Семинар

Семинар - организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду с последующим коллективным обсуждением.

Семинар – (от лат.seminarium) – рассадник, в данном случае – рассадник знаний. Задача семинара состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

Семинары позволяют проводить системные обобщения теоретического материала, учить учащихся выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои суждения и убеждения, приучают к самообразованию. Кроме того, семинары учит логично, последовательно и доказательно излагать свои мысли, отбирать убедительные примеры, аргументировано излагать факты, оперативно использовать свои знания.

Функции семинаров:

1. Организация домашней работы и подготовка к непрерывному самообразованию.

2. Закрепление знаний, умений, полученных на уроке.

3. Развитие речи, повышение культуры общения.

4. Формирование мышления.

Дидактические цели и задачи семинара:

1. Приобретение новых знаний.

2. Уточнение, расширение и углубление новых знаний по теме.

3. Обобщение и систематизация изученного материала.

4. Осмысление теоретических знаний, показ применения данных знаний на практике.

5. Применение знаний в новых, нестандартных ситуациях.

6. Формирование навыков учащихся по самодиагностике, рефлексии, самоуправлению своей деятельностью, обучение активному социальному поведению.

Типы семинаров

1. Коллективное обсуждение заранее поставленных проблемных вопросов.

2. Заслушивание специально подготовленных докладов, рефератов, планов, тезисов по теме реферата с последующим обсуждением.

3. Диспут.

Дидактические основы проведения семинара

1. Разработка вопросов по теме и сообщение их учащимся за 2-3 недели до семинара.

2. Указание списка литературы.

3. Распределение заданий для каждого ученика.

4. Подготовка дидактического материала (диаграммы, схемы, рисунки, карточки, ТСО и т.д.).

5. Уточнение тематики рефератов, сообщений, докладов.

6. Подготовка оппонентов.

Формы подготовки школьников и учителей к проведению семинарских занятий:

1. Поиск знаний и их осмысление.

2. Закрепление полученных знаний.

3. Формирование и развитие знаний, умений и навыков.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Деятельность ученика в ходе семинара может быть представлена четырьмя уровнями: 1-ый уровень - копирующие действия по заданному образцу, 2-ой уровень - репродуктивная деятельность по воспроизведению информации, 3-ий уровень – продуктивная деятельность самостоятельного применения знаний и 4-ый уровень – самостоятельная деятельность при выполнении задания.

В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности учащихся учитель планирует для учащихся 4 типа самостоятельных работ:

1. Воспроизводящие – для выполнения самостоятельной работы даётся готовый образец ответа.

2. Репродуктивно-вариативные, которые предполагают воспроизводящую работу с выбором разнообразных вариантов деятельности.

3. Эвристические, которые формируют поиски ответа за пределами образца.

4. Тренировочные самостоятельные работы, которые являются венцом системы самостоятельной работы, формируют творческую деятельность.

Роль учителя в проведении семинаров сложна и многогранна. Педагог чувствует проблемность ситуации и ставит перед классом посильные задачи, выполняет функцию координатора и партнера, оказывает помощь отдельным учащимся, увлекает проблемой и процессом глубокого исследования, стимулирует творческое мышление учащихся, проявляет терпимость к ошибкам учащихся, организует мероприятия по проведению сбора данных по поставленным вопросам семинара, предоставляет возможности для ответов групп учащихся и обмена их мнениями, не препятствует исследованию проблемы после завершения семинара.

Учащиеся в ходе семинара овладевают навыками: собирать и обобщать материал, анализировать, сопоставлять факты и явления в разных источниках, самостоятельно

оценивать прочитанное, делать выводы, обобщения, проявлять навыки самообразования, рецензирования, пользоваться несколькими источниками (учебником, научно-популярной, критической, справочной, периодической литературой и т.д.), демонстрировать монологическую и диалогическую речь.

Дидактические условия успешной подготовки учащихся к семинару – это наличие навыков самостоятельной работы учащихся, педагогическое руководство и контроль учителя за выполнением домашнего задания.

Технология проведения семинара (по И.С.Якиманской):

1. Наличие у учителя учебного плана семинара.

2. Использование проблемных творческих заданий.

3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму подачи изученного материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе семинара.

5. Сообщение в начале семинара не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе семинара.

6. Обсуждение с учащимися в конце семинара не только того, что узнали, чем овладели, но и того, что понравилось или не понравилось учащимся.

7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

8. Оценки, поощрения учащихся не только за правильный ответ, но и за то, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

9. Отметка за ответ должна аргументироваться по параметрам: правильность, самостоятельность, оригинальность.

10. Домашнее задание подробно объясняется, даются советы по рациональному его выполнению.

Учитель, готовя ученика к выступлению на семинаре, напоминает о том, какие требования предъявляются к ученику, выступающему на семинаре.

Памятка для ученика может быть следующая:

1. Хорошо обдумай то, о чем будешь говорить.

2. Заинтересуй слушателей содержанием.

3. Начни рассказ так, чтобы слушателям захотелось тебя слушать.

4. Определи главное в рассказе. Расскажи об этом подробно.

5. Помогай слушателям понять то, о чем ты говоришь, делай выводы.

6. Используй в сообщении коммуникативные средства связи: определения, сопоставления, выводы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: