Предмет и специфика логики

Много различных значений связано со словом "логика". Логика – это и последовательность мыслей, и изощренность ума, и впечатление убедительности рассуждений и многое другое. Логика есть диалектическая, математическая, традиционная, формальная и др. Для дальнейшего изучения будет использоваться для слова "логика" эпитет "формальная". Это будет значить, что в учебном курсе предполагается изучение основных проблем формальной логики.

Родоначальником формальной логики был древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), поэтому ее называют аристотелевской. Именно формальная логика стала основой современной математической логики, а также риторики, лингвистики, программирования.

Формальная логика – это дисциплина, изучающая законы формального мышления.

Для того чтобы наглядно представить себе, что такое формальное мышление, обратимся к конкретной жизненной ситуации.

Пример: Человек стоит на перекрестке у светофора. Горит красный свет, но в обозримом пространстве ни слева, ни справа нет машин.

Как обычно поступает человек? Идет или стоит? Возникает некое противоречие, конфликт между поведением, следующим правилам, и непосредственным интересом человека. Там, где возникает этот конфликт, появляется возможность действовать двояко: 1) в соответствии с правилами, 2) в соответствии с непосредственными интересами, зачастую противоречащим правилам.

На этом основании можно выделить два вида поведения человека: формальное и антиформальное.

Формальное поведение – это внешние действия людей, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами.

Антиформальное поведение – это внешние действия людей, не соответствующие заранее заданным правилам.

Чтобы говорить о поведении в ситуации, где нет заранее заданных правил, используют понятие неформального поведения.

Неформальное поведение – это внешние действия людей в ситуациях, в которых правила не заданны заранее.

Самой очевидной областью формального поведения является область права, так как законы – это определенные правила, в которых определенные действия людей запрещаются или предписываются. Следовательно, совокупность законов, действующих в обществе, есть такая система заранее фиксированных правил. А раз есть правила, значит есть возможность для различных видов поведения.

Поэтому формальное поведение – это поведение, следующее законам, т.е. поведение, выполняющее предписания и запреты права. Именно такого поведения требует правовое общество. Принципами же правового общества являются. "Если нельзя, но очень хочется или очень надо, то можно". Принцип правового общества: "Если нельзя, но очень хочется или очень надо, то все равно нельзя". Это напоминает древнюю формулу римских юристов: "Pereat mundus, fiat justitia" ("Пусть погибает мир, но торжествует право").

Итак, правовое общество – это общество, в котором максимально широко распространено формальное поведение.

Формальное поведение обнаруживается не только в сфере права, но и в области нравственности, т.к. нравственность есть, не что иное, как система норм-правил, предписывающих или запрещающих те или иные мотивы поступков. В область формального поведения входит также область культурного поведения и технология. Отсюда можно предположить, что формальное поведение тесно связано с формальным мышлением, которое и порождает различные варианты поведения людей.

Формальное мышление – это последовательность мыслительных действий по заранее фиксированным правилам. В наше время формальное мышление стало главным средством образования структур формального поведения. Формальная логика есть теория формального мышления.

Таким образом, логика сегодня представляет собой незаменимое средство образования формального мышления. Поэтому, если мы хотим, чтобы в нашей жизни встречались образцы формального поведения, а формальное поведение в основном образуется на основе формального мышления, то мы должны изучать формальную логику.

Логика – это теория рассуждений. Рассуждение – это последовательность связанных по определенным правилам мыслей, при помощи которых мы приобретаем новые знания или обосновываем уже известные мысли.

Рассуждения могут быть правильными и неправильными, вести к верному заключению или к неверному. Вот пример невозможного рассуждения, которое было придумано еще в Древней Греции и называется оно – Софизм "Рогатый" (софизм – это неправильное рассуждение, которое предназначено вводить в заблуждение слушателя).

Итак, можно ли согласиться с таким утверждением: "Все, что вы не потеряли, вы имеете?" Если ответить на этот вопрос утвердительно, то последует следующий вопрос: "А вы теряли рога?" Наверняка, нет. Но из этого вытекает, что вы их имеете.

Если ответ отрицательный, то получится, что они у вас были до того, как вы их потеряли.

В чем ошибка? В том, что мы имеем в виду отправную фразу: "Все, что я не потерял, из того, что я имею, я имею". Поэтому, более корректно нужно определить логику как теорию правильных рассуждений. Логика помогает отличать правильные рассуждения от неправильных.

Второй важный аспект изучения курса логики заключается в выработке умения четко выражать свои мысли и приводить уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также критиковать мнения и аргументы других лю­дей. Другими словами, речь идет о выработке логической культуры у любого современного образованного человека.

Логическая культура – необходимое (хотя и не достаточное) условие успеха во всех видах деятельности, связанных с убеждающим словом.

Логическая культура – система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только формы. Поэтому логику надо изучать по следующим причинам:

1. она позволяет приобрести умение быстро и правильно совершать стандартные операции мышления;

2. она учит правильно говорить о действиях своего и чужого мышления;

3. она дает умение строить убедительные аргументы и находить ошибки в рассуждениях оппонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: