_______________________________________________
Лабораторная работа № 1
Словообразование и орфография
Цель: на практическом материале продемонстрировать связь между словообразованием и фонетикой, графикой, орфографией.
Литература1
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (далее – ШУ-5).
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-6).
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-7).
Задание 1. Вспомните суть основного принципа орфографии и отступления от него (традиционные, фонетические, дифференцирующие написания); запишите в тетради (с кратким объяснением) по 2 примера на каждый случай, учитывая не только корневые, но и аффиксальные морфемы. Примеры оформите в виде таблицы:
Таблица 1
Тип написания | Краткая формули-ровка его сути | Тип морфемы | Название орфограммы (класс и § учебника) | Примеры с обозначением орфограммы (по 2 примера) |
1. | Корень | |||
Приставка | ||||
Суффикс | ||||
Окончание | ||||
2. |
Задание 2. Выполните упр. 734 (ШУ-5).
|
|
Задание 3. Выполните краткий орфографический анализ слов по вариантам (выделите орфограммы, определите принцип написания).
1 вариант: прибрать, бескорыстный, балл, (на) площадке;
2 вариант: преградить, разложить, ожег, чудесный;
3 вариант: надрезать, исходивший, развеваться, на траве;
4 вариант: отчищать, безызвестный, (в) компании, сторожем;
5 вариант: подыграть, беззвёздный, тушь, (к) лестнице, плечом.