Морфемная и словообразовательная структура слова
В словарях разного типа
Цель: закрепить навыки практического пользования различными типами словообразовательных и толковых словарей новых слов при изучении деривационных возможностей и морфемного состава слова.
Литература
Ефремова Т.Ф.Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Около 52 000 слов. М., 1986.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь: Около 25 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. М., 1964.
Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения. СПб., 2001.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: Около 145 000 слов: В 2 т. М., 1985.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1996.
Задание 1. а)Познакомьтесь со «Словообразовательным словарем русского языка»А.Н. Тихонова (1985)и ответьте на вопросы.
1. Какой способ расположения языковых единиц принят в словаре А.Н. Тихонова?
2. Что обозначают следующие условные знаки, принятые в словаре: Æ, / (косая черта), - (дефис), *?
3. Как представлена морфемная структура производных слов в словаре (аффиксы, нулевые морфемы, уникальные части слова, асемантические части слова)?
б) Проанализируйте состав и структуру словообразовательных гнезд, в которые входят слова.
1 вариант: по-ученически, потакательница, холодноватость;
2 вариант: потаённый, обслуживание, маслянистость;
3 вариант: изжаривание, контрминный, бесхитростность;
4 вариант: анормальность, оценивание, покраснение;
5 вариант: сыгранность, разъяснение, отбеливаться.
Для этого выполните следующие задания:
1. Выясните, где в словаре искать ответ на вопрос о том, на какой странице располагается данное слово?
2. Установите исходное слово гнезда, в которое входит данное слово.
3. Приведите примеры дериватов из анализируемого гнезда 1, 2, (3, 4) ступеней.
4. Установите словообразовательную цепочку, в которую входит слово.
5. Установите морфемную структуру слова. Какие условные обозначения помогают выполнить это задание?
Задание 2. Прокомментируйте следующее утверждение:«Слова одной тематической группы (ТГ) обладают сходным словообразовательным потенциалом». Для этого сравните устройство словообразовательных гнезд слов одной ТГ (наименование деревьев, числительные от 1 до 10, цветовые прилагательные, термины родства, зоонимы, части лица и др.). Какие дериваты по структуре и семантике присутствуют во всех гнездах слов одной тематической группы?
Задание 3. Проанализируйте с количественной точки зрения словообразовательные гнезда следующих слов: авантаж, авизо, бетон, бюргер, вагон, добро, инженер, лес, педагог, самурай, самшит, сапфир, сафьян, сахар. Чем можно объяснить разное количество дериватов в словообразовательных гнездах?
Задание 4. Выделите в словах аффиксы. Пользуясь «Толковым словарем словообразовательных единиц русского языка» Т.Ф.Ефремовой (1996), охарактеризуйте каждый аффикс по плану:
1. Значение аффикса.
2. Наличие вариантов (приведите примеры).
3. Наличие омонимичных аффиксов (приведите примеры).
4. Продуктивный/непродуктивный аффикс.
5. Регулярный/нерегулярный аффикс.
1 вариант: массаж, перечитать, урбанофоб, дискомфорт, оборвать;
2 вариант: подвижник, африканец, сахарница, соизмерять, безвкусица;
3 вариант: домик, галчонок, эмигрантка, смешно, досолит;.
4 вариант: рассмешить, пленительный, борьба, полоска, иссушить;
5 вариант: бледность, иронический, считалка, разохаться, дворник.
Задание 5. а) Познакомьтесь со«Словарем морфем русского языка»А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой (1986) и ответьте на следующие вопросы:
1. Как устроен словарь морфем?
2. Как обозначается отсутствие окончания у неизменяемых слов в словаре?
3. Какие по структуре слова не нашли отражения в словаре морфем?
б) Сопоставьте гнезда родственных слов с корнями мыч-, мят-, бел-, бор-, сам-, гиб- в «Словаре морфем русского языка» А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой и «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова. Чем можно объяснить разный состав одних и тех же гнезд родственных слов?
Задание 6. Используя «Словарь морфем русского языка»А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой и «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н Тихонова, определите, считают ли авторы словарей однокоренными следующие пары слов: мышление – промышленный, кормовые (травы) – кормовое (весло), лежит – надлежит, лимон – лимонад, этаж – этажерка, еж – ежевика, обязанность – привязанность, зубрежка – зазубрина, плавка – плавать.
Результаты анализа представьте в таблице.
Таблица 2
Пары слов | Словарь морфем русского языка А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой | Словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова |
Сделайте вывод о различиях в подходах к пониманию однокоренных слов.
Задание 7. Используя «Словарь морфем русского языка»А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой, «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова и «Школьный словообразовательный словарь» З.А.Потихи, представьте в таблице морфемный состав следующих слов:
1 вариант: искусственный, неистовствовать, превосходный, пресмыкаться;
2 вариант: просторный, былина, необеспеченный, тряпка;
3 вариант: посуда, зачетный, судороги, обитательница;
4 вариант: непревзойденный, спозаранку, кадушка, кольцо;
5 вариант: преподавательский, осторожный, шестнадцать, непрочный. 1
Выявите несовпадения в представлении морфемной структуры слова. Прокомментируйте эти несовпадения.
Таблица 3
Слово | Словарь морфем русского языка А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой | Школьный словообразова-тельный словарь З.А.Потихи | Словообразова- тельный словарь русского языка А.Н. Тихонова |
Задание 8. Пользуясь «Этимологическим словарем русского языка» М. Фасмера (тт. 1-4, фрагменты в электронной версии) и «Словообразовательным словарем русского языка» А.Н.Тихонова, сопоставьте морфемный состав следующих слов с синхронной и диахронной точек зрения:
1 вариант: белка, белобрысый, белокурый, ветчина, вилок, внезапно, внутрь;
2 вариант: внять, грецкий, дача, задор, затхлый, закоулок, зодчий;
3 вариант: коричневатый, кошка, кружево, лекарь, лентяй, мошенник, однажды;
4 вариант: причуда, приятель, пряник, седло, сосед, сутки, сутолока;
5 вариант: сутулый, тщательный, узор, улица, упругий, ухарь, шило.
Определите, какие исторические изменения произошли в морфемном составе слов. Результаты своих наблюдений представьте в таблице.
Таблица 4
Современный морфемный состав слова | Этимологичес-кий состав слова | Причина исторических изменений в морфемном составе слова | Название процесса |
Задание 9. Выпишите из «Толкового словаря русского языка конца ХХ века: Языковые изменения» Г.Н. Скляревской новые слова, образованные разными словообразовательными способами (по 2 примера на каждый способ словообразования).
Задание 10. а) Используя «Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения» Г.Н. Скляревской,расшифруйте аббревиатуры. Определите разновидности аббревиатур.
1 вариант: СНГ, НЛО, КПРФ, НПСР, СМИ, Яблоко, юннат, юнкор;
2 вариант: штрихкод, ЧИФ, ХДС, ФСНП, ГФС, фан и фэн, ТВ, СПИД;
3 вариант: спрецхран, спецназ, СП, СД, самиздат, РИА, ПО, ОМОН;
4 вариант: ОВИР, НПФ, НДС, нал, МРОТ, Минфин, Минюст, масскульт;
5 вариант: ЛДПР, копир, комок, БТР (бэтээр), БОМЖ (бомж), безнал, тур.
б) Прокомментируйте наличие в словаре двух словарных статей с заглавным словом бомж (БОМЖ) и БТР (бэтээр).
в) Можно ли рассматривать слово фан (фэн) только как результат аббревиации?
г) Выпишите из словаря образованные от аббревиатур слова. Представлены ли в «Словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова гнезда, где заголовочной единицей была бы аббревиатура?
Приложение 1