Задания Б

1. Сгруппируйте слова в соответствии с их словообразовательными значениями. Отметьте синонимичные аффиксы.

Африканец, полковник, пирожок, либеральничать, по-шведски, изоляция, сушилка, сияние, Шура, таксист, взятка, перебранка, чтение, Нюра, Паша, болтушка, омский, дуновение, съёмка, слежка, мышление, зубрёжка, ботаник, ученица, саботаж, читинский, по-заячьи, садовник.

2. Сгруппируйте глаголы по словообразовательным типам, охарактеризуйте их. Выполните полный словообразовательный анализ подчеркнутых слов:

а) переиграть, перецеловать, пересолить, перекусать, перелить, передержать, переночевать, переиздать, перепрыгнуть, перевоспитать, переплыть, перевыполнить, переадресовать;

б) темнеть, темнеться, болеть, мелеть, синеться, отсыреть, вспотеть, грубеть, улететь, велеть, робеть, седеть, сидеть;

в) отцарствовать, отъехать, отзвучат, отрезать, отэкзаменоваться, отгулять, отъединить, отгрызть, отклеить.

3. Каков механизм образования следующих существительных, мотивированных глаголами? Всегда ли участвует в образовании приставочный глагол? Можно ли отнести к одному словообразовательному типу подчёркнутые слова?

Повозка, побег, поплавок, поход, погоня, поводок, поток, поводырь; усадка, заезд, отпуск, причал, вырез, перекладина, переход, восход, прилив, забег.

4. В каких случаях слова находятся в отношениях словообразовательной мотивации (прямой и опосредованной):

а) дом – домовой, дом – домик, домик ­– домище, дом – домашний;

б) ездить – выезд, ездить – езда, подъехать – подъезд;

в) брат – по-братски, брат – братство, брат – запанибратство – брататься;

г) белый – побелка, белый – белизна, побелеть – побелка, белеть – побелить – белила.

5. Используя в качестве исходных слов: овца, гусь, конь, кот, пчела, муха, заместите деривационные позиции в следующей схеме. Сравните объём полученных парадигм (полей).

6. В отрывках из стихотворений К. Бальмонта найдите индивидуально-авторские неологизмы, определите их исходную базу; укажите, где есть, осложнения в словообразовательной паре. Найдите морфонологические чередования (включая чередования мягкий/твёрдый согласный), асемантические прокладки, двойную мотивацию. Определите степень окказиональности авторских инноваций и охарактеризуйте словообразовательные типы потенциальных слов.

В блестящих звёздностях есть бешенство страданья;

И солнце – праздник каждодневья;

Он будет ковачом и дровосеком…;

И однажды метнул молнеглазые громы;

Ладан цветёт в ветрохвойных пределах;

…Где лишь коршуны кричали за утёсистой громадой;

А там, где вдали кочевье звенящих пчёл,– улыбка девья;

…Хваленье, что пели вы мне колыбельно;

И эту рать не победить палачеством убогим;

Ручьистость звуков, льющихся в избытке;

Это нежные лесунки веселят полдневный лес.

7. Найдите и охарактеризуйте факты словообразования и формообразования.

а) Декабрьский день в моей оконной раме.

Не просветлев, темнеет небосклон.

Торчат, как мётлы, ветви за домами.

Забитый снегом, одичал балкон.

(С. Маршак)

б) Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

(В. Хлебников)

г) Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая лёгких времирей.

(В. Хлебников)

8. Дайте полную характеристику словообразовательного типа, в который входят подчеркнутые слова. Определите их роль в тексте.

Мне досталось наследство беспечных изгоев,

Вспоминавших о родине в шумных пивных.

Только я растерял свою долю покоя,

Рассорил, раздарил на дорогах земных.

(Р. Ольшевский)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: