Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортны­ми происшествиями.

Общая характеристика преступлений. Глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» появилась впервые в ныне действующем Уголовном кодексе. В настоящее время в нее входят во­семь статей. Диспозиция всех статей — бланкетная, она отсылает к опреде­ленным правилам, нарушение которых является в данном случае преступ­ным. Поэтому при расследовании преступлений данной категории необхо­димо обращаться к нормативным актам, регулирующим безопасность движения на железнодорожном, автомобильном, воздушном, морском, реч­ном транспорте. Основными из них на данный момент являются: федераль­ные законы от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Водный и Воздушный кодексы РФ, а также Пра­вила дорожного движения Российской Федерации (ПДД), утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.; Федеральные авиационные правила полетов в воздушном простран­стве Российской Федерации, утвержденные приказом министра оборо­ны РФ, Минтранса РФ, Росавиакосмоса РФ от 31 марта 2002 г.; Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Рос­сийской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса РФ 17 января 1996 г. К этому следует добавить ведомственные нормативные акты: положения, правила, инструкции. Весь этот норматив­ный материал может изменяться или отменяться, поэтому следователь, при­ступая к расследованию транспортных преступлений, должен точно знать, какие в данный момент действуют правила и какие в них внесены измене­ния. Бланкетная (отсылочная) форма большинства статей указанных норма­тивных актов требует четкого определения в ходе расследования, какие пра­вила (пункты правил) были нарушены и в чем выразилось это нарушение.


§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 805

Приведем пример правильной квалификации содеянного.

Машинист локомотива грузового железнодорожного состава совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ. Управляя грузовым со­ставом при подъезде к станции Г, он нарушил п. 16.36 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утврежденных ми­нистром путей сообщения 26 мая 2000 г. (снижение скорости при подъезде к станции и запрещающем сигнале светофора), вместо торможения отпус­тил тормоза, чем нарушил п. 10.1.26 инструкции по эксплуатации тормо­зов, не принял мер к снижению скорости до 20 км/ч, как это положено для последующей остановки перед запрещающим сигналом. Состав проехал за­прещающий сигнал и столкнулся с хвостовой частью грузового состава, стоящего на втором пути станции Г. В результате столкновения были раз­рушены хвостовые вагоны предыдущего состава и нарушен габарит пути № 1, двигавшийся по этому пути состав не мог остановиться. Машинист и помощник машиниста покинули кабину и перешли на левую половину электровоза, где и были раздавлены объектами, нарушившими габарит пу­ти (деформированными частями хвостовых вагонов стоящего на соседнем пути поезда).

Почти все преступления гл. 27 УК РФ (за исключением предусмотрен­ных ст. 270, 271) имеют так называемый материальный состав, т. е. предпо­лагают наступление вредных последствий: ст. 263, 264, 266, 268, 269 — при­чинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека, смерть двух и более лиц; в ст. 267 к указанным последствиям прибавлено причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ). Преступления считаются оконченными при наступлении указанных последствий.

При расследовании преступлений рассматриваемой категории особенно важным является установление наличия причинной связи между допущен­ными нарушениями правил и наступившими последствиями. Большую по­мощь в установлении технической стороны причинной связи могут оказать специалист (ст. 58 УПК РФ) и эксперт (ст. 57 УПК РФ). В частности, это может касаться установления технической возможности (невозможности) избежать крушения, аварии, дорожно-транспортного происшествия (ДТП) оператором (водителем, машинистом, рулевым и т. п.).

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть лица, достиг­шие 16-летнего возраста (по ст. 267 ответственность наступает с 14-летнего возраста). Вместе с тем по ст. 263, 266, 270, 271 обычно фигурируют так на­зываемые специальные субъекты (работники и должностные лица ведомст­ва — железнодорожного, морского, речного, воздушного, куда принимают лиц не моложе 18 лет).

Несмотря на то что в диспозиции большинства статей содержатся ука­зания на неосторожность, форма вины по ним называется смешанной. Са­ми действия (нарушение правил движения, выпуск в эксплуатацию с тех­ническими неисправностями и т. д.) являются умышленными, последствия возникают по неосторожности и не планируются виновным, который лег­комысленно полагает, что такие последствия не наступят.

Объективная сторона может выражаться как в действиях, противореча­щих правилам (двойной обгон на дороге), так и в бездействии (неприведе­ние в действие тормозной системы железнодорожного состава).

Вид транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, речной) пря­мо указан в ст. 263, 270, 271. Пояснения требует ст. 264. В ч. 1 этой статьи названы автомобиль, трамвай либо другие механические транспортные


806 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

средства. В соответствии с ПДД действие ст. 264 распространяется также на водителей троллейбусов, тракторов и иных самоходных транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, способных разви­вать скорость более 50 км/ч. Этим условиям соответствуют многие строи­тельно-дорожные машины, сельскохозяйственные и др.

Водители мопедов (двух-, трехколесных), велосипедов с подвесным дви­гателем и иных самодвижущихся механизмов с объемом двигателя менее 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/ч не могут нести уго­ловной ответственности по ст. 264 УК РФ, а отвечают по другим статьям УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасность работы транспорта, причинение вреда здоровью и т. п.).

При расследовании преступлений и их квалификации по ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ необходимо исходить из того, что уголовная ответствен­ность по этим статьям может иметь место только в случаях нарушений оп­ределенных (конкретных) правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, при наступлении вредных последствий, указанных в разных частях этих статей, и установлении причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. Если указанные последст­вия возникли не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в результате нарушения иных правил (правил охраны труда, правил ведения строительных (разгрузочных) работ), то дей­ствия оператора (водителя) должны квалифицироваться по иным статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил или за преступления против личности.

Планирование расследования нарушений Правил дорожного движения. Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями (ст. 264 УК РФ). При установлении причинной связи не­обходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости ТС. Этот пе­риод слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов ТС. «Поэтому, если води­тель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует»1.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или кос­венного умысла ответственность наступает за преступление против лично­сти, имущества или диверсию.

При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятель­ства:

является ли данное происшествие ДТП;

время и место происшествия, его последствия;

имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;

характер и размер причиненного материального ущерба;

какие ТС участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велоси­педиста и др.), каков его характер;

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 650-651.


§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 807

какие правила дорожного движения и эксплуатации ТС были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и насту­пившими последствиями;

не несут ли ответственности за ДТП работники автопарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного ТС, водителя с при­знаками переутомления, больного и др.);

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности ви­новного, а также способствовавшие ДТП;

не имела ли места инсценировка ДТП.

На начальном этапе планирование расследования заключается, как пра­вило, в определении круга неотложных следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС. Если виновное лицо скрылось с места про­исшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусмат­риваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллель­но с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.

Первоначальные следственные действия. Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются:

установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

предположительная классификация ДТП;

направленность движения, местонахождение и действия участников со­бытия в момент возникновения опасной ситуации;

местонахождение и действия участников в момент самого ДТП;

положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП;

состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основа­нии) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе ос­мотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учре­ждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное дви­жение разрешает отбуксировать поврежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает уча­стников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, техни­ческий паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг специалистов, которых следует привлечь к участию в ос­мотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если известно,



Глава 50. Преступления против общественной безопасности


что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розы­ска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время — осветительные приборы.

В начальной стадии осмотра следователь должен получить представле­ние и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройст­во; характеристику прилегающих участков; наличие дорожных знаков; об­зорность; видимость; освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению и дефектов дороги.

Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной ста­дии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппара­туры ТС; пролившейся жидкости (топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости); следов, оставленных на дорожном покрытии ко­лесами и иными частями ТС, следов на объектах обустройства дороги. От­мечается зона распределения следов и объектов, размеры единичных сле­дов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столб на обо­чине, осевая линия, бордюрный камень и пр.).

Если ТС опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специа­листа устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее попереч­ный профиль.

Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой ли­нии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отме­чая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Затем переходят к осмотру ТС, сочетая его с проверкой технического состояния: отмечают местоположение ТС в заключительной стадии ДТП. Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту распо­ложения верхней и нижней границ следа. Повреждения на ТС характеризу­ют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение крас­ки, грязи.

При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.

Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших по­верхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с од­ного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.


§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 809

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обра­щают на выступающие детали и части: ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на до­рожном покрытии, на теле человека (при переезде).

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, ес­ли стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку пере­ключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение орга­нов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фик­сации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения пере­дач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет исправность рулевого управления, тормоз­ной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в ши­нах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражают в протоколе осмотра.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, пере­езд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению меха­низма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскиро­ванном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориен­тиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорва­на, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму поврежде­ния, размеры, расстояние от повреждения до подошвы стопы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить мо­дель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего ото­ждествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС (по следам разворота или стоянки). Затем изучают следы, возникшие от ТС на объек­тах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия (на теле трупа — от подошв обуви). Обращают внимание на отделившиеся детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные сведения, следователь определяет ориен­тирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.



Глава 50. Преступления против общественной безопасности


Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС вы­являют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей; изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине).

Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает при­менение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между

объектами.

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях на­правляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки или не находится ли он в состоянии наркотического

опьянения.

Допрос водителя. После свободного рассказа следователь выясняет, бы­ло ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент во­дитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, прекратил движе­ние). Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее событие.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятель­ства: кто кроме него находился в кабине (салоне), на каком часу его рабо­ты произошло ДТП, сколько времени до этого он непосредственно нахо­дился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе), какова была видимость, обзорность, ка­кие ТС находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма са­мого ДТП, его кульминационной стадии: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпри­нял или собирался предпринять; попытался ли затормозить и применил ли маневр. Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.

В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрыв­шегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП.

Допрос свидетелей. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидете­лем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной си­туации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизитель­ную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпевшего и дру­гие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли послед-


§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения



ний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показа­ния скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, сви­детель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места про­исшествия, то основное внимание уделяют установке общих и частных признаков ТС: тип и модель автомобиля, цвет окраски, номер или его от­дельные знаки и цифры; горели ли габаритные огни, фары и фонарь но­мерного знака, не заметил ли свидетель вмятин или царапин на автомоби­ле, сколько человек сидело в салоне (кабине), признаки внешности води­теля и пассажиров, в каком направлении скрылось ТС.

Допрос потерпевших. При наличии тяжелых травм потерпевший не в со­стоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего собы­тия. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпевший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпевший — заинте­ресованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.

При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наез­да, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстанов­ка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпев­шего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.

Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Для розыска проверяемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидетелей, сообща­ются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС. Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организу­ется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных мас­сивов (в местах съездов с магистралей).

При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществляется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлече­нием оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД. В качестве ориенти­рующих данных этим лицам сообщаются сведения о повреждениях, остав­шихся на ТС, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. В ходе подобных проверок выясняют: какие ТС были на линии, какие из них приехали после ДТП, не имелось ли у них повреждений или свежеот-ремонтированных участков, следов свежей покраски, выправления (рих­товки) металлических частей, замены частей; не предпринимал ли кто-ни­будь из водителей мер к устранению неисправностей (поломок, вмятин, погнутостей) в частном порядке; каким образом он объяснял наличие имеющихся повреждений.

Последующие следственные действия. Они зависят от той ситуации, кото­рая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не уста­новлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыск­ным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получе­ние и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируется установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назна­чение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.


812 Глава 50. Преступления против общественной безопасности

Судебные экспертизы играют по данной категории важную роль. В пер­вую очередь это относится к автотехнической экспертизе1. Она проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправ­ности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причины и условия ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправ­ностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Автотехни­ческая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом меха­низма этих происшествий, например: определяет по длине тормозного пу­ти скорость движения ТС, возникновение момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техниче­скую возможность избежать происшествия (наезда, столкновения); соот­ветствовали ли его действия правилам дорожного движения. Однако экс­перт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фактов, собранных по делу, в частности наличия или отсутствия причинной связи между действиями (бездействием) водите­ля и наступившими последствиями.

Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасо-логическая экспертиза. Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам вы­ступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Диагностические задачи: установить направлен­ность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударе­ния (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных во­просов позволяет эксперту получить представление о механизме ДТП, точ­ном его месте и динамике.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненное™ или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, воло­сы или иные объекты биологического происхождения, то назначается су-дебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комплекс­ных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назна­чают комплексную судебно-медицинскую, трасологическую и судебно-ав-тотехническую экспертизу, при столкновении ТС — судебно-автотехниче-скую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебные экспертизы веществ и материалов: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасоч­ных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с по­верхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не сов­падает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогич­ным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обна­руженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего.

1 См. § 2 гл. 25.


§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения

Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показа­ний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективизации данных о механизме ДТП. В первом случае эксперимент позволяет проверить све­дения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности на­блюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; совер­шать определенные действия в данной обстановке. При воссоздании обста­новки ДТП следует учитывать, что она не может и не должна повторять самого происшествия, создавать опасность для жизни и здоровья участни­ков эксперимента и окружающих лиц.

При необходимости ТС, водитель могут быть предъявлены для опозна­ния; проводят очные ставки и иные следственные действия. В ходе даль­нейшего расследования возможны повторные допросы.

Собрав достаточные данные, следователь выносит мотивированное по­становление о привлечении в качестве обвиняемого и допрашивает его. На этой стадии возможно назначение повторных и дополнительных экспертиз по ходатайству обвиняемого или его защитника.


Глава 51. Расследование должностных преступлений

§ 1. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений

В соответствии с законодательством (ст. 290 УК РФ) преступные дейст­вия, связанные с получением взятки, квалифицируются как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, цен­ных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за дей­ствие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Действия (бездействие) должностного лица могут входить в его служебные полномочия, либо оно в силу своего служебного положения может способ­ствовать таким действиям (бездействию), либо может осуществлять за взят­ку общее покровительство или попустительство по службе. Отягчающими признаками являются: совершение должностным лицом незаконных дейст­вий (бездействия) за взятку, получение взятки лицом, занимающим госу­дарственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. К отягчающим признакам относятся также:

а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или ор­
ганизованной группой, получение взяток неоднократно;

б) в крупном размере;

в) путем вымогательства взятки.

Понятие взяточничества охватывает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Оба пре­ступных посягательства находятся в положении необходимого соучастия: без одного не может быть другого. Однако получение взятки законодатель признал более опасным антиобщественным деянием, отноея его к катего­рии особо тяжких преступлений. Объясняется это тем, что взяточничество наносит колоссальный вред обществу, подрывает доверие людей к государ­ственному аппарату и муниципальным органам. Взяточничество — причи­на деформации нормально установленного порядка функционирования го­сударственных и муниципальных служб, источник неправомерного обога­щения, расслоения общества и социальной напряженности в нем. Наконец, взяточничество, особенно в таких его формах, как общее покро­вительство или попустительство по службе, взяточничество, осуществляе­мое в организованных для преступных целей структурах, — это наиболее типичное и характерное проявление коррупции как опаснейшего крими­нального явления, разрушающего основы власти и управления. Как отме­чается в литературе, «коррупция стала скорее нормой поведения чиновни­ков, чем исключительным явлением в их среде. За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении дела­ми государства и общества, слабая экономическая и организационная ос­новы функционирования государственной и иной службы, просчеты кад­ровой политики, распространение психологии вседозволенности и допус-


§ 1. Характеристика должностных преступлений



тимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм»1.

Коррупционные правонарушения совершаются в виде: предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; создания условий для коррупции и обеспечение ее (использование служебных полномочий во­преки интересам службы, превышение власти и т. п.). Соответственно кор­рупционная преступность включает разные уголовно-правовые виды дей­ствий. Это прежде всего взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ), злоупотреб­ление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпри­нимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201—204 УК РФ) и др.

Объектом данных преступлений является нормальное функционирова­ние соответствующей ветви власти или управления.

Под предметом преступления, определяемым собирательным понятием «взятка», закон понимает деньги (как российские, так и иностранные де­нежные знаки); ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, акции и т. п. в соответствии со ст. 142 ГК РФ); иное имущество и выгоды материального характера. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью: валютные ценности, транс­портные средства (ТС), жилые дома, дачи, квартиры, гаражи, предметы быта, мебель, одежда и т. д. Выгоды материального характера в настоящее время достаточно специфичны и весьма разнообразны. Это внутригосудар­ственные и зарубежные поездки взяткополучателя (членов его семьи) в ту­ристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки; помощь в приоб­ретении кредитов (в том числе льготных), ссуд, ценных бумаг; содействие в приобретении товаров по льготным ценам (с завода-производителя, для членов закрытых обществ и т. п.); оплата обучения детей в престижных ву­зах или за рубежом; выплата непропорционально больших гонораров за публикуемые (или еще не написанные) труды; оплата теле- и радиовреме­ни в целях рекламы должностного лица; содействие в проведении избира­тельной кампании.

Приведенным весьма солидным перечнем не исчерпывается круг выгод имущественного характера.

С объективной стороны действия должностного лица, получившего взятку, могут быть как составной частью его служебных полномочий, так и не входить в них, когда он действует в интересах взяткодателя, лишь ис­пользуя свое должностное положение, свой должностной авторитет, свои должностные связи (в Правительстве, в Администрации Президента (гу­бернатора), в Государственной Думе и т. п.).

Взятка может даваться за определенные конкретные действия (бездейст­вие): взятка-подкуп (до совершения действия); взятка-вознаграждение (по­сле совершения действия), а также за общее покровительство (поручитель­ство) в виде систематических вознаграждений.

Получение взятки — преступление, совершаемое с прямым умыслом; оно считается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

1 Преступность, статистика, закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 21.



Глава 51. Расследование должностных преступлений


Субъекты преступления — только должностные лица, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции, выте­кающие из их служебного положения или должности. Это могут быть функции представителя власти (государства, субъекта Федерации, органа местного самоуправления); функции организационно-распорядительные по руководству трудовым коллективом, участком работы и т. д.; функции административно-хозяйственные — полномочия по управлению и распоря­жению госимуществом. Не признаются субъектами должностных преступ­лений (в том числе взяточничества) лица, выполняющие указанные функ­ции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, со­вместных предприятиях (они несут ответственность по ст. 201—204 УК РФ). Такой квалифицирующий признак, как «организованная группа», подразумевает участие в получении взятки не менее двух должностных лиц. Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременно от нескольких лиц. Получение одной взятки в несколь­ко приемов не может расцениваться как неоднократное.

Под вымогательством понимается требование должностного лица пре­доставить ему незаконное вознаграждение.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) должностному лицу лично или через по­средника совпадает по объекту и предмету преступления с получением взятки. Преступление считается оконченным при передаче хотя бы части взятки. С субъективной стороны оно характеризуется виной в форме пря­мого умысла. Субъектом преступления может быть любое физическое ли­цо, достигшее 16 лет. Квалифицирующим признаком является неоднократ­ность дачи взятки или взятка за совершение незаконных действий. Уголов­ная ответственность не наступает, если взятка у лица вымогалась или если это лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Взяточничество, повторим, тесно связано с коррупцией. Понятие кор­рупции в содержательном плане значительно шире взяточничества незави­симо от того, совершается ли последнее эпизодически или систематически. Коррумпирование предполагает подкуп или постановку в зависимость от коррумпирующей структуры представителя законодательной, исполнитель­ной или судебной власти, чтобы в корыстных целях использовать его долж­ностные возможности, официальный статус или связи. Эта корысть в пер­вую очередь связана с отвлечением государственных ресурсов, нарушением норм в целях неправомерного обогащения. К этой категории относятся по­лучаемые благодаря коррумпированным лицам государственные кредиты (не идущие впоследствии на инвестирование в промышленность), пошлин­ные льготы на ввоз и вывоз предмета купли-продажи, выгодные контрак­ты, приватизация предприятия, систем, структур. Такие действия могут осуществляться на всех уровнях: от региональных до общегосударственных. Менее значительны по объему, но не менее вредны по последствиям (со­циальным, экономическим) коррумпированные связи на уровне регионов и отдельных организаций, предприятий, учреждений. Это и необоснован­ные разрешения, и передача информации, используемые в целях незакон­ного обогащения или в борьбе с конкурентами, и непринятие мер в отно­шении ставших известными должностному лицу преступных действий и т. п. При этом необходимо учитывать, что неправомерное обогащение коррумпированного должностного лица должно влечь за собой уголовные


§ 1. Характеристика должностных преступлений



санкции, даже если в результате его действий не наносится непосредствен­ного ущерба государству или частному лицу.

Если же говорить более конкретно о тех действиях, которые наиболее часто совершаются в настоящее время за взятки или коррумпированными должностными лицами, то можно составить следующий примерный пере­чень:

а) помощь (согласие, разрешение, поддержка) в создании коммерческих
структур или федеральных и муниципальных предприятий с целью «пере­
качки» в эти структуры средств предприятий;

б) передача по заниженным ценам федеральной и муниципальной соб­
ственности предпринимательским структурам, минуя продажу через аук­
ционы либо организуя фиктивные аукционы;

в) заключение убыточных для государства (муниципального округа)
коммерческих соглашений (о сдаче в аренду зданий, ТС и т. д.);

г) выдача банковских гарантий, а также кредитов и ссуд без закрепле­
ния ответных обязательств со стороны партнера, что способствует расхи­
щению денежных средств;

д) попустительство (пособничество, сокрытие) в связи с нецелевым ис­
пользованием предоставляемых (на федеральном или региональном уров­
нях) кредитов. Сокрытие таких фактов, помощь в перекупке льготных кре­
дитов, например выделяемых Центробанком на развитие фермерских хо­
зяйств, на перепрофилирование предприятий ВПК и т. п.;

е) содействие в создании лжепредприятий: регистрация предприятия
или открытие в банке счета без юридического оформления и регистрации
предприятия; постановка клиента на обслуживание в другой банк без про­
верки его юридического оформления и средств его счетов;

ж) отказ в регистрации конкурентов предпринимательской структуры,
выплачивающей взятки или постоянно содержащей чиновника; предостав­
ление этой предпринимательской структуре монопольного права производ­
ства продукции или торговли (нефтепродуктами, цветными металлами
и т. п.);

з) содействие недобросовестной конкуренции на потребительском рын­
ке. Может выражаться как в юридических, так и экономических формах
или их сочетании. Например, подавление конкурента в интересах взятко­
дателя (налоговое, арбитражное, следственно-судебное, административ­
ное);

и) предоставление отсрочек платежей в местный бюджет, налоговых, та­моженных льгот, льготных лицензий, квот и т. п.;

к) разработка законодательств (решений, постановлений), внедрение и принятие поправок к нормативным актам, которые выгодны определен­ным структурам (предпринимательским, криминальным);

л) попустительство, содействие и непринятие мер к правонарушениям. К числу таких действий могут быть отнесены:

консультирование работниками налоговых инспекций, банковскими ра­ботниками по вопросам уклонения от уплаты налогов, от банковского кон­троля;

фальсификация материалов документальной ревизии, аудиторской про­верки, сведений об облагаемых налогом средствах; фальсификация налого­вых деклараций;



Глава 51. Расследование должностных преступлений


предоставление служебной информации из банка, биржи, инвестицион­ного фонда, фонда имущества, учреждений статистики, аукциона, налого­вой инспекции, прокуратуры, милиции;

дача выгодного для правонарушителя заключения по результатам служеб­ной проверки, материалам проверки и расследования по уголовному делу;

сокрытие компрометирующих материалов, поступающих в правоохра­нительные органы, в средства массовой информации1.

Основой совершения вышеуказанных преступлений является в первую очередь должностной статус служащего, его возможность реализовать свои права, влиять на решение определенных вопросов, совершать определен­ные действия (лично или давая указания другим), использовать имеющую­ся у него информацию или связи с другими должностными лицами.

Поэтому действия взяткополучателя, равно как и коррумпированных чиновников, должны быть проанализированы с позиций ст. 285 «Злоупот­ребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должност­ных полномочий», а также ст. 289 «Незаконное участие в предпринима­тельской деятельности» УК РФ.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности: 1) использование должностным лицом своих служеб­ных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государст­ва; 3) причинная связь между деянием и последствием. Злоупотреблением при этом признаются такие действия субъекта, которые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми наделено данное лицо. Поэтому простое использование своего авторитета без реализации должностных полномочий исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.

Одним из мотивов данного преступления является корысть: извлечение какой-либо имущественной выгоды в результате совершения определен­ных действий в интересах третьих лиц или каких-либо структур.

Субъектами преступления являются те же должностные лица, которые были рассмотрены применительно ко взяточничеству.

Объективная сторона превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ заключается в совершении должностным лицом действий, явно вы­ходящих за пределы его прав и полномочий. Это могут быть действия, от­носящиеся к полномочиям другого лица; действия, которые должностное лицо могло по статусу совершать, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или в подзаконном акте; и, наконец, это могут быть действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совер­шать. Субъекты — те же, что и в ст. 290 УК РФ.

Одним из квалифицирующих признаков является совершение противо­правного деяния лицом, занимающим государственную должность Россий­ской Федерации или субъекта РФ, а равно главой местного самоуправле­ния.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности имеет своим объектом нормальную деятельность органов государственной власти и

1 См.: Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. Н. Новгород, 1995. С. 137-139.


§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий 819

управления, органов местного самоуправления и муниципальных учрежде­ний. Объективная сторона выражается: 1) в учреждении должностным ли­цом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность либо 2) в управлении такой организацией лично или через доверенное ли­цо и 3) при условии, что эти деяния связаны с предоставлением такой ор­ганизации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Как известно, служащим, в том числе и должностным лицам государст­венного аппарата, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в дру­гих учреждениях на условиях совместительства. Исключение составляют: научная, преподавательская и творческая деятельность. Запрещено также представлять за вознаграждение интересы третьих лиц в государственном органе, в котором они работают. Запрет, естественно, относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность (например, в качестве руководителя, штатного советника и т. п.).

Поэтому центральным объективным признаком состава преступления «незаконное участие в предпринимательской деятельности» является ис­пользование виновным своего служебного положения как должностного лица государственного органа или влияния и авторитета, вытекающих из занимаемой им должности, для предоставления организации, осуществ­ляющей предпринимательскую деятельность, определенных льгот и пре­имуществ или покровительства в иной форме.

Определив объекты и объективную сторону рассмотренных выше пре­ступлений, мы тем самым определили не только основные элементы пред­мета доказывания, но и элементы криминалистической характеристики этих преступлений, которые необходимо устанавливать в каждом случае расследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: