Особенности анализа внутренней среды в системе стратегического управления

2 цели анализа внешней и внутренней среды:

  1. Определить возможные альтернативы
  2. Критерии выбора наилучшего варианта

Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием.

Внутренняя среда, как совокупность элементов внутренней системы организации, непосредственное влияние на её функционирование. Поэтому после анализа внешней среды руководство должно провести оценку потенциала организации для определения конкурентоспособной стратегии. Так, SWOT-анализ предполагает изучение не только возможностей и угроз внешней среды, но и слабых и сильных сторон внутренней среды организации.

Организация как сложная система содержит отдельные подсистемы (планирование, маркетинг, финансы, работу с персоналом и т.д.), каждая из которых представлена определенным количеством структурных подразделений (департаменты, отделы, секторы). Наиболее часто предлагается проводить анализ пяти функциональных сфер деятельности:

ü маркетинг

ü финансы (бухгалтерский учет)

ü производство

ü человеческие ресурсы

ü организация управления

При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа: 1. конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании; 2. разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством; 3. рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей; 4. рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг; 5. предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; 6. эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий); 7. прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

Анализ финансового состояния может принести пользу фирме: выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами. Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему? 2. Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана? 3. Какое оборудование на фирме? 4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями? 5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию? 6. Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?

Цель внутреннего анализа - углубленное изучение фирмы и предоставление руководству информации, необходимой при выборе стратегии. В ходе анализа выявляют наличие соответствия между стратегическими устремлениями фирмы и ее в внутренними ресурсами и возможностями. Данный вид анализа в конечном итоге ориентирован на требования внешней среды и необходим для того, чтобы убедить работников организации, понять и принять объективность изменений.

К методам внутреннего анализа можно отнести: методы ситуационного и портфельного анализа, экспертные методы, метод "мозгового штурма", диагностические интервью, анализ финансовой, бухгалтерской и иной внутрифирменной информации, математические методы (факторный и корреляционный анализ, анализ трендов и др..).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: