double arrow

Правовое положение сословий русского государства


В продолжение изложения историко-правовых особенностей логично привести развернутую характеристику правового положения основных сословий Русского государства, которое сложилась в период сословно-представительной монархии. Самую активную роль в политических событиях XVII века играло служилое сословие бояр и дворян. Можно вспомнить, что еще в XVI веке служилый человек И.С. Пересветов в своих сочинениях отмечал, что роль дворянства, составляющего основные воинские силы государства, заметно возросла, и политические позиции дворянства значительно укрепились. С середины XVII века на государственную службу стали принимать только детей служилых людей, а с 1657 года только сыновей детей боярских. Следует отметить, что дети боярские в XVII веке были младшим служебным чином и привлекались для государевой службы по самым различным ведомствам. Дети боярские были ограждены законом от зачисления в холопы. Кроме детей боярских на службу верстались или призывались также татарские и мордовские мурзы, которые имели такие же права, как и дети боярские. Были на государственной службе и иностранцы, которых специально приглашали от имени царя или боярской думы для исполнения конкретных должностей. Служилые люди получали денежное жалование и поместья. Выход из разряда служилых людей был запрещен. В 1642 году специальным указом вернули на государственную службу ранее покинувших ее дворян. Служилые люди имели целый ряд важных привилегий: они были освобождены от платежа податей, они имели исключительное право для сыновей в поступлении на военную или чиновную службу, они могли владеть вотчинами и поместьями, имели право на усиленное охранение их чести в качестве государевых чинов; существовал для них ряд привилегий в уголовном праве, например, за непредумышленное убийство дети боярские наказывались тюремным заключением, но никак не телесными наказаниями. Все это в правовом смысле выделяло служилых людей из остального населения Русского государства.




По некоторым своим привилегиям к служилым людям примыкало православное духовенство, также освобожденное от платежа податей и несения различных повинностей. Духовенство состояло из черного (монашеского) и белого (приходского). Русская Православная церковь оставалась в XVII веке крупным землевладельцем. Духовенство было грамотным, как отмечал историк С.М. Соловьев, являлось «единственным обязательно просвещенным сословием», поэтому оно носило важную функцию учительного труда. Духовенство осуществляло религиозно-идеологическую функцию государства и было активным носителем государственной идеологии. Поэтому государство всегда поддерживало церковь не только материально, но и законодательно. Если Соборным уложением 1649 года была установлена подсудность духовенства по гражданским и уголовным делам светскому суду, то постановлением собора 1667 года духовенство было освобождено от юрисдикции светских учреждений даже по уголовным делам. Во главе Русской Православной церкви стоял патриарх Московский и всея Руси, которому подчинялись митрополиты, архиепископы и епископы, возглавлявшие церковные округа-епархии. По законодательству XVII века было запрещено выбирать священников из крестьян, переходить из одного прихода в другой без разрешения архиерея, что делало духовенство наследственным сословием.



Что касается городского населения, то в XVII веке с расширением ремесел и торговли значительно увеличивается число посадских жителей, которые прикрепляются к городу. Правовое положение горожан было закреплено в главе «О посадских людях» Соборного уложения 1649 года. Под угрозой наказаний посадским людям было запрещено выходить из посадов. Если до 1649 года в городах существовали так называемые белые слободы, население которых, преимущественно купечество (например, торговцы хлебом, рыбой, солью) и зажиточные ремесленники (например, государевы каменщики и кирпичники), было освобождено от государева тягла, то во второй половине XVII века такие слободы были ликвидированы, и все обитатели посада сравнялись в правовом положении. От ряда повинностей было освобождено богатое купечество, которое в городах с развитием торговли значительно улучшило свое экономическое положение и постепенно становилось влиятельным в русском обществе. Особые привилегии получили разбогатевшие купцы, которые вели широкую оптовую торговлю, в том числе за рубежом, например, им было дано право владеть вотчинами и поместьями, подлежали они только царскому суду. К таким богачам относились солепромышленники «именитые люди» Строгановы. Историки права говорят о существовании более 160 посадов к 1652 году с численностью в несколько сотен тысяч горожан.



В отношении крепостных крестьян вначале были удлинены, а затем Соборным уложением 1649 года отменены так называемые урочные годы (лета) или сроки сыска беглых крепостных от их владельцев. Занесенные в писцовые книги по определенному времени нахождения на той или иной земле так называемые старожильцы и члены их семей закрепощались. Помещики могли теперь неограниченно эксплуатировать труд своих крепостных, наказывать их по своему усмотрению, продавать и обменивать их другим помещикам, выдавать замуж или женить по своему произволу. Крестьяне потеряли право распоряжаться земельными участками, на которых они трудились ранее. В случаях неплатежа помещиками и вотчинниками установленные судом взыскания по искам было разрешено отныне взыскивать с их крепостных крестьян. Владельческие крестьяне и бобыли, то есть зависимые от феодала безземельные люди, в подавляющем большинстве были закрепощены в середине XVII века законодательно. Государственные или чернотягловые (черносошные) крестьяне проживали на царских землях и платили определенные подати. Так как цари постоянно раздавали эти земли за службу дворянам и детям боярским в поместья и вотчины, количество чернотягловых крестьян сокращалось.

В XVII веке в Русском государстве продолжала существовать и такая категория феодально-зависимых людей, как холопы. Беглые холопы, обнаруженные у других господ, по закону строго наказывались. Холопы, попавшие в неприятельский плен и бежавшие оттуда, освобождались со своей семьей из холопского состояния. Часть холопов к тому времени была посажена господами на землю и была обязана отправлять барщину. Таких холопов стали называть страдниками. Они полностью утрачивали связь с господским двором. Когда правительство приняло решение отказаться от сошного оклада и перейти к новой системе обложения, которую мы ранее рассматривали и определили как подворную, зависимую от количества дворов, оказалось, что на помещичьих пашенных землях находится огромное количество холопов, которые подобно крестьянам обладали дворами, но тягло не платили, так как числились холопами. В 1679 году вышел царский указ, по которому таких холопов зачислили в платящих тягло, и различие между крепостными крестьянами и холопами исчезло. К концу XVII века холопское правовое положение сохранялось только при господских дворах.







Сейчас читают про: