Бухариной

Не чудно ль, что зовут вас Вера?

Ужели можно верить вам?

Нет, я не дам своим друзьям

Такого страшного примера!..

Поверить стоит раз… но что ж?

Ведь сам раскаиваться будешь,

Законы веры не забудешь.

И старовером прослывешь!

М.Ю. Лермонтов

В этом стихотворении Лермонтова особо обращает на себя внимание игра «внутренней формой» собственного имени Вера: происходит столкновение с нарицательным существительным вера и используется целый ряд однокоренных слов (вера, верить, поверить, старовер), организующих данный текст. Автор, обращаясь к адресату послания (Вере Бухариной), выражает сомнение, шутливо упрекает ее в том, что она не соответствует «внутренней форме» своего имени (Ужели можно верить вам?) Есть намек на женское коварство, в сети которого может попасть мужчина, поверив только один раз. Лирический герой хочет вести себя осторожно, чтобы потом не раскаиваться.

В этом стихотворении представлены разные лексические значения нарицательного имени существительного вера: «1. Твердая убежденность, уверенность в чем-либо, в исполнении чего-либо. 2. Состояние сознания, связанное с признанием существования Бога, убеждения в реальном существовании чего-либо сверхъестественного. 3. Доверие».1

В первой части стихотворения указанные однокоренные слова актуализируют значение «доверять, надеяться». А в двух последних строчках корень - вер - входит в состав слов, которые обычно используются в религиозной сфере (законы веры, старовер): реализуется второе значение слова вера. Переход к религиозно значимому употреблению как бы намечен употреблением глагола раскаиваться.

Однако в этом стихотворении происходит совмещение двух лексических значений: в слове вера, несмотря на то, что оно употребляется в сочетании законы веры, сохраняется смысл «надежда, доверие», а существительное старовер используется не только в значении «приверженец старой веры», например, старообрядец, но и как «человек, придерживающийся старых мнений, привычек, вкусов», причем семантика «то, что связано с религией» отодвигается на периферию.

Слова вера и старовер попадают в этом тексте в рамку предположительности, возможности, и это способствует прочтению текста как иронической метафоры: закономерность в том, что, веря, нередко обманываются, но, несмотря ни на что, упорствуют в своей вере.

Можно отметить, что в этом тексте дериватов немного, и их употребление большей частью характеризуется двойственностью, диффузностью семантики. Кроме указанных слов вера и старовер, таким свойством обладают слова чудно (от чудный и чудо), раскаиваться (от каяться) и страшный (от страх). Ср.: чудный – «вызывающий удивление» и «сверхъестественный, вызванный вмешательством божественной силы»; раскаиваться – «признаваться в совершенной ошибке, неправильном поступке» и «признаваться в грехах»; страшный – «вызывающий чувство страха» и «опасный».

Из других словообразовательных явлений в тексте этого стихотворения можно отметить архаичность, связанную с морфемным составом слова ужели (ср. современную нечленимую, непроизводную вопросительную частицу неужели).

Приведенный вариант анализа словообразовательных особенностей стихотворения М.Ю.Лермонтова не является единственно возможным: отдельные части этого анализа могут варьироваться, уточняться – интерпретация языковой организации художественного текста всегда в какой-то мере субъективна.

Контрольные вопросы

1. Кто из лингвистов ввел понятия синтаксической и лексической деривации? Чем отличаются лексические дериваты от синтаксических? Какие еще термины используются для наименования этих явлений?

2. Что понимается под модификационными и мутационными дериватами? Назовите несколько групп дериватов, относящихся к каждой разновидности.

3. В каком случае между дериватом и исходной базой, по мнению Е.А.Зем­ской, устанавливаются эквивалентные отношения?

4. Какие основные функции дериватов в тексте вам известны? Подтвердите свой ответ примерами.

5. На чем базируется связующая (текстообразующая) функция дериватов?

6. В чем заключается актуализационная функция дериватов в тексте?

7. Какую роль играют дериваты в повышении экспрессивности текста? Какие прагматические эффекты достигаются с их помощью?

8. Могут ли дериваты выполнять несколько функций одновременно? Приведите примеры (можно проанализировать текст из заданий).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: