Таблица 7– Классификация панелей
№
| Признаки классифи-
кации
| Виды панелей
| Краткая характеристика
|
|
|
|
|
| По продолжительности
| Краткосрочные
| Не более одного года
|
Долгосрочные
| До 5 лет
|
Постоянные – время существования панели не ограничено и осуществляется процесс ротации (включения новых членов панели вместо выбывших)
|
| По характеру изучаемых проблем (предметов исследования)
| Общие
| Создаются для изучения общих тенденций и закономерностей; выборка является репрезентативной, так как формируется из генеральной совокупности, представляющей все население (например, выявление общей структуры потребления)
|
Специализиро- ванные
| Формируются для изучения отдельных товаров или товарных групп; выборка может быть как репрезентативной, так и нерепрезентативной (в случае формирования только лишь из определенного сегмента рынка)
|
| По методу получения информации от членов панели
| Самостоятельное заполнение респондентами дневников, опросных листов
| Члены панели высылают информацию почтой
|
Члены панели лично передают информацию исследователю
|
Информацию от участников запрашивает и фиксирует интервьюер
| Члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени
|
Интервьюер время от времени опрашивает участников лично, но при этом последний параллельно самостоятельно заполняет дневники, опросные листы
| Члены панели интервьюируются (лично, по телефону) через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте
|
| По постоянству целей и вопросов исследования
| Традиционные панели
| Одни и те же вопросы задаются участникам панели при каждом исследовании
|
Нетрадиционные (общедоступные) панели – омнибус
| Каждое исследование может иметь разные цели, участникам задаются разные вопросы
|
| По характеру изучаемых единиц
| Потребительские
| Члены панели – индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства
|
Торговые
| Члены панели – торговые организации и отдельные лица, занимающиеся перепродажей
|
Промышленные предприятия
| Члены панели – предприятия, производящие товары производственного назначения
|
Специальные формы
| Члены панели – эксперты-специалисты по изучаемой проблеме; потребители услуг
|
Качественные исследования – неструктурированный метод, основанный на небольших выборках, целью которого является более глубокое понимание проблемы.
Методы качественного исследования. Отсутствие формализации в качественных методах делает невозможным массовый охват изучаемой проблемы. Но небольшая выборка компенсируется глубиной исследования и возможностью получения неожиданной информации, которая не была запланирована при разработке исследовательских программ и гипотез.
Качественное исследование включает ряд различных методов, каждый из которых имеет присущие ему сильные и слабые стороны. Важно определить цели исследования на самой ранней стадии исследовательского процесса, чтобы выбрать для их достижения наиболее подходящий метод. Классификация методов качественного исследования представлена на рисунке 4
.
Методы качественного исследования
|
Фокус-группы
|
| Глубинные интервью
|
| Проекционные методы
|
Ассоциативные методы
|
| Методы
завершения ситуации
|
| Методы
конструирования
ситуации
|
| Экспрессивные методы
|
Ассоциативное
испытание слов
|
| Ассоциативные
беседы
|
Рис. 4. Классификация методов качественного исследования