Политические процессы и распад СССР

Начиная с 1985 года наше государство вступило в новую череду реформ и изменений. Данный этап государства связан, прежде всего, с избрания М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 года, после смерти К.У. Черненко. На данной должности М.С. Горбачев пробыл до 24 августа 1991 года.

Как и ранее ситуация внутри государства отчасти завесила от внешне политической обстановки. Главной задачей руководства страны было устранить конфронтацию с западными странами и США. Главная проблема этих отношений по-прежнему лежала в идеологической несовместимости, несовпадение позиций и взглядов в решении международных проблем. Для стабилизации отношений СССР необходимо было отказаться от антибуржуазной идеологии, допустить развитие рыночных отношений внутри страны. Во внешней политике – решить вопрос о Германии, проблему общеевропейской и глобальной безопасности, а также отказаться от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов, имеющих социальную окраску.

Внешняя политика СССР реализовывалась в этом направлении. В результате 28 июня 1991 года в Будапеште ликвидируется Совет Экономической Взаимопомощи, а 1 июля 1991 года и Организация Варшавского Договорав Праге, что автоматически ставило точку в «Холодной войне» и налаживанию отношений США.

Период конца 80-х годов XX столетия в СССР именуется перестройкой. Политика перестройки выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Сущность этого явления заключалась в том, что союзным республикам, другим национально-государственным образованиям - субъектам Федерации будут предоставлены широкие экономические и политические права, а центральные власти не будут решать вопросы, отнесенные к их ведению.

Однако события в республиках вышли из рамок очерченных в центре и стали развиваться под воздействием общественно-политической ситуации, складывающейся в них. Руководство СССР утратило инициативу в осуществлении национальной политики и шло на поводу событий в республиках и регионах, действуя с запозданием. В основе единства СССР, лежала система партийного руководства, а также плановая экономика.

Демократизация внутрипартийной жизни, критика КПСС, последовавший кризис КПСС, ее раскол позволили усилиться идеям национализма и сепаратизма в сознании политического руководства в республиках.Переход к рыночным принципам организации экономики разрушал экономический фундамент существовавших политических отношений.

Пытаясь исправить ситуацию руководство СССР пытается частично решить возникшие проблемы принятием соответствующихзаконов. Так, 2 апреля 1990 года принимается Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР».

Большой проблемой для государства стало создание республиками собственных вооруженных формирований. 25 июля 1990 года издается Указ Президента СССР «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, изъятии оружия в случае его незаконного хранения».

Еще одной попыткой ликвидации угрозы была попытка заключения нового Союзного договора. 20 июня 1990 года состоялась первая рабочая встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору. Основные идеи сводились к формам межреспубликанских связей, которые могли быть как договорно-федеративные, так и конфедеративные.

В дальнейшем проект Договора о Союзе суверенных государств был создани согласован в Ново-Огореве представителями республик, Советом Федерации и Подготовительным комитетом, образованным Четвертым Съездом народных депутатов СССР. Затемпроект Договора о Союзе суверенных государств в июне 1991 года был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.

Следует отметить возросший интерес союзных республик непосредственно участвовать в принятии решений в важных сферах государства, таких как, например, внешнеполитическая деятельность. Выразилось это в частности, в создании специальных органов из представителей государств-участников, рассмотрение и принятие решений при участии всех субъектов. Цель создания такого органаэто взаимодействие для более полного учета интересов Союза и республик во внешнеполитической сфере.

Далее на Первом Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 годарассматривают и принимают Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В документе говорилось, что съезд торжественно провозглашает суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Как оказалось, текст Декларации был противоречивым по отношению к действующей Конституции, что ставило под сомнение существование федерации.

Кроме того, для реализации Декларации Съезд народных депутатов РСФСР принимает постановление от 22 июня 1990 года«О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)», которым передавалось в прямое управление СССР Министерство обороны СССР, КГБ СССР, Министерство гражданской авиации СССР, Министерство путей сообщения СССР, Министерство морского флота СССР, Министерство связи СССР, Министерство энергетики и электрификации СССР, Министерство атомной энергетики и промьппленности СССР, оборонные отрасли промьппленности и космонавтики в части заказов Министерства обороны СССР и союзных программ.

Еще одним нормативным актом заметно ослабляющим федерацию явился закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 октября 1990 года, согласно которого общесоюзная собственность является совместной собственностью республик, РСФСР, как и другие союзные республики имеет право на часть золотого запаса и Валютного фондов.

С этого момента наступает период провозглашения суверенитетов республиками и изменения государственно-правового статуса субъектами. Так, 27 сентября 1990 года была провозглашена декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). Четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали автономными республиками.

Все вышеперечисленные факты и обстоятельства говорящие об ослаблении СССР и укреплении суверенитета республик вызвали в дальнейшем сепаратизм, то есть движение за выход из состава СССР. Хотя право на выход союзных республик из СССР и содержалось в Конституции, но механизма этой процедуры не существовало.

В этой связи, Верховный Совет СССР принимает закон от 3 апреля 1990 года«О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права союзных республик на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы проголосовал за выход республики из состава СССР, провозгласив независимость Литвы. 20 мая 1990 года Верховный Совет Латвии принял Декларацию «О восстановлении независимости Латвийской республики». Акты о независимости приняли до событий августа 1991 года и ряд других республик СССР. Однако ни СССР, ни мировое сообщество не признавали независимости республик СССР в это время.

В этой обстановке руководство СССР решает провести 17 марта 1991 годареферендум, целью которого являлось установить мнения граждан о необходимости сохранения СССР. В итоге большинство населения страны на референдуме СССР высказались за сохранение СССР как федерации. Но руководство СССР не смогло взять инициативу в свои руки, потеряв механизмы своего воздействия на республики.

Первыми вьппли из состава СССР республики Прибалтики, независимость которых была признана Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 года и постановлением Государственного совета СССР от 6 сентября 1991 года. 1 декабря 1991 года состоялся референдум о независимости на Украине.

Кризис СССР, укрепление независимости бывших союзных республик потребовал поиска новой формы объединения. Попыткой разрешить данную проблему явилась подготовка и подписание Договора об экономическом союзе, в работе которого принимали участие руководители республик Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Позднее договор был подписан.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик - Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 года, когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло республики, до сих пор не заявившие о своем выходе из СССР, определиться со своим будущим.

Судьба СССР была решена на встрече президентов 11 республик СССР, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 года. В Декларации, подписанной президентами говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом Соглашением между участниками Содружества, которое не является ни государством ни надгосударственным образованием. Декларация определила, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: