Деловая игра

Игра - это система конкретных действий специально смоделированной ситуации (В.И.Зверева).

Использование на уроках деловых игр развивает творческое мышление и самопознание (Л.Л.Андрюшина), меняет мотивацию обучения (В.А.Андропов), развивает инициативные формы познания (Л.А.Лещинский), формирует самостоятельность и инициативу (А.Б.Мендякова), способствует совмещению самостоятельной работы учащихся с индивидуальным подходом учителя к отдельным учащимся (Н.В.Границкая), помогает оптимизировать, гуманизировать учебный процесс (Г.С.Иношин), определить знания и незнания участников игры, построить план самосовершенствования (А.Н.Кузьмин) и самовоспитания (В.А.Лыкова), наметить пути формирования личности (Е.Н.Линов, В.А.Рахматшева) и др.

Виды деловых игр: учебные, аттестационные, исследовательские, управленческие.

Цели деловых игр:

· овладение определенными умениями и навыками, социальным опытом;

· оценка знаний и умений, полученных обучающимися;

· поиск новых или отработка и совершенствование известных приемов той или иной деятельности.

Дидактические основы проведения деловых игр:

1. Объект имитации или предмет игры.

Объектом игрового моделирования может стать весь курс или раздел учебника, тема урока, в ходе исследования которых разрабатываются варианты решения проблем, оценка этих вариантов, выбор оптимальных путей и механизмов реализации.

2. Цель и задачи игры.

Цель игры представляет собой интегрированный результат, вмещающий в себя как внешние (наблюдаемые), так и внутренние (недоступные для наблюдения) качественные изменения участников игры. Достижение учебной цели возможно только в процессе взаимодействия игроков-практиков (педагогов) и игроков, а также игроков между собой. Отсюда, деловая игра как форма работы с учащимися – достаточно сложная форма.

Для организации хода игры, для решения конфликта, столкновения мнений участников игры соблюдаются требования к задачам игры:

· задача должна быть актуальной;

· достаточно сложной;

· доступной.

3. Роли, функции игроков.

При подготовке к игре учитель продумывает роли и функции игроков, последовательность своих действий и действий учащихся. Кроме того, учитель предугадывает возможные ответы учащихся и их рассуждения.

4. Правила, условия игры.

При проведении деловой игры соблюдается ряд обязательных правил и условий:

· определяется педагогическая проблема и цель игры;

· выявляется объект игрового моделирования;

· обеспечивается игровое взаимодействие участников;

· создается атмосфера уважения и доверия ко всем участникам игры;

· организовывается поэтапное оценивание результатов индивидуальной и групповой деятельности участников игры.

5. Средства игры.

Средства игры подразделяются на психологические, организационные и дидактические.

· Психологические (комфортность, психологическая совместимость участников игры, уважительное отношение к участникам игры и их мнениям, поощрение действий учащихся, рефлексия и т.д.).

· Организационные (четкость игры, подготовленность аудитории, распределение ролей, завершенность дел, темп игры, адекватные возможности учеников и т.д.).

· Дидактические ( наглядность результатов коллективной деятельности, конкретность схем, таблиц и других материалов, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся).

6. Суть конфликта, столкновение мнений.

В ходе игры ученик высказывает свое мнение, отстаивает свою позицию, склоняет оппонентов к его точке зрения. Все это способствует развитию деловой игры. Однако, при проведении игры возможны трудности:

· Участники не вступают в игру или вступают в нее формально.

· Игра затягивается.

· Игровое действие не развивается.

· Игра переходит в конфликт.

Все эти негативные последствия учитель должен предвидеть и по необходимости влиять на ход игры, беря в некоторых случаях инициативу на себя, задавая вопросы самому себе и прося помочь разобраться с ответом. При затягивающейся игре используются дополнительные средства активизации учащихся. При неразвивающейся игре налаживается взаимодействие участников, уточняются роли, повторно формулируются задачи. Уметь вовремя снимать конфликтные ситуации, предвидеть конфликт и не допускать его развития - задача игрока-практика (учителя).

7. Сфера применения полученных результатов.

Хотя результаты игры и непредсказуемы, так как формируются инновационные знания, новые решения проблемы, но учитель готов к такому итогу и продумывает сферу применения полученных знаний учащихся для дальнейшего их совершенствования.

8.Оценки.

Игра ориентирована на изменение личности, введение ее в процесс динамического саморазвития, самосознания, формирования эмпатии, эмоциональной устойчивости, коммуникативности, интуиции, поэтому роль учителя в проведении деловых игр очень велика, так как он руководит ходом игры, подводит ее итоги, формирует компетентность ученика по проблеме, реализуемой в ходе деловой игры.

Перечислены некоторые нетрадиционные типы уроков по экономике и даны дидактические требования к ним. Это только малая доля того, что используют учителя в своей педагогической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: