||||
| Физическая культура | Физическая культура | |||||||||||||
| Основы безопасности жизнедеятельности | ОБЖ | |||||||||||||
| Технология | Технология | |||||||||||||
| Итого: | ||||||||||||||
| Ученический компонент* | ||||||||||||||
| Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера | ||||||||||||||
| Общий объем учебного плана | ||||||||||||||
Базисный учебный план
Социально-экономический профиль
| Учебные курсы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
| 1. Базовые общеобразовательные предметы | |
| Русский язык и литература | |
| Иностранный язык | |
| Естествознание | |
| Математика | |
| Физическая культура | |
| 2. Профильные общеобразовательные предметы | |
| История (базовый общеобразовательный и профильный курсы) | |
| Экономика | |
| Право | |
| Экономическая и социальная география | |
| Социология | |
| 3. Элективные курсы (3 курса на выбор) | |
| 5-6 курсов, предлагаемых школой. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность | Всего 12. Не менее 70 уч.час. за 2 года обучения |
Примерный учебный план для универсального обучения
(непрофильные школы и классы)
| Учебные курсы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
| 1. Базовые общеобразовательные предметы | |
| Русский язык и литература | |
| Иностранный язык | |
| История | |
| Обществоведение (включая экономику и право) | |
| Естествознание | |
| Математика | |
| Информатика | |
| Технология | |
| Физическая культура | |
| 2. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов) | |
| 5-6 курсов, предлагаемых школой. Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность | Всего 16. Не менее 70 уч.час. за 2 года обучения |
Примерный учебный план
основной школы с русским языком обучения
Вариант 3 (5 лет обучения)
| Учебный предмет | Количество уроков в неделю по классам | Всего | |||||||
| Ч/нед | час | ||||||||
| Русский язык | |||||||||
| Литература | |||||||||
| Иностранный язык | |||||||||
| Математика | |||||||||
| История | - | ||||||||
| Обществоведение, включая ОБЖ | - | - | - | ||||||
| Экономическая и социальная география | - | - | - | - | |||||
| Модули по общество-ведению по выбору учащихся | Экономи-ка | - | - | - | - | ||||
| Основы права | - | - | - | - | |||||
| Основы психо-логии | - | - | - | - | |||||
| История России | - | - | - | - | |||||
| Естествознание, включая ОБЖ | - | ||||||||
| Естественнонаучный курс (по выбору учащихся) | - | - | - | - | |||||
| Изобразительное искусство | - | ||||||||
| Музыка | - | ||||||||
| Модули по искусству по выбору учащихся | МХК | - | - | - | - | ||||
| Экранные искусства | - | - | - | - | |||||
| Информационные технологии | |||||||||
| Материальные технологии | |||||||||
| Физическая культура, включая ОБЖ | |||||||||
| Занятия по индивидуальной программе | - | ||||||||
| Индивидуальные и групповые консультации | - | ||||||||
| Занятия по выбору (шестой развивающий день) | |||||||||
| Общий объём учебного плана | |||||||||
Таким образом, экономика по федеральному стандарту образования изучается в 9 классе в модуле «Обществоведение» по выбору учащихся. В 10-11 (12) классах экономика изучается за счет часов, предусмотренных в образовательной области «Обществознание» как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Кроме того, за счет часов национально-регионального компонента и курсов по выбору экономику можно изучать со 2 по 11 (12) классы, что позволит реализовать экономическую содержательную линию в полном объеме.






