Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

В настоящее время возрастает социальная и культурная роль образования. Российское образование уделяет большое внимание развитию, саморазвитию и совершенствованию личности. Доминирующая мысль образования не в том, сколько знаний усвоил человек по той или иной дисциплине, а в том, созданы ли условия для человека, чтобы он развил свои интеллектуальные, нравственные, творческие способности.

В современной педагогике различают государственное и негосударственное образование.

Государственное образование – это:

1) существование специальных учреждений, ведущих процесс обучения (школы, училища, колледжи, вузы и т.д.);

2) система образования подчинена государственному образовательному стандарту, который определяет минимальные знания, умения и навыки;

3) содержание определенных социокультурных ориентаций направленно на формирование знаний, умений и навыков в области музыки, искусства, техники, гуманитарного направления и т.д.

Негосударственное образование – это:

1) несистематизированные знания, получаемые в процессе общения с окружающей социальной средой (друзья, сверстники, родители, педагоги и т.д.);

2) индивидуальное приобщение к культурным ценностям (книги, газеты, телевидение, театры, музеи, выставки и т.д.).

Негосударственное образование играет большую роль в социализации индивида, развивает его духовно, может продолжаться всю жизнь, но по отношению к государственному образованию играет второстепенную роль.

В РФ образование является одним из факторов экономического и социального развития общества и ориентировано на самоопределение личности, создание условий для самореализации личности, укрепление и совершенствование правового государства.

На содержание образования влияют объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы:

· требования общества,

· состояние науки, техники, культуры,

· развитие школьного дела,

· совершенствование педагогической науки.

Субъективные факторы:

· методологическая позиция ученых,

· отношение ученых к умственному развитию ребенка.

Методологическая позиция ученых на образование оказывает существенное влияние, поэтому постоянно рассматривается вопрос об умственных способностях ребенка и о том, с какого возраста лучше обучать, чтобы шло поступательное развитие личности. В некоторые периоды обучение начиналось с 7 лет, были годы, когда обучение начиналось с 6 лет, сегодня первоклассниками могут стать дети в возрасте с 6,5 до 7 лет.

Содержание экономического образования школьников постоянно меняется с учетом объективных и субъективных факторов.

Современное содержание образования отражено в документах: законе «Об образовании», Концепции образования, Государственном стандарте образования, учебном плане, программах, учебниках, учебно-методических пособиях.

При реализации государственного образовательного стандарта по экономике учитываются его функции.

1. Функция сохранения. Образовательные стандарты играют стабилизирующую роль. Эта функция фиксирует объем и уровень полноценного образования.

2. Функция социального гарантирования. Стандарты содержат нормативы верхних и нижних границ качества бесплатных образовательных услуг. Эта функция гарантирует социальное развитие, в ходе которого происходит количественное и качественное изменение личности.

3. Функция управления. Назначение данной функции - получение достоверной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, что помогает принимать объективные управленческие решения.

4. Функция гуманизации образования. Минимальные и максимальные стандарты образования по предметам помогают ученику получать дифференцированные знания. Те предметы, которые даются ученику с трудом, он может усвоить по минимальному стандарту. Те же предметы, которые вызывают особый интерес, ученик может усвоить по максимальному уровню. Дифференцированный подход позволяет на практике реализовать функцию гуманизации образования.

5. Функция управления качеством образования. Каждое образовательное учреждение, желающее говорить о себе положительно, привлекать на себя внимание заказчиков знаний, должно способствовать созданию культуры качества образования, нести ответственность за качество образовательных услуг.

Как сохранить функции Государственного образовательного стандарта и изложить содержание образования учащимся? Безусловно, передача экономического образования - это сложный процесс, обусловленный рядом трудностей. Например, быстрый рост информации, изменчивость содержания знаний, кажущаяся недоступность новых знаний и т.д. Однако выпускники школ должны получить качественное образование и продолжить его, приобретая профессию, поэтому существует система требований к отбору содержания экономических знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: