Игра - это система конкретных действий специально смоделированной ситуации (В.И.Зверева).
Использование на уроках деловых игр развивает творческое мышление и самопознание (Л.Л.Андрюшина), меняет мотивацию обучения (В.А.Андропов), развивает инициативные формы познания (Л.А.Лещинский), формирует самостоятельность и инициативу (А.Б.Мендякова), способствует совмещению самостоятельной работы учащихся с индивидуальным подходом учителя к отдельным учащимся (Н.В.Границкая), помогает оптимизировать, гуманизировать учебный процесс (Г.С.Иношин), определить знания и незнания участников игры, построить план самосовершенствования (А.Н.Кузьмин) и самовоспитания (В.А.Лыкова), наметить пути формирования личности (Е.Н.Линов, В.А.Рахматшева) и др.
Виды деловых игр: учебные, аттестационные, исследовательские, управленческие.
Цели деловых игр:
· овладение определенными умениями и навыками, социальным опытом;
· оценка знаний и умений, полученных обучающимися;
· поиск новых или отработка и совершенствование известных приемов той или иной деятельности.
Дидактические основы проведения деловых игр:
1. Объект имитации или предмет игры.
Объектом игрового моделирования может стать весь курс или раздел учебника, тема урока, в ходе исследования которых разрабатываются варианты решения проблем, оценка этих вариантов, выбор оптимальных путей и механизмов реализации.
2. Цель и задачи игры.
Цель игры представляет собой интегрированный результат, вмещающий в себя как внешние (наблюдаемые), так и внутренние (недоступные для наблюдения) качественные изменения участников игры. Достижение учебной цели возможно только в процессе взаимодействия игроков-практиков (педагогов) и игроков, а также игроков между собой. Отсюда, деловая игра как форма работы с учащимися – достаточно сложная форма.
Для организации хода игры, для решения конфликта, столкновения мнений участников игры соблюдаются требования к задачам игры:
· задача должна быть актуальной;
· достаточно сложной;
· доступной.
3. Роли, функции игроков.
При подготовке к игре учитель продумывает роли и функции игроков, последовательность своих действий и действий учащихся. Кроме того, учитель предугадывает возможные ответы учащихся и их рассуждения.
4. Правила, условия игры.
При проведении деловой игры соблюдается ряд обязательных правил и условий:
· определяется педагогическая проблема и цель игры;
· выявляется объект игрового моделирования;
· обеспечивается игровое взаимодействие участников;
· создается атмосфера уважения и доверия ко всем участникам игры;
· организовывается поэтапное оценивание результатов индивидуальной и групповой деятельности участников игры.
5. Средства игры.
Средства игры подразделяются на психологические, организационные и дидактические.
· Психологические (комфортность, психологическая совместимость участников игры, уважительное отношение к участникам игры и их мнениям, поощрение действий учащихся, рефлексия и т.д.).
· Организационные (четкость игры, подготовленность аудитории, распределение ролей, завершенность дел, темп игры, адекватные возможности учеников и т.д.).
· Дидактические ( наглядность результатов коллективной деятельности, конкретность схем, таблиц и других материалов, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся).
6. Суть конфликта, столкновение мнений.
В ходе игры ученик высказывает свое мнение, отстаивает свою позицию, склоняет оппонентов к его точке зрения. Все это способствует развитию деловой игры. Однако, при проведении игры возможны трудности:
· Участники не вступают в игру или вступают в нее формально.
· Игра затягивается.
· Игровое действие не развивается.
· Игра переходит в конфликт.
Все эти негативные последствия учитель должен предвидеть и по необходимости влиять на ход игры, беря в некоторых случаях инициативу на себя, задавая вопросы самому себе и прося помочь разобраться с ответом. При затягивающейся игре используются дополнительные средства активизации учащихся. При неразвивающейся игре налаживается взаимодействие участников, уточняются роли, повторно формулируются задачи. Уметь вовремя снимать конфликтные ситуации, предвидеть конфликт и не допускать его развития - задача игрока-практика (учителя).
7. Сфера применения полученных результатов.
Хотя результаты игры и непредсказуемы, так как формируются инновационные знания, новые решения проблемы, но учитель готов к такому итогу и продумывает сферу применения полученных знаний учащихся для дальнейшего их совершенствования.
8.Оценки.
Игра ориентирована на изменение личности, введение ее в процесс динамического саморазвития, самосознания, формирования эмпатии, эмоциональной устойчивости, коммуникативности, интуиции, поэтому роль учителя в проведении деловых игр очень велика, так как он руководит ходом игры, подводит ее итоги, формирует компетентность ученика по проблеме, реализуемой в ходе деловой игры.
Перечислены некоторые нетрадиционные типы уроков по экономике и даны дидактические требования к ним. Это только малая доля того, что используют учителя в своей педагогической деятельности.