Образец

Беспокойный

1. Б ес/ п о кой/н/ ы й

2. Характеристика орфограмм:

б е с - “е” – безударная гласная в приставке. Принцип написания – фонематический, т. к. буква соответствует фонеме, пишется в составе морфемы единообразно, независимо от позиции. Проверка: бездарь.

бе с - “с” – согласная в приставке на з/с. Принцип написания – фонетический, т.к. возможно различное написание в зависимости от позиции (безразличный, бессильный).

- п о кой - “о” – безударная гласная в корне. Принцип написания – традиционный, т.к. нельзя поставить фонему в сильную позицию, морфема пишется единообразно по традиции.

- ы й “ы” – безударная гласная в окончании. Принцип написания – фонетический, т. к. возможно различное написание в зависимости от позиции (добрый, синий, большой).

Задание 4. Познакомьтесь с параграфами, посвященными чередованию звуков в школьных учебниках (ШУ-5: §§ 77, 78, 79 и ШУ-6: §§ 29, 30, 31, 32). Выполните упр. 409, 414 (ШУ-5); проанализируйте и выполните упр. 415 (там же). Что в этом упражнении требует, по вашему мнению, изменения, дополнения?

Задание 5. Выявите однокоренные слова, укажите чередования:

1 вариант: драть, выдирать, подсылать, посол, подошлю, преградить, деру, перегородить, сдирать, ссылка, ограждать, выдержать, пошла, живодерка, градина, отгороженный;

2 вариант: выпеть, поющий, пой, певчий, читатель, вычитать, чтец, вычитывать, паводок, обезвоженный, молоко, молочный, млекопитающее, млечный (путь), проводник, перемолоченный, петля;

3 вариант: разминать, мяться, помыть, мойка, моечная, помывка, возвещать, древесный, дерево, прерывать, перерыв, совать, просунуть, засов, помычать, совхоз, взорвать, взрыв;

4 вариант: лить, подолью, подливать, лейка, замок, отмычка, берег, бережок, прибрежный, отомкнуть, отобрать, подборы, подбери, малолитражка, приберегать, отмачивать;

5 вариант: отомстить, месть, отмщение, кратчайший, вкратце, короче, короткий, веду, водить, вожу, вождение, подмести, обезвоженный, пожимать, жатва, жать, пожинать.

Лабораторная работа № 2

Морфемика в школьном учебнике

Цель: установить, как представлены в различных школьных учебниках основные понятия морфемики; выявить, какие понятия даются в теоретической части, а какие – только на практическом уровне.

Литература

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (далее - ШУ-5).

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-6).

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-7).

Русский язык (теория): Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М., 2000 (далее – ШУ-Т 5-9).

Русский язык (практика): Учебное пособие для 6 – 7 классов общеобразовательных учебных заведений // Под ред. В.В. Бабайцевой. М., 2000 (далее – ШУ-П 6-7).

Задание 1. Проанализируйте раздел „Словообразование” в учебниках 5 и 6 кл. (ШУ-5 и ШУ-6), сопоставьте представленные там сведения с материалами, данными в учебниках В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой (ШУ-Т 5-9, ШУ-П 6-7) и ответьте на следующие вопросы.

1. Отражены ли в школьных учебниках 2 подраздела словообразования? В каких классах они изучаются? Подтвердите свой ответ цитатами и примерами. Есть ли в учебниках термины морфемика и дериватология? (Обратите внимание на упр. 27 в ШУ-5).

2. Какое место занимают эти разделы в школьных учебниках (какой раздел изучается до них, после них)? Чем объясняется такое расположение этих разделов?

3. Как в учебниках даётся понятие морфемы? Какие признаки морфемы отражены в учебниках? Приведите примеры, укажите номера упражнений или процитируйте параграф. Есть ли термин морфема? Какие разновидности морфем предлагаются для изучения? Приведите примеры. Какие не изучаются? Выполните упр. 404, 405 (ШУ-5).

4. Как определяется корень? Какие его признаки отмечены? (Сравните с определением данным в лекции.) Какие разновидности корня представлены? Приведите примеры, укажите номера упражнений и параграфы.

5. Различаются ли в учебниках понятия формообразование и словообразование? Ответ обоснуйте.

6. Какие свойства суффиксов и приставок отражены в учебниках? С какими формообразующими аффиксами знакомятся учащиеся при изучении прилагательного и глагола? Приведите примеры, указав номера упражнений. С какими унификсами знакомятся школьники при изучении темы „Местоимение”?

7. Знакомятся ли школьники с понятием одноструктурные слова? Если да, то в каких параграфах, упражнениях? Подтвердите свой ответ примерами.

8. Какие сведения об окончании получают школьники в 5 кл., в 6кл. (при изучении темы „Числительное” „Глагол”)? Насколько удачно дано понятие нулевого окончания? Укажите упражнения, направленные на:

1) определение ГЗ слов;

2) характеристику функций окончания;

3) разграничение слов с окончанием и без него;

4) всестороннюю характеристику нулевого окончания.

9. Как определяется основа слова в школе? Понятно ли из определения, что основа не является морфемой? Обоснуйте свой ответ. Какие разновидности основ изучаются в школе? Приведите примеры.

Какие основы можно выделить в следующих словоформах?

1вариант: сказавший, везла;

2 вариант: задумала, величайший;

3 вариант: играя, белее;

4 вариант: вёл, закрыла;

5 вариант: закрыв, сильнейший.

Задание 2. а)Выполните наиболее понравившееся вам упражнение

из любого школьного учебника. Обоснуйте свой выбор.

б) Предложите свое упражнение, укажите, на отработку каких навыков оно направлено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: