Урок-спектакль

Сегодня кино и телевидение, компьютерные игры существенно потеснили театр, но проблема эстетического воспитания не потеряла смыла в наше время. Театр по своей природе рассчитан на активное сотворчество зрителя и актера. Театр помогает понять каждому человеку свою неповторимость, определить ценность индивидуальной духовности.

Приобщение школьников к искусству, театру в частности, - важнейшее средство нравственного развития личности, способ формирования духовного мира.

Учитель какого предмета должен формировать у школьника художественный вкус, эстетические качества? Литературы? Изобразительного искусства? Мировой художественной культуры? Ответ будет однозначным: педагог. И совсем не важно, какой предмет он преподает в школе. Развивать эстетический вкус у школьника может и должен учитель экономики. Сам учитель экономики - это человек с хорошо развитым духовным миром, со сформированными эстетическими качествами, разбирающийся в искусстве.

Положительные эмоции на уроках – это необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого учителем. Восприятие учебной информации в состоянии эмоционального комфорта и подъема становится более богатым, объемным, впечатляющим. Психологи отмечают, что эмоциональное восприятие учебного материала стимулирует положительное отношение к изучаемому предмету даже у детей со сниженной познавательной потребностью и способствует повышению восприимчивости к учебной информации.

Нестандартный урок-спектакль - это импровизированное учебное занятие, имеющее особую структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Какое бы мнение не высказывали представители разных школ, приобщение школьников к творчеству, к театру развивает новые грани индивидуальности детей.

Между театральным и педагогическим творчеством много общего:

1. Процесс театрального и педагогического творчества осуществляется в обстановке публичного выступления.

2. Театральная и педагогическая деятельность делают ученика субъектом воздействия и субъектом творчества, так как школьный спектакль направлен на ученика и организован с его участием.

3. Результаты театрального и педагогического творчества всегда находятся в развитии, изменяются и представляют всегда процесс.

4. Театральное и педагогическое творчество носит коллективный характер.

На уроках-спектаклях учащиеся пробуют себя в выстраивании декораций, научаются управлять светом, пробуют себя в роли театральных композиторов, драматургов, режиссеров, специалистов по театральной рекламе, исполняют роли, являются театральными экономистами и критиками и т.д.

Многие темы по экономике можно изучать в виде спектакля. Такие нетрадиционные уроки позволяют не только усвоить материал в игровой форме, но и сформировать у учащихся артистические способности, коммуникативную речь.

Отсюда, цель уроков-спектаклей - в игровой форме усвоить содержание изучаемой темы.

Дидактические основы проведения спектаклей.

1. Сценарий.

2. Театральные реквизиты (костюмы, декорации, свет и т.д.).

3. Перевоплощение.

4. Репетиционные подготовки до полного изучения роли учащимися.

Этапы подготовки и проведения спектаклей.

1. Написание сценария.

2. Распределение ролей.

3. Репетиция сцен спектакля.

4. Изготовление реквизитов спектакля.

5. Эмоциональная подготовка к спектаклю.

Для эмоциональной подготовки учащихся к спектаклю возможна предварительная работа, которая заключается в следующем: учащиеся отвечают на вопросы о том, что они знают о театре; какова история театра; какие спектакли смотрели в театре; называют лучшие театры страны; кого из театральных актеров знают; кто из актеров наиболее нравится, почему; что дает театр зрителям; мечтают ли связать свою жизнь с театром. Такая подготовительная работа к уроку-спектаклю может вестись совместно с учителем литературы, мировой художественной культуры, музыки (на основе межпредметных связей).

Время проведения спектакля.

По продолжительности спектакль может длиться, исходя из поставленных целей, один или два урока, в вечернее время, после уроков, фрагментарно с пассивным и активным участием школьников.

Пассивное участие школьников в спектакле - это просмотр сцены для понимания изучаемого материала.

Фрагмент пассивного участия школьников во время спектакля (для учащихся 3 класса).

В класс входят девочка и мальчик, ведут между собой разговор.

М а л ь ч и к. Я сегодня снова неплохо заработал.

Д е в о ч к а. Опять мыл соседу машину?

М а л ь ч и к. Да. Только сегодня работы было значительно меньше, чем вчера: сосед торопился и попросил помыть только стекла.

Д е в о ч к а. Сколько же ты получил за свой труд?

М а л ь ч и к. Немного поменьше, чем в прошлые разы - только 10 рублей и уже их потратил.

Д е в о ч к а. Опять на сладости?

М а л ь ч и к (торжественно). Нет, не угадала. Я купил на все деньги фишки с пекимонами.

Д е в о ч к а (недоуменно смотрит на мальчика). А как же твоя кассета «CERE», о которой ты давно мечтаешь?

М а л ь ч и к (с сожалением). На десять рублей кассету не купишь - она стоит 130 рублей.

Д е в о ч к а. Не тратил бы деньги на мелочи, а копил бы их.

М а л ь ч и к. А как это копить? У меня что-то не получается.

Д е в о ч к а. Тогда пойдем на урок экономики. Там сейчас изучают тему «Как семьи получают и тратят деньги».

Кроме пассивного участия в спектакле, учащиеся могут принимать активное участие в инсценировке на заданную тему. По заранее разработанному учителем сценарию учащиеся активно включаются в импровизированный разговор по теме.

Фрагмент урока с активным участием школьников (третий класс).

У ч и т е л ь. Дорогие дети! Как вы уже поняли, тема нашего урока называется «Как семьи получают и тратят деньги». Ваши родители научились распоряжаться деньгами. Скоро вы станете взрослыми, и этот навык вам тоже будет необходим. Что нужно для того, чтобы в семье всегда были деньги?

У ч е н и к и. Необходимо работать.

У ч и т е л ь. Каждый работающий человек за свой труд получает заработную плату. Заработная плата называется доходом. А как называются действия, когда мы тратим деньги?

У ч е н и к и. Расходы.

У ч и т е л ь. Каждый человек, получающий зарплату, думает о том, как ее экономно расходовать. Сначала он покупает самое необходимое, затем выделяет деньги на оплату квартиры и питание, а потом оставшуюся сумму денег бережет на более дорогую вещь, очень необходимую ему. Если денег на покупку не хватает, то он откладывает деньги до следующей получки, чтобы скопить необходимую сумму. Итак, чтобы купить нужную вещь, какие экономические понятия должен знать человек, о которых мы вели сейчас разговор?

У ч е н и к и. Доход и расход.

У ч и т е л ь. Дайте совет мальчику, который мечтает купить кассету «СERE», но никак это сделать не может.

У ч е н и к и (высказывают свое мнение).

После проведения спектакля необходимо проводить обсуждение его содержания: какая рассматривалась тема, насколько она стала понятна ученикам. В ходе разговора анализируется игра актеров, их артистизм и коммуникативные способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: