Структура практикума

3.1. Выполненный практикум должен включать в себя следующие структурные элементы:

- титульный лист (приложение 1);

- оглавление;

- организационно-методический раздел;

- результаты выполнения заданий (решения задач и системный анализ составов преступлений);

- список использованной литературы.

3.2. Оглавление должно включать все имеющиеся компоненты практикума с указанием страниц.

3.3. Задания практикума по уголовному праву в основном направлены на решение казусов (задач – ситуаций из судебной практики).

Решение задач по уголовному праву предполагает, с одной стороны, знание соответствующих институтов Общей части уголовного права (понятие преступления, соучастия и т.д.) или соответствующего состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК. С другой стороны, обучающийся должен уметь выделить из совокупности фактических обстоятельств конкретной ситуации признаки, которые имеют значение для установления наличия или отсутствия соответствующего института Общей части, например, свидетельствующие о совместности действий при соучастии, либо которые имеют значение для квалификации и подпадают под признаки соответствующего состава преступления, предусмотренного в Особенной части.

Следует иметь в виду, что в учебном процессе квалификация преступления как в Общей, так и в Особенной частях уголовного права не является самоцелью, но служит средством, во-первых, для развития практических навыков применения уголовного закона, и, во-вторых, для углубленного изучения институтов Общей части и отдельных составов преступлений, предусматриваемых Особенной частью. В связи с этим решение задачи должно идти по пути последовательной характеристики всех элементов преступления: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Квалификация преступлений является основополагающей, фундаментальной частью, ядром применения уголовного закона в судебной и следственной практике. Правильная квалификация преступлений невозможна без наличия четких знаний Общей и Особенной части уголовного закона, наличия навыка самостоятельной квалификации. При квалификации преступлении как никогда ясно выявляются пробелы в знаниях слушателей, которые затем необходимо устранить.

Необходимо отличать теоретические положения квалификации преступлений от квалификации преступлений в судебной и следственной практике. При квалификации преступлений на практике следует учитывать все без исключения фактические обстоятельства содеянного в его индивидуальном проявлении, особенности, тонкости, какую-либо специфику содеянного.

Для правильной квалификации преступлений выработаны правила квалификации преступлений, т.е. приемы, способы применения уголовного закона, предусмотренные в нем самом, руководящих постановлениях пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР и СССР, а также выработанные иной судебной практикой и теорией уголовного права.

Сам процесс квалификации преступлений, представляющий собой «процесс установления признаков того или иного преступления в действиях лица» (В.Н. Кудрявцев), можно условно разделить на несколько этапов:

- отыскание, подбор статьи Особенной части УК, которая соответствует содеянному, оцениваемому в самых общих чертах;

- выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих общественную опасность (ч. 2 ст. 14 УК РФ) или преступность деяния (ст. ст. 37-42 УК РФ). Наличие любого такого рода обстоятельства исключает состав преступления, следовательно, завершает процесс квалификации;

- определение, является ли рассматриваемое преступление оконченным, не содержит ли оно признаки приготовления к преступлению или покушения на него, предусмотренные ст. 30 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям, а добровольный отказ от совершения преступления на стадиях приготовления или покушения влечет освобождение лица от уголовной ответственности;

- если к совершению преступления причастно два и более лица, следующим этапом квалификации является определение роли каждого из лиц в качестве соучастника преступления (организатора, исполнителя, пособника, подстрекателя); в соответствии со ст. ст. 33, 34 УК РФ необходимо определить пределы уголовной ответственности для каждого из соучастников, указанных в фабуле;

- после чего необходимо детализировано сопоставить всю совокупность фактов, характеризующих содеянное, как состав конкретного преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. Данный процесс производится путем вычленения фактических данных, соответствующих элементам состав преступления: объективной стороне, субъекту, субъективной стороне и объекту.

Диспозиция большинства статей Особенной части УК РФ наиболее полно описывает именно признаки объективной стороны преступления, как тех изменений во внешнем мире, которые происходят в результате совершения преступления. Следовательно, мысленное сопоставление фактических данных с составом преступления должен начинаться именно с признаков объективной стороны преступления. Требуется выяснить, содержат ли фактические данные признаки, соответствующие обязательным и факультативным признакам, описанным в диспозиции Особенной части УК РФ либо в ином нормативном правовом акте, ссылка на который содержится в бланкетной диспозиции.

Далее, соотнеся фактические данные о лице, совершившем деяние, с признаками субъекта преступления, необходимо установить, достигло ли оно возраста уголовной ответственности за содеянное, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ, и является ли вменяемым (ст. 21 УК РФ), а в преступлениях со специальным субъектом – обладает ли исполнитель признаками специального субъекта.

Затем необходимо проанализировать фактические данные, характеризующие содеянное с субъективной стороной состава преступления, что предполагает констатацию совершения деяния с формой вины, предусмотренной ст. ст. 24-27 УК РФ, а также соответствующими мотивом и целью, если они выступают в качестве обязательных признаков состава преступления.

В заключении следует установить объект преступления посредством выяснения направленности содеянного против того или иного вида общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Если рассматриваемый состав преступления включает предмет преступления или потерпевшего от него, также необходимо установить обладает ли предмет или потерпевший соответствующими признаками (например, предмет хищения).

Разрешив все вышеуказанные вопросы, необходимо дать квалификацию содеянного лицом (лицами), указанными в задании, обосновав свой вывод.

Настоятельно рекомендуется решать задачи письменно и с развернутой мотивировкой, так как в будущем предстоит постоянно излагать принимаемые решения именно в такой форме (образец решения задачи представлен в приложении № 2).

3.4. Системный анализ предлагаемых составов преступлений следует делать по предложенной схеме (приложение 3) с использованием необходимых нормативных актов и учебной литературы.

Системный анализ составов преступлений, предусмотренных конкретной статьей или частью статьи Уголовного Кодекса предполагает:

- указание нормативных актов, регулирующих отношения, охраняемые анализируемой уголовно-правовой нормой;

- цитирование регулятивных норм в части определения понятий, раскрывающих объект уголовно-правовой охраны на разных его уровнях;

- цитирование наиболее удачных доктринальных определений понятий, раскрывающих объект уголовно-правовой охраны на разных его уровнях (цитирование предполагает обязательное указание на источник заимствования, см. приложение 3);

- раскрытие содержания иных признаков состава преступления также с использованием нормативных и доктринальных определений;

- поиск и раскрытие иных понятий, характеризующих данное преступление.

3.5. Условием правильного решения ситуационных задач и выполнения аналитических заданий является предварительная самостоятельная работа курсантов и слушателей, предполагающая использование учебников по Общей и Особенной частям уголовного права, материалов прослушанных лекций, законодательства, подзаконных актов, нормативных правовых актов, постановлений Верховного Суда Российской Федерации, а также рекомендаций преподавателя.

3.6. Список использованной литературы должен включать в себя следующие оформленные в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» структурные элементы:

- нормативные правовые акты (располагаются по степени убывания юридической силы);

- научная и учебная литература (располагается по алфавиту);

- акты судебного нормативного и казуального толкования норм уголовного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: