Задание. Существует точка зрения, что детям до 1 года 4 мес

Существует точка зрения, что детям до 1 года 4 мес. целесообраз­но предлагать наряду с называнием предмета или действия облегченные слова, которые они свободно могут воспроизвести (киса, ам-ам). В дальнейшем ребенок постепенно отказывается от них. Если не ис­пользовать такие слова, задерживается овладение речью. Разделяете ли вы данную позицию или придерживаетесь точки зрения, которая была высказана выше? Запишите слова, которые использует знако­мый вам малыш в возрасте от 1 года до 2,5 лет. Проанализируйте их.

Если с ребенком в раннем детстве много разговаривают и дают ему возможность «высказываться» - пусть даже в форме гуления или лепета, не говоря уже о словах, речь малыша развивается правильно: активно до 1 года 6 мес., затем с некоторым замедлением до 2 лет и затем снова ак­тивно. Но активность проявляется уже в обогащении и рас­ширении словаря, как пассивного, так и активного. И к концу раннего возраста - к 3 годам - его активный словарь составляет в среднем около 1000 слов. Для развития речи очень важно то, что человек обладает образной памятью. Он черпает из нее содержание для своих многочисленных вопросов и обогащения словаря.

Развитие речи связано с развитием мышления. Ученые (Ж.Пиаже, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, В.С.Мухина и др.) считают, что начальные проявления мышления у ре­бенка относятся к концу первого и началу второго года жизни, когда малыш овладевает практическими действия­ми, направленными на выявление связи между объектами. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и разви­вается оно на основе действий с предметами. Многое при­ходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конк­ретные действия, а не через «умственное предвосхищение», когда он оперирует своими представлениями о действиях, а не ими самими (что характерно для наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте развиваются (начинают развивать­ся) и другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, ко­торый показывает, подсказывает, действует вместе с ма­лышом.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом воз­растном периоде является подражание (Т. И. Горбатенко). Малыш подражает взрослому в способах действия, в речи, а позже - и в оценках. Подражание лежит в основе зарож­дения игры.

Главным видом деятельности в раннем возрасте являет­ся предметная деятельность, но она тесно связана с общени­ем и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначаль­ный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смыс­ле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия. Эти потребности удовлетворяет взрослый. Социальное развитие в раннем возрасте также идет быстрыми шага­ми. Если проанализировать, чему научился малыш за пер­вые два года жизни в человеческом обществе, то объем и содержание этих приобретений поражают: он реагирует на характер взаимоотношений между людьми (плачет, если маму обидели; радуется вместе с бабушкой, если ей весе­ло, и т. д.), способен сопереживать и сочувствовать, делить­ся игрушкой со сверстником или взрослым. Конечно, ребенок далеко не всегда осознает все эти человеческие фор­мы взаимоотношений и часто действует по подражанию или в ответ на поощряющее предложение взрослого. Однако из единичных, даже ситуативных моральных действий у ма­лыша постепенно складывается представление о возмож­ном характере взаимоотношений с окружающими людьми, о его месте среди людей. Поведение маленького ребенка строится на его желаниях, чувствах, и именно опираясь на них, можно начинать нравственное воспитание.

Однако следует помнить, что ребенок раннего возрас­та еще долгое время после акта рождения удерживает био­логическую связь с матерью. И эта связь помогает сохра­нять эмоциональную устойчивость, эмоциональный ком­форт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру (Э. Эриксон). Привязанность к матери - сложное социальное чувство. Ученые отмеча­ют, что даже при идеальном уходе за младенцем его раз­витие замедляется, если он лишен социального общения с близкими людьми. Психологам и врачам известно немало случаев, когда психическое развитие ребенка искажалось, если он мало общался с матерью в первые годы своей жиз­ни. Н. М. Щелованов установил явление «госпитализма» - задержку в развитии детей раннего возраста в случае дефицита воспитания. Ребенок становится вялым, безразлич­ным; снижаются естественная любознательность и эмоци­ональность. Такое явление Н.М. Щелованов наблюдал в Домах ребенка (еще в 30-е гг.), а затем доказал, что его причина заключается не в отсутствии матери, а в отсут­ствии должного воспитательного воздействия и органи­зации эмоционально насыщенной среды.

Эта позиция длительное время (30-80-е гг.) была свой­ственна педагогической концепции воспитания детей ран­него возраста в нашей стране. Она находится в некотором противоречии с существующей в мировой психологии «те­орией ранней депривации», согласно которой психическое и физическое развитие ребенка отстает вследствие его от­рыва от матери. Над этими точками зрения стоит задумать­ся, так как здесь кроется много противоречий. Например, А. Я. Варга считает, что независимость с самого рождения - главный психологический закон правильного воспитания, и не следует смешивать разные понятия: с одной стороны, следует заботиться о здоровье ребенка, ухаживать, обеспе­чивая его питанием, теплом и т.д., но с другой стороны, он как человеческое (социальное) существо должен с самого начала быть самостоятелен и независим. Именно такая са­мостоятельность в будущем позволит ему безболезненно пережить естественный «отход» от матери.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: