Качественные методы исследования

Таблица 7– Классификация панелей

Признаки классифи- кации Виды панелей Краткая характеристика
       
  По продол­жительности Краткосрочные Не более одного года
Долгосрочные До 5 лет
Постоянные – время существования панели не ограничено и осуществляется процесс ротации (включения новых членов панели вместо выбывших)
  По характеру изучаемых проблем (предметов исследования) Общие Создаются для изучения общих тенденций и закономерностей; выборка является репрезентативной, так как формируется из генеральной совокупности, представляющей все население (например, выявление общей структуры потребления)
Специализиро- ванные Формируются для изучения отдельных товаров или товарных групп; выборка может быть как репрезентативной, так и нерепрезентативной (в случае формирования только лишь из определенного сегмента рынка)
  По методу получения информации от членов панели Самостоятельное за­полнение респондентами дневников, опросных листов Члены панели высылают информацию почтой
Члены панели лично передают информацию исследователю
Информацию от участников запрашивает и фиксирует интервьюер Члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени
Интервьюер время от времени опрашивает участников лич­но, но при этом последний параллельно самостоятельно заполняет дневники, опросные листы Члены панели интервьюируются (лично, по телефону) через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте
  По постоянству целей и вопросов исследования Традиционные панели Одни и те же вопросы задаются участникам панели при каждом исследовании
Нетрадиционные (общедоступные) панели – омнибус Каждое исследование может иметь разные цели, участникам задаются разные вопросы
  По характеру изучаемых единиц Потребительские Члены панели – индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства
Торговые Члены панели – торговые организации и отдельные лица, занимающиеся перепродажей
Промышленные предприятия Члены панели – предприятия, производящие товары производственного назначения
Специальные формы Члены панели – эксперты-специалисты по изучаемой проблеме; потребители услуг

Качественные исследования – неструктурированный метод, основанный на небольших выборках, целью которого является более глубокое понимание проблемы.

Методы качественного исследования. Отсутствие формализации в качественных методах делает невозможным массовый охват изучаемой проблемы. Но небольшая выборка компенсируется глубиной исследования и возможностью получения неожиданной информации, которая не была запланирована при разработке исследовательских программ и гипотез.

Качественное исследование включает ряд различных методов, каждый из которых имеет присущие ему сильные и слабые стороны. Важно определить цели исследования на самой ранней стадии исследовательского про­цесса, чтобы выбрать для их достижения наиболее подходящий метод. Классификация методов качественного исследования представлена на рисунке 4

.

Методы качественного исследования

Прямые   Косвенные

Фокус-группы   Глубинные интервью   Проекционные методы

Ассоциативные методы   Методы завершения ситуации   Методы конструирования ситуации   Экспрессивные методы


Ассоциативное испытание слов   Ассоциативные беседы

Рис. 4. Классификация методов качественного исследования




double arrow
Сейчас читают про: