7.Факторы, обусловливающие необходимость стратегического управления.
Стратегическое управление - это процесс разработки принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешней среды.
Система стратегического менеджмента может помочь руководителям:
• предвидеть тенденции развития бизнеса;
• отслеживать и понимать влияние внешнего окружения;
• делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.
Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают руководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
К преимуществам стратегически ориентированных организаций относятся:
· минимизация негативных последствий изменений, происходящих, а также факторов \"неопределенности будущего\";
|
|
· возможность учитывать объективные (внешние и внутренние) факторы, обусловливающие изменения, сосредоточиться на изучении этих факторов;
· формирование соответствующих информационных банков;
· получение необходимой базы для принятия стратегических и тактических решений;
· облегчение работы по обеспечению долго-и краткосрочных эффективности и прибыльности;
· возможность сделать организацию более управляемой, поскольку при наличии системы стратегических планов является возможность сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями, конкретизированными в виде плановых задач
· установка системы стимулирования для развития гибкости и приспособленности организации и отдельных ее подсистем к изменениям;
· обеспечение динамичности изменений из-за ускорения практических действий по реализации стратегических планов на основе соответствующей системы регулирования, контроля и анализа;
· создание производственного потенциала и системы внешних связей, являются восприимчивыми к изменениям и позволяют достичь будущих целей
Реализация названных принципов позволяет построить обоснованную последовательность действий по реализации концепции и формирования системы стратегического управления.
8. Диверсификация деятельности фирмы: ожидаемые результаты, риски.
Диверсификация (от лат. Diversificatio — изменение, разнообразие)— это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т. д.).
|
|
Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ, а следовательно, и побудительные мотивы диверсификации различны.
Стратегические выгоды диверсификации обусловлены рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие:
• потенциал синергизма — сокращение затрат при объединении различных видов бизнеса за счет единой системы управления, контроля и координации, а также за счет ускорения оборачиваемости средств;
• улучшение информационного обеспечения бизнеса, интеграция маркетинговых исследований (во многих отраслях это является важным побудительным стимулом интеграции);
• постоянство деловых связей, стабильность и гарантированность поставок. Это, в свою очередь, позволяет экономить средства, направляемые на маркетинг и рекламу;
• технологический выигрыш за счет обмена технологиями, совместного проведения НИОКР;
• возможности большей дифференциации продукции за счет совместной работы по совершенствованию уровня качества, сервиса, маркетинга и каналов сбыта.
Вместе с тем диверсификация должна носить разумный характер, связанный с учетом возможных рисков. Ведь даже интеграция может оказаться рискованной. Поэтому диверсификацию деятельности надо применять так, чтобы, с одной стороны, полностью реализовать возможный стратегический потенциал, а с другой — достигнуть сбалансированных экономических и технологических результатов. Здесь существуют три главные проблемы.
1. Реальной связи между различными видами бизнеса и потенциалом синергизма может просто не быть.
2. Потенциальный синергизм существует, но с его реализацией возникают серьезные проблемы. Между сложившимися бизнес-единицами могут быть различия в управленческой культуре, организационной структуре, которые и определяют трудности в реализации синергического эффекта. Российская практика демонстрирует многочисленные примеры враждебности со стороны приобретаемых предприятий, которые, естественно, сводят на нет возможные выгоды диверсификации.
3. Антимонопольное законодательство создает дополнительные трудности и риски.
Кроме того, издержки диверсификации могут быть обусловлены следующими факторами:
· стоимостью выхода на новые рынки;
· необходимостью придания деятельности предприятия большей гибкости и сбалансированности при диверсификации и выборе партнеров по бизнесу;
· проведением инновационной деятельности во всем интегрированном цикле.