Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела




Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточниче­ства (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управлений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосредственное обна­ружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); данные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обоб­щающим ситуациям: а) поступило заявление или сообщение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, акций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкретных фактов, за что и когда пере­давалось вознаграждение, а также сообщение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в результате инициативного поиска самим следо­вателем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены призна­ки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тща­тельному расследованию.

В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обращаю­щие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должно-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


стного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее зарубежье, на­личие многокомнатной квартиры, коттеджа, ТС иностранной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи должностного лица с коммерческими (или преступными) структурами, недосягаемость для про­стых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют поло­жение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затраги­вающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммерческих струк­тур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их вы­даче и т. п.). К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпиро­ванных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и фактического проникновения по­сторонних, которая скорее напоминает круговую поруку, нежели диктуе­мую интересами нормально функционирующего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений коррупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.




К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свидетель­ствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие действия, как выявление со­вершенных преступлений, способствовавших получению средств для взят­ки, подкупа, содержания; отмывание капиталов с этой же целью.

И наконец, последнюю группу могут составить документы — от управ­ленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до част­ных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, регистрация ав­томобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществ­ляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознаком­ления включает истребование необходимых материалов, документов; изу­чение документов учета и отчетности, получение объяснений, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (расследуемых, приоста­новленных, прекращенных).

Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступ­ления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При рассле­довании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным является реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство следственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходимый объем данных о признаках состава преступлений: называется должностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взятки (содержа­ния коррумпированного чиновника), но со ссылкой на информацию, по­лученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: пись­менных или сообщаемых по телефону.




Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соот­ветствии со ст. 144 УПК РФ. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым раньше было от­казано в возбуждении уголовного дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяс­нения от заявителя и иных лиц. В таких объяснениях следует уточнить об­стоятельства того события, сведения о котором содержатся в первоначаль­ном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного порядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о про­верке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с мате­риалами, необходимыми для проверки факта взяточничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчетности, переписка с контр­агентами и т. п.) (схема 51.1).



Глава 51. Расследование должностных преступлений


Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный харак­тер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установлено, то проверя­ют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкрет­ного должностного лица, обвиняемого в получении взятки. Если в заявле­нии не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у кото­рого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 141 УПК РФ оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и ли­цом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой фор­ме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, коли­чество купюр, их достоинство, номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является определение достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами по­зволяет установить факты, отраженные в этих документах (занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отно­шениях с взяткодателем (коррумпированным должностным лицом) и оп­ределить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть про­верены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или кор­рупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из несколь­ких независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии:

а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место;

б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода
услуг осуществляются систематически;

в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор
должностного лица;

г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица
как вымогательство взятки;

д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар,
наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий
в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны стро­иться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между собой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в ко­торой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отра­жения действий в документах, иных материальных источниках. При рас­следовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о техно-


§ 3. Планирование расследования



логии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отыска­нию материально фиксированных следов (прямых или косвенных доказа­тельств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).

Планирование расследования, первоначальные следственные действия

Выдвинутые версии определяют очередность и комбинацию следствен­ных действий (и оперативно-розыскных мероприятий), обеспечивающих проверку исходной информации и получение доказательств.

При планировании расследования необходимо исходить из первооче­редности установления фактов, прямо или косвенно свидетельствующих о возможности (достоверности) получения взятки (коррумпированности):

фиксация передачи-получения предмета взятки, показаний об этих фактах, вещественные и документальные доказательства такой передачи-получения;

отслеживание фактов встречи, телефонных переговоров, совместного времяпрепровождения (в ресторане, поездке, в бане, казино и т. п.) госу­дарственного служащего (должностного лица) с представителями тех структур, которым он создал (обеспечивает) режим наибольшего благопри­ятствования (для получения кредитов, льгот, разрешений и т. п.);

обнаружение материально-фиксированных последствий передачи-полу­чения взятки: денег и ценностей по месту жительства взяткодателя (кор­румпированного должностного лица), упаковки взятки, следов пребывания взяткодателя в квартире взяткополучателя, в месте их встречи. Поисковые мероприятия в комиссионных и коммерческих магазинах, где могут реали-зовываться предметы взятки;

выявление свидетелей и очевидцев приведенных выше фактов (встреч, передачи, реализации предметов взятки и т. п.).

Должны планироваться также мероприятия с целью воспрепятствовать дальнейшей преступной деятельности коррумпированного чиновника (соз­дания лжеобъединений, получения незаконных кредитов и т. п.).

Важной является частная версия об источнике средств, расходуемых на дачу взятки (содержание должностного лица). Здесь вариантами проверяе­мых источников в зависимости от личности (структуры) взяткодателя мо­гут быть следующие: а) деньги (ценности), полученные у других лиц также в качестве взятки; б) деньги, полученные в результате хищений государст­венной, общественной или коммерческой собственности; в) наличные средства, скрытые от налогообложений, которыми оперирует коммерче­ская структура; г) «грязные» деньги криминального бизнеса (вымогательст-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


во, сутенерство, наркотики и т. п.); д) деньги из «общака» криминальной структуры; е) деньги, полученные законным путем.

По каждому из приведенных вариантов с целью проверки должны быть проведены как следственные, так и оперативные действия. Характер их бу­дет зависеть от особенностей проверяемого факта. Такие действия включа­ют: допросы лиц, проверку счетов, оперативные мероприятия.

Составляя план расследования, необходимо учитывать и такое немало­важное обстоятельство, как соотношение акта передачи-получения взятки и выполняемых за это действий. Здесь возможны три варианта: взятка-аванс, даваемая заранее с обговариванием последующих действий взятко­получателя (выдача разрешения, предоставление льгот и т. п.); взятка, пе­редаваемая за действия, совершаемые незамедлительно: передача информа­ции, документов, товаров и т. д.; и, наконец, взятка — благодарность за ус­луги, имущество, информацию и пр., которые были ранее переданы лицу или группе лиц. При коррумпировании должностного лица взятка-аванс и взятка-благодарность фактически сливаются, так как речь идет о длитель­ном содержании этого лица, постоянно оказывающего покровительство содержащей его структуре.

В зависимости от категории взятки и должно планироваться расследо­вание. Если это взятка-аванс, то основной упор делается на отслеживание ситуации, когда взяткополучатель начнет выполнять ожидаемые от него действия. При взятке за немедленно совершенные действия возможны два варианта: если факт взятки уже имел место и действия уже совершены, по­требуется собирать доказательства того и другого; если передача еще пред­стоит, то проводится операция по задержанию с поличным. При варианте взятка-благодарность, она же аванс, необходимо устанавливать факты дли­тельных взаимоотношений между взяткодателем и взяткополучателем, сис­тематичность действий, совершаемых в интересах взяткодателя, их контак­ты и т. п.

Типичными первоначальными следственными действиями по рассмат­риваемым категориям дел являются:

допрос заявителя, свидетелей;

задержание с поличным;

осмотр документов, вещественных доказательств, предмета взятки;

осмотр места происшествия;

обыски у субъектов взяточничества, коррупции, должностных преступ­лений; наложение ареста на имущество;

допрос подозреваемого.

Если допрашивается лицо, заявившее о взяточничестве, то прежде всего указывается его отношение к расследуемому событию:

а) взятка вымогается у него лично или он слышал от определенных гра­
ждан, что данное лицо берет взятки; он сам предложил взятку и получил
согласие или ее вымогало должностное лицо;

б) должностному лицу пытались вручить или помимо его воли вручили
(передали, переслали, вручили, оставили в кабинете) взятку.

В любом случае допрос должен вестись целенаправленно, с учетом об­стоятельств, подлежащих доказыванию. У гражданина, заявившего, что у него вымогают взятку, выясняют: где и когда он познакомился с взяткопо­лучателем, где и кем тот работает; был ли посредник, его имя, фамилия, приметы, работает ли он в том же учреждении, что и взяткополучатель, с какой целью обращался заявитель в это учреждение, какие документы мо-


§ 3. Планирование расследования



гут свидетельствовать о посещении им этого учреждения (пропуск на его имя, зарегистрированное в секретариате или канцелярии заявление, иные документы); с кем из сотрудников он общался, идя к должностному лицу, где находится кабинет этого лица, какова обстановка в кабинете1.

Допрашиваемому можно предложить составить схему комнаты и распо­ложение в ней мебели. Выяснить: кто заходил в кабинет в его присутствии (приметы лица, имя, отчество, услышанный разговор); были ли на приеме другие лица, по каким вопросам; приметы взяткополучателя, во что он был одет; как произошло соглашение о взятке, имело ли место вымогательство; в какой форме состоялся разговор о взятке (по возможности привести до­словно); какие действия требовалось совершить в интересах взяткодателя (заявителя); не получал ли заявитель ранее отказ в совершении этих дейст­вий; не обжаловал ли он решения должностного лица, какими документа­ми это подтверждается; что фигурировало в качестве взятки.

Если допрашивается лицо, уже давшее взятку, то наряду с приведенны­ми обстоятельствами устанавливается: в какой форме дана взятка, что было ее предметом; если деньги, то в какой сумме, какими купюрами, в какой упаковке; если это вещь, то какая, ее признаки, упаковка; не брал ли доп­рашиваемый для передачи взятки деньги из банка, не занимал ли у близ­ких, друзей, сослуживцев; когда, какую сумму, как объяснял цель займа; кому говорил о передаче им взятки, кто прямо или косвенно может знать о факте передачи-получения взятки.

Если допрашиваемый — постороннее лицо, то в первую очередь пред­стоит выяснить, откуда ему известно о факте взяточничества и что кон­кретно, видел ли он передачу взятки, ее предмет, признаки вещи; каков источник взятки, за что она дана, за какие действия (бездействие), выпол­нены ли эти действия, кто еще знает о факте дачи-получения взятки.

При допросе должностного лица, которому пытались вручить или по­мимо его воли передали взятку, выясняют, кто пытался передать взятку, знает ли он это лицо, его приметы, во что был одет, на какие действия (бездействие) рассчитывал взяткодатель; обращался ли ранее по поводу вы­полнения этих действий, получал ли отказ; обращался устно или письмен­но, какие документы оставил; кто из сотрудников мог видеть взяткодателя и его документы; обстоятельства передачи взятки, где это лицо может на­ходиться в настоящее время.

Задержание с поличным является наиболее сложным следственно-опера­тивным действием, зато в случае его успешного проведения получают важ­ные доказательства виновности участников, используют задержание как сильный психологический фактор, позволяющий установить многие об­стоятельства взаимодействия и взаимоотношений субъектов взяточничест­ва, коррупции.

Задержание с поличным может быть реализовано: а) когда точно из­вестно лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; б) когда у гра­жданина вымогают взятку и он об этом добровольно заявляет и активно способствует следствию; в) когда лицо регулярно получает взятки (напри­мер, в часы приема) и схема передачи взятки достаточно проста.

При подготовке к задержанию могут быть проведены такие действия, как перепись номеров купюр денег, предназначенных для взятки; нанесе­ние на предмет взятки соответствующих меток специалистом; использова-

1 Обстановку кабинета (квартиры) выясняют максимально подробно.



Глава 51. Расследование должностных преступлений


ние для упаковки предмета взятки материала, часть которого остается в распоряжении следователя (для последующего установления принадлежно­стей частей единому целому). Каждое из указанных выше действий прото­колируется надлежащим образом.

Задержание целесообразно осуществлять в момент передачи-получения взятки или непосредственно после этого, причем так, чтобы лицо не могло выбросить предмет взятки, вернуть его. Следователь не должен участвовать в захвате с поличным, поскольку в этом случае он становится свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его личный обыск. В протоколе обыска отражаются: где обнаружен предмет взятки (в карма­не, портфеле), в каком виде (в упаковке, ее вид, состояние), в каком по­рядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыскиваемый не­редко заявляет, что деньги (взятку) ему засунули в карман (сумку, порт­фель) тайком и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что в карма­не поверх конверта с деньгами находятся платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения.

Важное значение имеют обыски, проводимые как по месту работы, так и по месту жительства подозреваемых во взяточничестве (коррупции). В зависимости от ситуации возможно проведение группового обыска одно­временно у всех участников с тем, чтобы они не имели возможности унич­тожить доказательства.

В ходе обыска ищут предмет взятки, его упаковку; ценности, нажитые преступным путем; чеки, товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения определенных вещей в определенный период, договоры да­рения, акции предприятий, документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества (круге коррумпированных лиц) и роли каждого из них; черновики документов и документы, отражающие дейст­вия, совершаемые за взятку.

Наряду с обыском по месту работы может быть произведена выемка до­кументов. Предварительно документы осматривают, изымая из них те, ко­торые свидетельствуют о незаконности действий (бездействия) должност­ного лица; документы, отражающие хотя и законно совершенные дейст­вия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка («особый» порядок прохождения документов через секретариат, канцеля­рию, другие отделы). Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.); документы, по­зволяющие судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительной связи коррумпированных лиц (трудовые соглашения, заклю­чаемые с одной и той же коммерческой структурой, акты приемки работ и т. п.).

С целью обеспечить сохранность имущества, добытого преступным пу­тем, возместить государству причиненный ущерб следователь в соответст­вии со ст. 115 «Наложение ареста на имущество» УПК РФ выносит поста­новление о наложении ареста на имущество, если доказано, что это имуще­ство добыто преступным путем. Суд в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК РФ дает санкцию о наложении ареста на имущество, включая денеж­ные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Если есть сведения о передаче имущества или его части родственникам, членам семьи, иным лицам, то арест налагается и на него.


§ 4. Последующие следственные действия



В качестве подозреваемых и обвиняемых допрашиваются взяткодатель, посредник (если он был), взяткополучатель, коррумпированные лица. Как показывает практика, допросы целесообразно вести именно в такой после­довательности, хотя возможна и иная — в зависимости от складывающейся ситуации. Особенно эффективен может быть допрос взяткополучателя в случае его задержания с поличным или обнаружения по месту его работы (жительства) изобличающих доказательств. Основная задача такого допро­са — установить как можно большее число деталей получения взятки (взя­ток) и подробно изложить те действия (бездействие), которые должностное лицо обещало за это выполнить (кто помогал его действиям, с кем оно бы­ло связано, как намерено было действовать, какие меры безопасности предпринимались и т. п.). Вопросы общего характера (круг служебных обя­занностей подозреваемого, порядок работы учреждения, где он трудился) можно будет выяснить позднее, на последующих допросах.

Если факт задержания с поличным отсутствует, то допрос подозревае­мого должен проводиться по другим тактическим приемам. Для получения правдивых показаний важно установить с ним психологический контакт. Учитывая, что взяткополучателем является должностное лицо, порой зани­мающее ответственное положение, очень важно изучить его прошлую дея­тельность, имеющиеся заслуги; быть корректным и вежливым в обращении с ним; объективно и внимательно относиться к его ходатайствам.

При допросе должностного лица, отрицающего свою вину, должны быть использованы фактические обстоятельства, прямо или косвенно сви­детельствующие о получении взятки: обнаружение предмета взятки и его упаковки, факт совершения им действий в интересах взяткодателя, причем с нарушением существующего порядка; показания свидетелей, очевидцев, предъявление для опознания, предъявление документов. Если допрашивае­мый признался в получении взятки (коррумпированности, совершении должностного преступления), то его необходимо подробно допросить по всем обстоятельствам предмета доказывания.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1753; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8778 - | 7158 - или читать все...

Читайте также:

  1. Акты судебных органов как источники уголовного права
  2. Альтернативы октября 1917 года. Стратегия и тактика политических партий
  3. Анализ работы и режимы работы транзисторного генератора с внешним возбуждением
  4. Аналогия. Под аналогиейпонимают метод, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов
  5. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела: сущность и порядок
  6. Балканский театр военных действий, вступление в войну Болгарии
  7. Биологические причины. На женское возбуждение и оргазм может повлиять целый ряд физиологических условий
  8. Векторная противоположность – противоположность разнонаправленных действий, движений, признаков: подниматься – опускаться, входить – выходить
  9. Виды освобождения от уголовного наказания
  10. Виды следственных действий, производимых должностными лицами таможенных органов по дела о преступлениях, отнесенных к их компетенции
  11. Виды юридической ответственности. 1. Уголовная ответственность - возлагается за преступления и только судом в виде уголовного наказания (лишение свободы
  12. Влияние клиницистов на систему уголовного права


 

35.173.234.237 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.