Лабораторная работа № 6

Словообразование и текст

Цель: проанализировать высказывание и текст с точки зрения участия в них элементов словообразовательного уровня, выявить их функции, проследить текстообразующий потенциал; выполнить лексико-словообразовательный анализ текста.

Литература

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (далее – ШУ-5).

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-6).

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-7).

Задание 1. Определите функции дериватов в высказываниях.

Я представлял себе, как мой предок сидит у костра и ест буйволятину (Ф. Искандер). Я обнаружила, что этот ящик буквально выпотрошен хулиганами. Здесь буйствуют ящикоманы (КП, 2000). Видеокассеты – чистые и чистящие (реклама). [Министр-администратор] Кто смеет обижать нашего славного, нашего рубаху-парня, как я его называю, нашего королька?…Наш общий врач, мой и королька, вчера только осматривал принцессу и докладывал мне о состоянии ее здоровья (Е. Шварц). Лежит на диване целыми днями, все какие-то газетенки, книжонки непонятные изучает (разг. речь). И жучок, и паучок, надевай пуховичок! (реклама).

«Богатей, а то проиграешь!» Советы для начинающих бизнесмонстров (С.Кузнецов). Главную задачу попасть в плей офф армейцы выполнили, но и выше головы не прыгнули: место во второй восьмерке не дающее преимущество своего поля нельзя считать супердостижением (Новости Петербурга, 2000). Супергруппы, супермузыка, суперкайф - разве бывает что-нибудь лучше? (Апорт, 1999).

… Иду я по мирной и родной своей улице Рубинштейна в Ленинграде, захожу в гастроном, и тут со мной происходит что-то странное… Я говорю продавщице, женщине лет шестидесяти: «Девушка, миленькая, будьте добречки, свесьте мне маслица грамчиков сто и колбаски такой, знаете, нежирненькой, грамчиков двести…» И я произношу эти уменьшительные суффиксы, изо всех сил стараясь понравиться этой тетке, <…> и вот я изгибаюсь перед ней в ожидании хамства, потому что у нее есть колбаса, а у меня нет, потому что меня – много, а ее – одна, потому что я, в общем-то, с известными оговорками, - интеллигент, а она торгует разбавленной сметаной… (С. Довлатов).

***

Утро – вечер, утро – вечер, день и ночь. Стрелки, цифры, циферблаты, сутки прочь. Гири, маятники, цепи, медный гуд. Все торопятся куда-то, все бегут. Нету времени присесть, поговорить, Покалякать, покумекать, покурить. Нету времени друг друга пожалеть, От несчастья от чужого ошалеть. Даже выслушать друг друга – на бегу – Нету времени: Приедешь? – Не могу! (Ю. Левитанский)

Задание 2. Выполните лексико-словообразовательный анализ текста (см. образец в теме «Словообразование и текст» настоящего пособия). Какие элементы словообразовательного уровня выполняют текстообразующую роль?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: