Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями.
Общая характеристика преступлений. Глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» появилась впервые в ныне действующем Уголовном кодексе. В настоящее время в нее входят восемь статей. Диспозиция всех статей — бланкетная, она отсылает к определенным правилам, нарушение которых является в данном случае преступным. Поэтому при расследовании преступлений данной категории необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим безопасность движения на железнодорожном, автомобильном, воздушном, морском, речном транспорте. Основными из них на данный момент являются: федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Водный и Воздушный кодексы РФ, а также Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД), утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.; Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом министра обороны РФ, Минтранса РФ, Росавиакосмоса РФ от 31 марта 2002 г.; Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса РФ 17 января 1996 г. К этому следует добавить ведомственные нормативные акты: положения, правила, инструкции. Весь этот нормативный материал может изменяться или отменяться, поэтому следователь, приступая к расследованию транспортных преступлений, должен точно знать, какие в данный момент действуют правила и какие в них внесены изменения. Бланкетная (отсылочная) форма большинства статей указанных нормативных актов требует четкого определения в ходе расследования, какие правила (пункты правил) были нарушены и в чем выразилось это нарушение.
§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 805
Приведем пример правильной квалификации содеянного.
Машинист локомотива грузового железнодорожного состава совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ. Управляя грузовым составом при подъезде к станции Г, он нарушил п. 16.36 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утврежденных министром путей сообщения 26 мая 2000 г. (снижение скорости при подъезде к станции и запрещающем сигнале светофора), вместо торможения отпустил тормоза, чем нарушил п. 10.1.26 инструкции по эксплуатации тормозов, не принял мер к снижению скорости до 20 км/ч, как это положено для последующей остановки перед запрещающим сигналом. Состав проехал запрещающий сигнал и столкнулся с хвостовой частью грузового состава, стоящего на втором пути станции Г. В результате столкновения были разрушены хвостовые вагоны предыдущего состава и нарушен габарит пути № 1, двигавшийся по этому пути состав не мог остановиться. Машинист и помощник машиниста покинули кабину и перешли на левую половину электровоза, где и были раздавлены объектами, нарушившими габарит пути (деформированными частями хвостовых вагонов стоящего на соседнем пути поезда).
Почти все преступления гл. 27 УК РФ (за исключением предусмотренных ст. 270, 271) имеют так называемый материальный состав, т. е. предполагают наступление вредных последствий: ст. 263, 264, 266, 268, 269 — причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека, смерть двух и более лиц; в ст. 267 к указанным последствиям прибавлено причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ). Преступления считаются оконченными при наступлении указанных последствий.
При расследовании преступлений рассматриваемой категории особенно важным является установление наличия причинной связи между допущенными нарушениями правил и наступившими последствиями. Большую помощь в установлении технической стороны причинной связи могут оказать специалист (ст. 58 УПК РФ) и эксперт (ст. 57 УПК РФ). В частности, это может касаться установления технической возможности (невозможности) избежать крушения, аварии, дорожно-транспортного происшествия (ДТП) оператором (водителем, машинистом, рулевым и т. п.).
Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста (по ст. 267 ответственность наступает с 14-летнего возраста). Вместе с тем по ст. 263, 266, 270, 271 обычно фигурируют так называемые специальные субъекты (работники и должностные лица ведомства — железнодорожного, морского, речного, воздушного, куда принимают лиц не моложе 18 лет).
Несмотря на то что в диспозиции большинства статей содержатся указания на неосторожность, форма вины по ним называется смешанной. Сами действия (нарушение правил движения, выпуск в эксплуатацию с техническими неисправностями и т. д.) являются умышленными, последствия возникают по неосторожности и не планируются виновным, который легкомысленно полагает, что такие последствия не наступят.
Объективная сторона может выражаться как в действиях, противоречащих правилам (двойной обгон на дороге), так и в бездействии (неприведение в действие тормозной системы железнодорожного состава).
Вид транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, речной) прямо указан в ст. 263, 270, 271. Пояснения требует ст. 264. В ч. 1 этой статьи названы автомобиль, трамвай либо другие механические транспортные
806 Глава 50. Преступления против общественной безопасности
средства. В соответствии с ПДД действие ст. 264 распространяется также на водителей троллейбусов, тракторов и иных самоходных транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, способных развивать скорость более 50 км/ч. Этим условиям соответствуют многие строительно-дорожные машины, сельскохозяйственные и др.
Водители мопедов (двух-, трехколесных), велосипедов с подвесным двигателем и иных самодвижущихся механизмов с объемом двигателя менее 50 куб. см и конструктивной скоростью менее 50 км/ч не могут нести уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, а отвечают по другим статьям УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасность работы транспорта, причинение вреда здоровью и т. п.).
При расследовании преступлений и их квалификации по ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ необходимо исходить из того, что уголовная ответственность по этим статьям может иметь место только в случаях нарушений определенных (конкретных) правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, при наступлении вредных последствий, указанных в разных частях этих статей, и установлении причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. Если указанные последствия возникли не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в результате нарушения иных правил (правил охраны труда, правил ведения строительных (разгрузочных) работ), то действия оператора (водителя) должны квалифицироваться по иным статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил или за преступления против личности.
Планирование расследования нарушений Правил дорожного движения. Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями (ст. 264 УК РФ). При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости ТС. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов ТС. «Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует»1.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию.
При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства:
является ли данное происшествие ДТП;
время и место происшествия, его последствия;
имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;
характер и размер причиненного материального ущерба;
какие ТС участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;
по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков его характер;
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 650-651.
§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 807
какие правила дорожного движения и эксплуатации ТС были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;
не несут ли ответственности за ДТП работники автопарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного ТС, водителя с признаками переутомления, больного и др.);
обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;
не имела ли места инсценировка ДТП.
На начальном этапе планирование расследования заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС. Если виновное лицо скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия.
Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.
Первоначальные следственные действия. Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются:
установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;
предположительная классификация ДТП;
направленность движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации;
местонахождение и действия участников в момент самого ДТП;
положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП;
состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.
Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.
До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг специалистов, которых следует привлечь к участию в осмотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если известно,
Глава 50. Преступления против общественной безопасности
что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время — осветительные приборы.
В начальной стадии осмотра следователь должен получить представление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройство; характеристику прилегающих участков; наличие дорожных знаков; обзорность; видимость; освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению и дефектов дороги.
Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры ТС; пролившейся жидкости (топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости); следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями ТС, следов на объектах обустройства дороги. Отмечается зона распределения следов и объектов, размеры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень и пр.).
Если ТС опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль.
Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.
Затем переходят к осмотру ТС, сочетая его с проверкой технического состояния: отмечают местоположение ТС в заключительной стадии ДТП. Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения на ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение краски, грязи.
При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.
Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.
§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения 809
При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части: ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека (при переезде).
Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.
Если водитель заявил, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.
В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражают в протоколе осмотра.
Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.
При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорвана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от повреждения до подошвы стопы.
В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС (по следам разворота или стоянки). Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия (на теле трупа — от подошв обуви). Обращают внимание на отделившиеся детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные сведения, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.
Глава 50. Преступления против общественной безопасности
Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей; изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине).
Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между
объектами.
После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки или не находится ли он в состоянии наркотического
опьянения.
Допрос водителя. После свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, прекратил движение). Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее событие.
При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: кто кроме него находился в кабине (салоне), на каком часу его работы произошло ДТП, сколько времени до этого он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе), какова была видимость, обзорность, какие ТС находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП, его кульминационной стадии: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; попытался ли затормозить и применил ли маневр. Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.
В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП.
Допрос свидетелей. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.
При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизительную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них.
Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли послед-
§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения
ний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.
Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке общих и частных признаков ТС: тип и модель автомобиля, цвет окраски, номер или его отдельные знаки и цифры; горели ли габаритные огни, фары и фонарь номерного знака, не заметил ли свидетель вмятин или царапин на автомобиле, сколько человек сидело в салоне (кабине), признаки внешности водителя и пассажиров, в каком направлении скрылось ТС.
Допрос потерпевших. При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпевший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпевший — заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.
При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.
Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Для розыска проверяемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидетелей, сообщаются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС. Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных массивов (в местах съездов с магистралей).
При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществляется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлечением оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД. В качестве ориентирующих данных этим лицам сообщаются сведения о повреждениях, оставшихся на ТС, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. В ходе подобных проверок выясняют: какие ТС были на линии, какие из них приехали после ДТП, не имелось ли у них повреждений или свежеот-ремонтированных участков, следов свежей покраски, выправления (рихтовки) металлических частей, замены частей; не предпринимал ли кто-нибудь из водителей мер к устранению неисправностей (поломок, вмятин, погнутостей) в частном порядке; каким образом он объяснял наличие имеющихся повреждений.
Последующие следственные действия. Они зависят от той ситуации, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируется установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.
812 Глава 50. Преступления против общественной безопасности
Судебные экспертизы играют по данной категории важную роль. В первую очередь это относится к автотехнической экспертизе1. Она проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причины и условия ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: определяет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникновение момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать происшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия правилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фактов, собранных по делу, в частности наличия или отсутствия причинной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.
Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасо-логическая экспертиза. Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Диагностические задачи: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить представление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.
Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненное™ или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается су-дебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств.
Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую, трасологическую и судебно-ав-тотехническую экспертизу, при столкновении ТС — судебно-автотехниче-скую и трасологическую.
В ходе расследования нередко проводят судебные экспертизы веществ и материалов: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего.
1 См. § 2 гл. 25.
§ 7. Расследование нарушений правил безопасности движения
Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективизации данных о механизме ДТП. В первом случае эксперимент позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; совершать определенные действия в данной обстановке. При воссоздании обстановки ДТП следует учитывать, что она не может и не должна повторять самого происшествия, создавать опасность для жизни и здоровья участников эксперимента и окружающих лиц.
При необходимости ТС, водитель могут быть предъявлены для опознания; проводят очные ставки и иные следственные действия. В ходе дальнейшего расследования возможны повторные допросы.
Собрав достаточные данные, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого и допрашивает его. На этой стадии возможно назначение повторных и дополнительных экспертиз по ходатайству обвиняемого или его защитника.
Глава 51. Расследование должностных преступлений
§ 1. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений
В соответствии с законодательством (ст. 290 УК РФ) преступные действия, связанные с получением взятки, квалифицируются как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Действия (бездействие) должностного лица могут входить в его служебные полномочия, либо оно в силу своего служебного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо может осуществлять за взятку общее покровительство или попустительство по службе. Отягчающими признаками являются: совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия) за взятку, получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. К отягчающим признакам относятся также:
а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или ор
ганизованной группой, получение взяток неоднократно;
б) в крупном размере;
в) путем вымогательства взятки.
Понятие взяточничества охватывает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Оба преступных посягательства находятся в положении необходимого соучастия: без одного не может быть другого. Однако получение взятки законодатель признал более опасным антиобщественным деянием, отноея его к категории особо тяжких преступлений. Объясняется это тем, что взяточничество наносит колоссальный вред обществу, подрывает доверие людей к государственному аппарату и муниципальным органам. Взяточничество — причина деформации нормально установленного порядка функционирования государственных и муниципальных служб, источник неправомерного обогащения, расслоения общества и социальной напряженности в нем. Наконец, взяточничество, особенно в таких его формах, как общее покровительство или попустительство по службе, взяточничество, осуществляемое в организованных для преступных целей структурах, — это наиболее типичное и характерное проявление коррупции как опаснейшего криминального явления, разрушающего основы власти и управления. Как отмечается в литературе, «коррупция стала скорее нормой поведения чиновников, чем исключительным явлением в их среде. За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, просчеты кадровой политики, распространение психологии вседозволенности и допус-
§ 1. Характеристика должностных преступлений
тимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм»1.
Коррупционные правонарушения совершаются в виде: предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; создания условий для коррупции и обеспечение ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Соответственно коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые виды действий. Это прежде всего взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201—204 УК РФ) и др.
Объектом данных преступлений является нормальное функционирование соответствующей ветви власти или управления.
Под предметом преступления, определяемым собирательным понятием «взятка», закон понимает деньги (как российские, так и иностранные денежные знаки); ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, акции и т. п. в соответствии со ст. 142 ГК РФ); иное имущество и выгоды материального характера. Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью: валютные ценности, транспортные средства (ТС), жилые дома, дачи, квартиры, гаражи, предметы быта, мебель, одежда и т. д. Выгоды материального характера в настоящее время достаточно специфичны и весьма разнообразны. Это внутригосударственные и зарубежные поездки взяткополучателя (членов его семьи) в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки; помощь в приобретении кредитов (в том числе льготных), ссуд, ценных бумаг; содействие в приобретении товаров по льготным ценам (с завода-производителя, для членов закрытых обществ и т. п.); оплата обучения детей в престижных вузах или за рубежом; выплата непропорционально больших гонораров за публикуемые (или еще не написанные) труды; оплата теле- и радиовремени в целях рекламы должностного лица; содействие в проведении избирательной кампании.
Приведенным весьма солидным перечнем не исчерпывается круг выгод имущественного характера.
С объективной стороны действия должностного лица, получившего взятку, могут быть как составной частью его служебных полномочий, так и не входить в них, когда он действует в интересах взяткодателя, лишь используя свое должностное положение, свой должностной авторитет, свои должностные связи (в Правительстве, в Администрации Президента (губернатора), в Государственной Думе и т. п.).
Взятка может даваться за определенные конкретные действия (бездействие): взятка-подкуп (до совершения действия); взятка-вознаграждение (после совершения действия), а также за общее покровительство (поручительство) в виде систематических вознаграждений.
Получение взятки — преступление, совершаемое с прямым умыслом; оно считается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.
1 Преступность, статистика, закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997. С. 21.
Глава 51. Расследование должностных преступлений
Субъекты преступления — только должностные лица, осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию функции, вытекающие из их служебного положения или должности. Это могут быть функции представителя власти (государства, субъекта Федерации, органа местного самоуправления); функции организационно-распорядительные по руководству трудовым коллективом, участком работы и т. д.; функции административно-хозяйственные — полномочия по управлению и распоряжению госимуществом. Не признаются субъектами должностных преступлений (в том числе взяточничества) лица, выполняющие указанные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях (они несут ответственность по ст. 201—204 УК РФ). Такой квалифицирующий признак, как «организованная группа», подразумевает участие в получении взятки не менее двух должностных лиц. Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременно от нескольких лиц. Получение одной взятки в несколько приемов не может расцениваться как неоднократное.
Под вымогательством понимается требование должностного лица предоставить ему незаконное вознаграждение.
Дача взятки (ст. 291 УК РФ) должностному лицу лично или через посредника совпадает по объекту и предмету преступления с получением взятки. Преступление считается оконченным при передаче хотя бы части взятки. С субъективной стороны оно характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъектом преступления может быть любое физическое лицо, достигшее 16 лет. Квалифицирующим признаком является неоднократность дачи взятки или взятка за совершение незаконных действий. Уголовная ответственность не наступает, если взятка у лица вымогалась или если это лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Взяточничество, повторим, тесно связано с коррупцией. Понятие коррупции в содержательном плане значительно шире взяточничества независимо от того, совершается ли последнее эпизодически или систематически. Коррумпирование предполагает подкуп или постановку в зависимость от коррумпирующей структуры представителя законодательной, исполнительной или судебной власти, чтобы в корыстных целях использовать его должностные возможности, официальный статус или связи. Эта корысть в первую очередь связана с отвлечением государственных ресурсов, нарушением норм в целях неправомерного обогащения. К этой категории относятся получаемые благодаря коррумпированным лицам государственные кредиты (не идущие впоследствии на инвестирование в промышленность), пошлинные льготы на ввоз и вывоз предмета купли-продажи, выгодные контракты, приватизация предприятия, систем, структур. Такие действия могут осуществляться на всех уровнях: от региональных до общегосударственных. Менее значительны по объему, но не менее вредны по последствиям (социальным, экономическим) коррумпированные связи на уровне регионов и отдельных организаций, предприятий, учреждений. Это и необоснованные разрешения, и передача информации, используемые в целях незаконного обогащения или в борьбе с конкурентами, и непринятие мер в отношении ставших известными должностному лицу преступных действий и т. п. При этом необходимо учитывать, что неправомерное обогащение коррумпированного должностного лица должно влечь за собой уголовные
§ 1. Характеристика должностных преступлений
санкции, даже если в результате его действий не наносится непосредственного ущерба государству или частному лицу.
Если же говорить более конкретно о тех действиях, которые наиболее часто совершаются в настоящее время за взятки или коррумпированными должностными лицами, то можно составить следующий примерный перечень:
а) помощь (согласие, разрешение, поддержка) в создании коммерческих
структур или федеральных и муниципальных предприятий с целью «пере
качки» в эти структуры средств предприятий;
б) передача по заниженным ценам федеральной и муниципальной соб
ственности предпринимательским структурам, минуя продажу через аук
ционы либо организуя фиктивные аукционы;
в) заключение убыточных для государства (муниципального округа)
коммерческих соглашений (о сдаче в аренду зданий, ТС и т. д.);
г) выдача банковских гарантий, а также кредитов и ссуд без закрепле
ния ответных обязательств со стороны партнера, что способствует расхи
щению денежных средств;
д) попустительство (пособничество, сокрытие) в связи с нецелевым ис
пользованием предоставляемых (на федеральном или региональном уров
нях) кредитов. Сокрытие таких фактов, помощь в перекупке льготных кре
дитов, например выделяемых Центробанком на развитие фермерских хо
зяйств, на перепрофилирование предприятий ВПК и т. п.;
е) содействие в создании лжепредприятий: регистрация предприятия
или открытие в банке счета без юридического оформления и регистрации
предприятия; постановка клиента на обслуживание в другой банк без про
верки его юридического оформления и средств его счетов;
ж) отказ в регистрации конкурентов предпринимательской структуры,
выплачивающей взятки или постоянно содержащей чиновника; предостав
ление этой предпринимательской структуре монопольного права производ
ства продукции или торговли (нефтепродуктами, цветными металлами
и т. п.);
з) содействие недобросовестной конкуренции на потребительском рын
ке. Может выражаться как в юридических, так и экономических формах
или их сочетании. Например, подавление конкурента в интересах взятко
дателя (налоговое, арбитражное, следственно-судебное, административ
ное);
и) предоставление отсрочек платежей в местный бюджет, налоговых, таможенных льгот, льготных лицензий, квот и т. п.;
к) разработка законодательств (решений, постановлений), внедрение и принятие поправок к нормативным актам, которые выгодны определенным структурам (предпринимательским, криминальным);
л) попустительство, содействие и непринятие мер к правонарушениям. К числу таких действий могут быть отнесены:
консультирование работниками налоговых инспекций, банковскими работниками по вопросам уклонения от уплаты налогов, от банковского контроля;
фальсификация материалов документальной ревизии, аудиторской проверки, сведений об облагаемых налогом средствах; фальсификация налоговых деклараций;
Глава 51. Расследование должностных преступлений
предоставление служебной информации из банка, биржи, инвестиционного фонда, фонда имущества, учреждений статистики, аукциона, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;
дача выгодного для правонарушителя заключения по результатам служебной проверки, материалам проверки и расследования по уголовному делу;
сокрытие компрометирующих материалов, поступающих в правоохранительные органы, в средства массовой информации1.
Основой совершения вышеуказанных преступлений является в первую очередь должностной статус служащего, его возможность реализовать свои права, влиять на решение определенных вопросов, совершать определенные действия (лично или давая указания другим), использовать имеющуюся у него информацию или связи с другими должностными лицами.
Поэтому действия взяткополучателя, равно как и коррумпированных чиновников, должны быть проанализированы с позиций ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», а также ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» УК РФ.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием. Злоупотреблением при этом признаются такие действия субъекта, которые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми наделено данное лицо. Поэтому простое использование своего авторитета без реализации должностных полномочий исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.
Одним из мотивов данного преступления является корысть: извлечение какой-либо имущественной выгоды в результате совершения определенных действий в интересах третьих лиц или каких-либо структур.
Субъектами преступления являются те же должностные лица, которые были рассмотрены применительно ко взяточничеству.
Объективная сторона превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий. Это могут быть действия, относящиеся к полномочиям другого лица; действия, которые должностное лицо могло по статусу совершать, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или в подзаконном акте; и, наконец, это могут быть действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Субъекты — те же, что и в ст. 290 УК РФ.
Одним из квалифицирующих признаков является совершение противоправного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности имеет своим объектом нормальную деятельность органов государственной власти и
1 См.: Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. Н. Новгород, 1995. С. 137-139.
§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий 819
управления, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Объективная сторона выражается: 1) в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность либо 2) в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо и 3) при условии, что эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Как известно, служащим, в том числе и должностным лицам государственного аппарата, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства. Исключение составляют: научная, преподавательская и творческая деятельность. Запрещено также представлять за вознаграждение интересы третьих лиц в государственном органе, в котором они работают. Запрет, естественно, относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, в качестве руководителя, штатного советника и т. п.).
Поэтому центральным объективным признаком состава преступления «незаконное участие в предпринимательской деятельности» является использование виновным своего служебного положения как должностного лица государственного органа или влияния и авторитета, вытекающих из занимаемой им должности, для предоставления организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, определенных льгот и преимуществ или покровительства в иной форме.
Определив объекты и объективную сторону рассмотренных выше преступлений, мы тем самым определили не только основные элементы предмета доказывания, но и элементы криминалистической характеристики этих преступлений, которые необходимо устанавливать в каждом случае расследования.