Задание. Сравните два высказывания великих людей и сформулируйте свою позицию

Сравните два высказывания великих людей и сформулируйте свою позицию. «Воспитание может все» (Гельвеций). «От всякого воспи­тания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечива­ют полноценного развития ребенка. Почему же? Да пото­му, что все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной особенностью - активностью. Уже изначаль­но, даже еще в утробе матери, ребенок активно реагирует на влияние каждого из вышеназванных факторов. Актив­ность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют фун­кционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. (Стоит хотя бы обратить внимание, насколько качествен­но меняется характер развития ребенка с овладением ходь­бой и прямохождением). Активность проявляется в позна­нии мира. Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность из­начально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность - важная грань ак­тивности личности. Многое ребенок в течение очень дли­тельного периода постигает на уровне эмоций, а не созна­ния. Он откликается на воздействия, эмоциональной ак­тивностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать спосо­бами действия с предметами.

Таким образом, активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимого условия и пред­посылки развития.

У человека активность облекается в социальные фор­мы - разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которой невоз­можно реальное действие; труд - на удовлетворение по­требности в получении реального результата, в самоут­верждении, учение - на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, если не обеспечивается ее развитие, то активность все равно «ищет выход» и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессив­ность и др.).

Итак, мы рассмотрели разные факторы, обеспечиваю­щие развитие ребенка как человеческого существа. Но весь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: