Качественные методы исследования

Таблица 7– Классификация панелей

Признаки классифи- кации Виды панелей Краткая характеристика
       
  По продол­жительности Краткосрочные Не более одного года
Долгосрочные До 5 лет
Постоянные – время существования панели не ограничено и осуществляется процесс ротации (включения новых членов панели вместо выбывших)
  По характеру изучаемых проблем (предметов исследования) Общие Создаются для изучения общих тенденций и закономерностей; выборка является репрезентативной, так как формируется из генеральной совокупности, представляющей все население (например, выявление общей структуры потребления)
Специализиро- ванные Формируются для изучения отдельных товаров или товарных групп; выборка может быть как репрезентативной, так и нерепрезентативной (в случае формирования только лишь из определенного сегмента рынка)
  По методу получения информации от членов панели Самостоятельное за­полнение респондентами дневников, опросных листов Члены панели высылают информацию почтой
Члены панели лично передают информацию исследователю
Информацию от участников запрашивает и фиксирует интервьюер Члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени
Интервьюер время от времени опрашивает участников лич­но, но при этом последний параллельно самостоятельно заполняет дневники, опросные листы Члены панели интервьюируются (лично, по телефону) через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте
  По постоянству целей и вопросов исследования Традиционные панели Одни и те же вопросы задаются участникам панели при каждом исследовании
Нетрадиционные (общедоступные) панели – омнибус Каждое исследование может иметь разные цели, участникам задаются разные вопросы
  По характеру изучаемых единиц Потребительские Члены панели – индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства
Торговые Члены панели – торговые организации и отдельные лица, занимающиеся перепродажей
Промышленные предприятия Члены панели – предприятия, производящие товары производственного назначения
Специальные формы Члены панели – эксперты-специалисты по изучаемой проблеме; потребители услуг

Качественные исследования – неструктурированный метод, основанный на небольших выборках, целью которого является более глубокое понимание проблемы.

Методы качественного исследования. Отсутствие формализации в качественных методах делает невозможным массовый охват изучаемой проблемы. Но небольшая выборка компенсируется глубиной исследования и возможностью получения неожиданной информации, которая не была запланирована при разработке исследовательских программ и гипотез.

Качественное исследование включает ряд различных методов, каждый из которых имеет присущие ему сильные и слабые стороны. Важно определить цели исследования на самой ранней стадии исследовательского про­цесса, чтобы выбрать для их достижения наиболее подходящий метод. Классификация методов качественного исследования представлена на рисунке 4

.

Методы качественного исследования

Прямые   Косвенные

Фокус-группы   Глубинные интервью   Проекционные методы

Ассоциативные методы   Методы завершения ситуации   Методы конструирования ситуации   Экспрессивные методы


Ассоциативное испытание слов   Ассоциативные беседы

Рис. 4. Классификация методов качественного исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: