Понятие, как форма мысли, решает две задачи: 1. отличает объекты интересующего нас множества от всех остальных объектов; 2. обобщает объекты интересующего нас множества.
Понятие – это мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.
Образование понятий происходит в результате осуществления нескольких операций:
1. анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение),
2. абстрагирование (от лат. аbstractio – отвлечение),
3. сравнение,
4. синтез (от греч. syntesis – соединение, сочетание) и
5. познавательное обобщение.
Объем понятия
Множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии, называется объемом данного понятия.
Объем понятия "студент" – все те предметы, для которых характерны признаки "быть учащимся" и "учиться в высшем учебном заведении". Объем понятия "простое число" – это множество чисел, каждое из которых делится на единицу или на самое себя, т.е. это числа 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17 и т.д.
Содержание понятия.
|
|
Признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества, называется содержанием понятия.
В логике различают понятия "содержание понятия" и "основное содержание понятия". Признаков, составляющих содержание понятия, может быть сколь угодно много. Например, человек – это существо, наделенное разумом, волей, чувствами, имеющим широкие ногти, два глаза, бесхвостое, бесперое и т.п. Это есть содержание понятия.
Признаки же, необходимые и достаточные для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов, называются основным содержанием понятия. Этим понятием мы и будем пользоваться в дальнейшей работе.
Основное содержание понятия "стул" – это соединение признаков:
а) быть предметом мебели,
б) иметь спинку,
в) быть предназначенным для сидения одного человека
г) не иметь подлокотников.
Основное содержание понятия "преступление" – это признаки:
а) быть деянием,
б) быть предусмотренным уголовным кодексом и
в) быть общественно опасным.