В комнату влетел краснощекий третьеклассник-гимназист, чмокнул на ходу щеку матери и громко закричал:
– Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн-африка?
– Господи помилуй! С ума сошел! Где тебя черт носит? Чего к обеду опаздываешь? Вон и суп холодный.
– Не хочу супу. Отчего не гимн-африка?
– Ну давай тарелку: я тебе котлетку положу.
– Отчего кот-лета, а не кошка-зима? – деловито спросил гимназист и подал тарелку.
– Его, верно, сегодня выпороли, - догадался отец.
– Отчего вы-пороли, а не мы-пороли? – запихивая в рот кусок хлеба бормотал гимназист.
– Нет, вы видали дурака, - возмущался удивленный капитан.
– Отчего бело-курый, а не черно-петухастый? – спросил гимназист, протягивая тарелку за второй порцией.
– Что? Хоть бы отца с матерью постыдился!
– Петя, постой, Петя! – крикнула вдруг сестра. – Скажи, отчего говорят: д-верь, а не д-сомневайся? А?
(Тэффи)
8. Прокомментируйте языковые особенности следующих текстов. Какие приемы использует автор? Какие функции выполняют словообразовательные средства?
|
|
Небо
Вновь набито сероватой
Ватой ватников и тюфяков
И халатов рванью дыроватой
(Л. Мартынов)
– Если хотите... я хотел сказать, что пейзажист лишь индивидуализирует вид. Он не способен его отразить. Он способен лишь отразиться в нём. Вид и индивид – один корень?
– Нет, – ответил я, в твердость свою вкладывая и Шишкина, и Тенирса, и фотографию.
– А подходит... Я имел не только это в виду... Видите. Опять вид?...
(А.Битов. Человек в пейзаже)
Он взглядом на меня взглянул,
улыбкой улыбнул,
потом рукою руканул
и мигом подмигнул.
(Из фольклора)
Каменный замок на камне чернел,
Король очень каменный там каменел...
По каменной моде для каменных граждан
Сюртук и камзол каменели на каждом...
И каменно верили каменной лжи,
Что каменным сердцем гордиться должны,
Что каменно вечны палаты дворца,
А каменный век не имеет конца...
(Элен Найт)