Прочтите внимательно статью Л.C. Выготского «Проблема возраста» (Выготский Л. С. Пед. соч. - Т. 4. - С. 244). Подумайте, почему педагогу (а не только психологу) важно знать о подходах к возрастной периодизации.
Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опирается на нее и дополняет. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства. Как известно, детство человека - самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле (пожалуй, только слониха опекает своего малыша до 5 лет, преобладающее большинство других мам выполняют свои родительские функции в течение нескольких месяцев, а еще чаще - дней и даже часов и минут, а затем расстаются со своим потомством и больше не помнят о нем).
|
|
На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений - еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес.; 3-5 мес.; 5-9 мес.; 9 мес. - 1 год; 1 год - 1,5 года; 1 год 6 мес. - 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года - 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.
Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка.
Итак, каков же он, объект дошкольной педагогики?