Ребенок раннего возраста

Ребенок рождается на свет маленьким и беспомощным существом - это привычная для всех характеристика новорожденного. Но таким ли уж маленьким и таким ли уж беспомощным? Все относительно. В зависимости от того, с кем сравнивать младенца. Вес новорожденного ребенка состав­ляет примерно 2500-4500 г. А новорожденный кенгуру ве­сит всего от 1 до 5,5 г, длина его тела - 25 мм; слоненок при рождении весит 100 кг при длине до 1 м. Так большой или маленький человеческий ребенок?

Малыш значительно меньше родителей, но за двадцать с лишним лет (до возраста родителей) будет быстрыми тем­пами набирать вес - к концу дошкольного возраста его сред­ний вес будет составлять примерно 25 кг, ну а к 20 годам все 50 кг, а то и больше! Конечно, ребенок вырастет: с 55 см при рождении до 180 см к моменту вхождения в «сан» ро­дителя.

Конечно, если продолжить сравнение человека с живот­ным, то в темпах физического (точнее, антропометричес­кого) развития человек явно проигрывает. А как в других направлениях развития?

Только что родившийся утенок сразу, чуть пошатнувшись, бежит за мамой (или другим движущимся предметом, как доказал К. Лоренц. Это явление называется импритинг - запечатление). Цыпленок, чтобы вылупиться из яйца, самосто­ятельно пробивает клювом скорлупу и в награду получает свободу! Мама-наседка ему теперь нужна, только когда тре­буется тепло (но ее легко заменяют обогреватели в инкуба­торах). Человеческий же детеныш долгие годы не может обойтись без взрослого. Значит, и здесь мы уступаем живот­ным? Не будем спешить с выводами, а задумаемся.

Явление импритинга (вспомните об утенке, который следует за движущимся предметом) - инстинкт сохранения рода, он необходим для поиска пищи. Утенок, родившись, идет за мамой-уткой, которая накормит его и научит пла­вать. Но Лоренц при рождении утят вместо утки прокатывал перед ними мяч или шел сам, и результат был тот же - утята дружно следовали за движущимся объектом. Только что вылупившегося цыпленка, самостоятельно (!) пробившего скорлупу, сразу помещали в другую скорлупу, значительно более тонкую, и он не справлялся с задачей - в его инстинкте выполнение этой процедуры заложено лишь один раз!

А что же происходит с человеком? Его отличительной особенностью является высокая обучаемость. Только за первый год ребенок осваивает такую массу умений, спо­собов, знаний, что этот запас становится базой для его социальной жизни. Правда, этот запас приобретается обязательно в человеческом обществе и непременно с помощью взрослого. Нельзя сказать, что у человека, как и у животных, действует механизм импритинга, хотя от­рицать наличие инстинктов нельзя. Однако человеку свойствен эйдетизм (от греч. eidos - образ) - образная па­мять, т.е. способность сохранять образы предметов дол­гое время спустя после исчезновения их из поля зрения. Образная память делает восприятие окружающего мира ярким, живым и потому легче запоминающимся. У чело­века есть предрасположенность к эйдетизму. Однако об­разная память функционирует при условии активизации этого процесса взрослым, который заботится о насыщен­ности среды обитания ребенка и о том, чтобы малыш воспринимал ее адекватно уровню своего развития. Образ­ная память развивается у ребенка в течение всего дошколь­ного возраста и положительно влияет на умственное и эмо­циональное развитие.

Исследователи, изучавшие и изучающие ребенка ранне­го возраста (В.М.Бехтерев, Н.М. Щелованов, H.JI. Фигурина, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, А. М. Фонарев, О.Л.Печора, С.Л.Новоселова, Л.П.Павлова, Э.Г.Пилю­гина, Г.Г.Филиппова и многие другие) пришли к едино­душному, экспериментально доказанному мнению, что ха­рактерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического разви­тия. Ребенок как бы спешит жить, торопится стать Челове­ком. Он быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы (а как заметил П.П.Блонский, чем «зубастее» стано­вится малыш, тем успешнее и активнее он «грызет гранит» новых знаний!).

Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболева­ниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реаль­ной опасностью нарушения сбалансированности организ­ма. Именно поэтому следует быть особенно осторожными в «эксплуатации» богатых возможностей раннего возрас­та, в применении мало проверенных методов и систем фи­зического развития. Так, раннее обучение плаванию, осу­ществляемое без должного внимания к его воздействию на организм ребенка, может привести к аномалии в структуре костей и сочленении таза, так как они приспособлены к нагрузкам при вертикальном положении тела. Недостаток кальция в пище может вызвать образование в костной тка­ни пустот (лоозеровских зон). При этом последствия от на­рушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.

Важно помнить еще об одной отличительной особенно­сти развития ребенка в раннем возрасте - тесной взаимо­связи и взаимовлиянии физического и психического разви­тия. Недостатки в развитии движений, например, сказыва­ются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной ак­тивности, невнимание к развитию мелкой моторики паль­цев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Разви­тие движений, прямохождение важны и для физического, и для общего развития малыша. Ограничение, сдерживание движений (тугое пеленание новорожденного, ограничение пространства передвижения при ползании, а затем и при ходьбе, запреты опасных движений - перелезания через пре­пятствие, взбирания на стул и др.) вредят развитию ребенка.

Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, ко­торые способствуют его сенсорному развитию. Как извес­тно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. sensus - чувства) человек узнает о свойствах, качествах окружающего его мира. Недаром известные во всем мире системы воспитания детей М. Монтессори, Ф.Фребеля, О.Декроли, Е. И.Тихеевой построены на основе развития сенсорных эталонов, на связи сенсорного и лингвистичес­кого воспитания. Исследования Н.М.Щелованова, Н. М. Аксариной, Н. П. Сакулиной, JI. А. Венгера и его учеников внесли существенный вклад в сенсорное воспита­ние детей. Большое значение в этих исследованиях прида­ется такому воспитанию именно в раннем возрасте: К кон­цу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по ха­рактеру, ладу, тональности; узнают и называют несколь­ко цветов. В исследованиях JI.A. Венгера есть свидетель­ства того, что дети двух-трех лет способны различать ос­новные геометрические фигуры и их варианты, а также все цвета спектра и их оттенки.

Важным приобретением раннего возраста является ов­ладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значи­тельно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь. И хотя этот словарь состоит все­го из 5-10 слов (у некоторых дошкольников их может быть и 30), но их употребление всегда правильно по смыслу. Часто взрослые, полагая, что ребенку трудно произносить слово полностью, начинают подстраиваться под детскую речь и придумывают укороченные аналоги слов, а иногда и просто бессмысленные словосочетания типа «пойдем п- пруа» вместо пойдем гулять, «ням-ням» вместо кушать и т.п. Облегчает ли это ребенку процесс усвоения речи? Ко­нечно, нет. Таким образом мы заставляем малыша осваи­вать какой-то другой язык, а потом будем переучивать - надо же ему говорить на своем родном языке! Не лучше ли сразу общаться с ребенком на нормальном «человечес­ком» языке, чтобы он слышал его, воспринимал, понимал. У понимания и произношения разные механизмы. И про­цесс понимания наступает раньше, чем созревает механизм произношения. Но если даже малыш не может произнес­ти какое-то сложное слово, например телефон, он узнает его по звучанию, по употреблению взрослым, по соотне­сению слова с предметом, который оно обозначает. Ребе­нок улавливает музыку слова, но произносит его так, как на данный момент позволяет ему его артикуляционный аппарат - «тататон». Заметьте, малыш сохранил количе­ство слогов и общую мелодику слова. Вот это и важно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: