Государственное устройство

Изменения в государственном строе являлись результатом демократизации общественных отношений. Целью преобразований в СССР того периода, прежде всего,являлось поднятие авторитета и эффективности государственных органов, через усиление представительных органов власти, установление легального пути замещения высшего поста в государстве. Немаловажным было и создать демократический механизм выборов, повысить роль судебной власти, сделать ее более независимой.

Эти направления политики нашли свое отражение в нормативно-правовых актах конца 80-х годов.Согласно изменений, внесенных в 1988 годав Конституцию СССР,вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти, представленная Съездом народных депутатов и Верховным Советом. Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране. Этот орган наделялся полнотой власти, имея право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов. Формирование происходило следующим образом:750 человек избиралась по территориальным округам с приблизительно одинаковым количеством избирателей, 750 депутатов от национально-государственных образований СССР избиралась по национально-территориальным округам с представительством: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа, а оставшиеся 750 депутатов избиралась от общественных организаций.

Рассматривая данный период, следует отметить высокую роль и значимость Закона СССР от 1 декабря 1988 года«О выборах народных депутатов СССР». Проведенные в 1989 годуна основе этого закона выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами. Первый Съезд народных депутатов СССР проходил с 25 мая по 9 июня 1989 года. Всего Съездов было 5 - последний состоялся 3-5 сентября 1991 года.

В результате изменений Конституции Верховный Совет СССР становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. Верховный Совет,как и ранее, состоял из двух палат по 271 депутату в каждой. Совет Национальностей избирался от депутатов, избранных на съезде от национально-территориальных округов и от общественных организаций, по норме: 11 депутатов от союзной республики, 4 депутата - от автономной республики, 2 депутата - от автономной области и 1 депутат - от автономного округа. Верховный Совет созывался два раза в год на сессии протяженностью 3-4 месяца.

В результате демократических преобразований конца 80-х годов возникла необходимость отделения КПСС от государства. Это повлекло необходимость решениявопроса о руководителе государства и механизме замещения этой должности.

В марте 1990 года был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет.

Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз он был избран народными депутатами СССР. Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР 15 марта 1990 года.Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

Согласно законодательству президент обладал большими полномочиями: он был Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование, представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Президент СССР возглавлял Совет Федерации.

На основании Закона СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» создавался Президентский совет СССР. Его основной задачей являлось - выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечение безопасности страны, а также выработка политической линии взамен бывших партийно-государственных структур.

Но просуществовал Президентский Совет СССР недолго и был упразднен Законом СССР от 26 декабря 1990 года № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На его место пришел Совет безопасности СССР.

На Совет безопасности СССР возлагались - выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию её надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе (статья127.3 Конституции СССР).

Следует также отметить создание нового органа - Совета Федерации.Статья 127.8 Конституции СССР установила, что Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят Вице-президент СССР, президенты (высшие государственные должностные лица) республик. В заседаниях Совета Федерации могли участвовать высшие государственные должностные лица автономных областей и автономных округов с правом решающего голоса по вопросам, затрагивающим их интересы.

Совет Федерации на основе определенных Съездом народных депутатов СССР направлений внутренней и внешней политики Союза ССР осуществлял координацию деятельности высших органов государственного управления Союза и республик, следил за соблюдением Союзного Договора, определял меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, обеспечивал участие республик в решении вопросов общесоюзного значения, принимал рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональныхотношениях.

Членом Совета Федерации являлся высшее государственное должностное лицо республики, представляя и защищая ее суверенитет и законные интересы, участвовал в решении всех вопросов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации.Член Совета Федерации обеспечивал проведение в жизнь решений Совета Федерации в соответствующей республике; контролировал исполнение этих решений.

20 марта 1991 года был принят Закон СССР от № 2033-1 «О Кабинете Министров СССР», по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа. С этого момента исполнительно-распорядительным органом Союза ССР являлся кабинет Министров СССР. Кабинет министров подчинялся Президенту СССР, который предлагал Верховному Совету СССР на утверждение его структуру. Согласно статье 129 Конституции СССР Кабинет Министров СССР состоял из премьер-министра, его заместителей и министров СССР. В работе Кабинета Министров СССР могли участвовать с правом решающего голоса главы правительств республик.

В своей деятельности Кабинет Министров СССР нес ответственность перед Президентом СССР и Верховным Советом СССР. Это выражалось, в том числе, что Кабинет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывался о своей работе перед Верховным Советом СССР. В свою очередь Верховный Совет СССР мог выразить недоверие Кабинету Министров СССР, что влекло его отставку.

Конституция СССР в статье 132 наделилаКабинет Министров СССР большим перечнем полномочий:проведение совместно с республиками единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте; составление и исполнение союзного бюджета; осуществление общесоюзных экономических программ; создание межреспубликанских фондов развития, фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;управление совместно с республиками единой топливно-энергетической и транспортной системами страны;управление оборонными предприятиями, космическими исследованиями, союзными системами связи и информации, метеорологии, геодезии, картографии, геологии, метрологии и стандартизации; проведение согласованной политики в области охраны природы, экологической безопасности и природопользования;осуществление совместно с республиками общесоюзных программ продовольствия, охраны здоровья, социального обеспечения, занятости населения, заботы о материнстве и детстве, культуры и образования, фундаментальных научных исследований и стимулирования научно-технического прогресса;принятие мер по обеспечению обороны страны и государственной безопасности;реализацию внешней политики Союза ССР, регулирование внешнеэкономической деятельности Союза ССР, координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности республик, таможенное дело;осуществление согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: