Педагогические технологии: понятие и типология

Очень долгое время термин технология использовался только в технократическом производстве. Например, технология изготовления болта, технология выпечки печенья и т.д. Сегодня технология широко применяется в педагогической практике, и здесь нет ни противоречий, ни надуманности.

Существует несколько определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

В.И.Андреев считает, что «педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании».

Хотя это не окончательная формулировка понятия педагогической технологии, и перечень фамилий ученых, исследующих проблему педагогических технологий, не исчерпан, остановимся на этих формулировках.

Развитие образования, совершенствование системы общего и профессионального образования потребовали необходимость модернизации в подаче и контроле знаний обучающихся. Педагогические технологии, направленные на обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения, помогают реализовать насущные проблемы школьного делопроизводства.

Сегодня педагогические технологии имеют несколько разновидностей:

- технологии обучения;

- технологии воспитания;

- технологии преподавания;

- технологии образования;

- традиционная технология;

- технология на основе личностной ориентации педпроцесса (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин);

- технология активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);

- технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса (Инге Унт, С.А.Лысенкова, программированное обучение);

- технология на основе дидактического усошенствования материала (В.С.Библер, С.Ю.Курганов, П.М.Эрдниев);

- частнопредметные педагогичские технологии (Н.А.Зайцев, Р.Х.Хазанкин, А.А.Окунев);

- альтернативная технология (С.Френе, А.М.Лобок);

- авторская технология (русская школа, школа-парк, школа Завтрашнего Дня);

- технология модульного обучения;

- технология проектного обучения и т.д.

Появление множества педагогических технологий обусловлено следующими причинами:

1. Необходимо более глубоко учитывать психофизические особенности обучаемых.

2. Нужно заменять малоэффективный вербальный (словесный) способ передачи знаний на системно-действенный подход.

3. Проектирование учебного процесса, форм взаимодействия учителя и учащихся должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить гарантированные результаты обучения.

4. Использование педагогических технологий должно способствовать повышению квалификации педагога.

Таким образом, появление педагогических технологий является насущной потребностью хорошо учить, грамотно учиться и быть компетентным человеком в определенной сфере профессиональной деятельности.

Если изучить пути проявления педагогических технологий в историческом аспекте, то истоки их уходят в далекое прошлое.

Я.А.Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» указывал, что если учитель хочет добиться положительных результатов, то ему необходимо: 1) твердо установить цели; 2) определить средства для достижения целей; 3) знать твердые правила, как пользоваться средствами обучения.

Идеи Я.А.Коменского широко были использованы его последователями.

Технология Д.Локка (1632 -1704) заключалась в воспитании человека, объединяющего в себе физическое, психическое и умственное развитие.

Новаторство Ж.-Ж.Руссо (1712 -1778) было в том, что на ребенка воздействуют три фактора: природа, люди, общество.

А.С.Макаренко (1888 - 1936) отмечал, что воспитание в России идет по логике морали, а надо строить по логике технологии.

Особенно бурно теория педагогических технологий начала развиваться в 60-е годы ХХ века. Наиболее известными педагогами в это время стали Б.Блум, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Ю.К.Бабанский, П.М.Эрдниев, М.В.Кларин и др.

Их наработки были детально изучены, систематизированы, что позволило в науке выявить два пути проявления педагогических технологий.

Первый путь. Педагогические технологии возникли из теории. Родоначальниками этого пути являются В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, П.Я.Гальперин и др.

Второй путь. Педагогические технологии возникли из практики. Авторами этих педтехнологий являются Е.Н.Ильин, С.А.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.

Таким образом, педагогические технологии строятся на богатом практическом опыте нескольких поколений учителей и умелом теоретическом обосновании их необходимости учеными современности.

На основании накопленного теоретического и практического опыта реализации педагогических технологий сегодня можно представить их тремя аспектами.

1. Научный аспект. Педагогическая технология - это часть педагогической науки, которая изучает педагогические процессы, разрабатывает цели, содержание, методы, средства, формы обучения и проектирования.

2. Процессуально-описательный аспект. Педагогическая технология описывает процесс обучения, состоятельность определения целей, методов, средств обучения для достижения планируемых результатов.

3. Процессуально-действенный аспект. Педагогические технологии используют личностные, методологические педагогические средства для достижения положительных результатов в обучении и передаче знаний обучающимся.

При реализации названных аспектов обязательно учитывают основные признаки технологий, которые заключаются в следующем:

1. Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения и воспитания.

2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации и последовательность ее усвоения.

3. Комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля.

4. Постоянная диагностика обучения и воспитания.

5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Педагогические технологии реализуются на трех уровнях:

1. Общепедагогический. Это целостный педагогический процесс в регионе, в вузе, на отдельном факультете, в конкретной школе. В данном случае педагогическая технология синонимична понятию педагогическая система.

2. Частнометодический. Частнометодической педтехнологией может быть педтехнология отдельного преподавателя или учителя, факультета или школы, одной темы.

3. Локальный. Локальная педтехнология – это технология отдельного звена процесса обучения: семинара или практикума, изучения нового материала или контроля и оценки знаний и т.д.

Исходя из уровней реализации педагогических технологий, можно утверждать, что у каждого учителя должна быть своя технология, реализующая его личное видение темы. Один педагог может работать эффективно и говорить, что это его такая технология. Другой может работать неэффективно, но тоже будет убеждать всех, что это его такая технология. Хотя ни первый, ни второй в своей деятельности не использует педагогические технологии.

Дело в том, что каждая педагогическая технология должна иметь критерии:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость;

4) эффективность;

5) воспроизводимость другими педагогами.

Только при соблюдении всех перечисленных критериев можно говорить о педагогической технологии учителя.

Овладение новыми педагогическими технологиями требует внутренней готовности педагога к серьезной работе по преобразованию самого себя (Г.Ю.Ксензова), что позволит активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и сформировать их компетенцию в определенной сфере деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: