Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий – «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы – это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
Наглость – это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных оснований, нахальство – та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее – форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясниться, и вообще, действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме – резко, крикливо и претенциозно.
|
|
Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. <…>
С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить.
И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении непредсказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство – это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного к слабому», потому что хамство – это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство – это неравенство (С. Довлатов).
Задание 3. Найдите в текстах окказиональные слова, определите их значение, способ образования, причины употребления.
Когда я был совсем маленьким, мне в руки случайно попал «Справочник молодого бегемотоведа». <…> С тех пор я стал страстным бегемотолюбом – и, воодушевленный фундаментальными исследованиями, <…> постарался внести свой вклад не только в бегемотологию, но даже и в бегемотографию (Трамвай, 1991).
|
|
Там, где купальни, бумагопрядильни
И широчайшие зеленые сады,
На Москве-реке есть светоговорильня
С гребешками отдыха, культуры и воды
(О. Мандельштам)
Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева,
И парус медленный, что облаком продолжен –
Я с вами разлучен, вас оценив едва:
Длинней органных фуг, горька морей трава,
Ложноволосая – и пахнет долгой ложью
(О. Мандельштам)
Задание 4. Какие словообразовательные и лексические явления лежат в основе каламбурного стихотворения? Дайте им подробную характеристику.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне,
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил.
Слонялся черный таракан,
Сазан с лещом судачил.
И, как всегда, ослил баран,
Что конь весь день ишачил…
(Ф. Кривин)
Задание 5. Подберите текст (фрагмент текста), который можно использовать на занятиях по словообразованию, сформулируйте задание к нему, выполните его. (Можно использовать фрагменты из публицистики, научной речи, художественной литературы, в том числе из литературы для детей.)
Задание 6. Проанализируйте школьные учебники (ШУ-5, ШУ-6, ШУ-7). Есть ли в них материал для изучения словообразования в текстовом аспекте? Какие упражнения предполагают такую работу? Используются ли элементы языковой игры?
Задание 7. Какие задания для изучения разных элементов словообразовательного уровня можете предложить вы? Оформите свои задания в виде упражнений, кроссвордов, шарад, фрагментов игры и т.п.