Билет 12. 23. Матрица Бостонской консультационной группы

23. Матрица Бостонской консультационной группы. Особенности построения и недостатки

В основе матрицы BSG – модель жизненного цикла товара, в соответствие с которой товар проходит четыре стадии: выход на рынок (товар проблема или вопрос), рост (т.-звезда), зрелость (дойная корова) и спад (собака). Денежные потоки так же меняются: отрицательная прибыль сменяется ростом, затем снижается.

Задача: анализ номенклатуры продукции (к какой позиции указанной матрицы можно отнести каждый вид продукции предприятия).

Для этого бизнес-единицы классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка (ТРР).

· ОДР = доля рынка продукта предприятия/ доля рынка крупнейшего конкурента, горизонтальная ось

· ТРР – основан на прогнозах продаж продукции отрасли и связан с анализом жизненного цикла отрасли (высокий темп роста -> существенные вложения в исследования), вертикальная ось.

4 части плоскости образуют матрицу, единица 1 делит долю рынка на рыночных лидеров и последователей. Темпы роста 10% - высокие, поэтому 10% вторая граница деления квадрантов.

Каждый квадрант – особая ситуация, свой подход к финансированию и маркетингу.

Гипотезы:

1. Эффект опыта. Существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества, связанного с уровнем издержек. Для него финансовые потоки максимальны.

2. Присутствие на растущем рынке предполагает повышенную потребность в финансовых средствах, если темп роста рынка не велик – нет нужды в значительных вложениях.

Если гипотезы выполняются -> можно выделить четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями.

Графически позиция продукта обозначается кругом, площадь которого отражает относительную значимость данного продукта для предприятия.

Главная решаемая задача: комплексное рассмотрение определенного набора продуктов на разных стадиях ЖЦТ и выработка рекомендаций по перераспределению потоков ДС между продуктами.

· новые продукты = статус товара-проблемы(вопроса). Могут оказаться перспективными но нуждаются в фин поддержке центра. Опасность не стать звездами. Велик риск.

· звезды – рыночные лидеры на пике своего продуктового цикла, но все еще нужны большие инвестиции для обеспечения высоких темпов роста. Важны будущие доходы, а не текущие.

· дойные коровы – лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты. Жесткая конкуренция.

· собаки –низкая доля рынка и нет возможностей роста. Можно уйти с рынка, но можно и остаться, если это поддерживает основные продукты.

Идеальный сбалансированный портфель: 2-3коровы, 1-2 звезды, нескоолько проблем и небольшое число собак.

Следует рассматривать динамику изменений, которую описывают траектории движения: траектория новатора (инвестиции в ниокр от дойных коров звезд), траектория последовательности (от продажи коров в проблему – агрессивная стратегия наращивания доли р), траектория неудачи (звезда утрачивает лидерство и становится проблемой), траектория перманентной посредственности (проблема становится собакой).

Стратегии: т-«проблема»: анализ – сможет ли стать *, звезда – инвестиции для роста, дойная корова – поддержание прибыльности инвестиций, собака – ликвидация/ «сбор урожая».

Недостатки:

· Подходит только для тех отраслей, где можно измерить объем рынка.

· Рассматриваются только факторы доли и роста рынка, не принимаются во внимание другие

· на практике не всегда ясно, как рост рынка/доли влияет на прибыльность

· Матрица представляет собой корпорацию в виде ряда подразделений, практически не зависимых друг от друга в производственно-сбытовом плане – игнорируется взаимозависимость хозяйственных единиц

· Игнорируется цикличность развития товарных рынков

24. Конкурентные преимущества на основе низких издержек.

Стратегия лидерства на издержках – достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы ТилиУ по сравнению с конкурентами. Способ конкуренции на рынках эластичного спроса по цене.

Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка и использует другие преимущества (например, экономия масштаба). Основное внимание менеджеров – кнтроль затрат. Качество продукции, сервис – второстепенные параметры.

Лидерство в издержках – агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов = внутренняя стратегия, стратегия операционной эффективности.

Направления экономии:

· экономия на масштабе производства

· экономия за счет обучения (повышение производительности труда)

· технология производства

· конструкция изделия

· затраты на вход в отрасль (местоположение, дешевое сырье, соглашения с поставщиками)

· организационные факторы (опт соотношение постоянных и переменных издержек, управленческая культура).

Предприятие должно стараться находить и использовать любую возможность для снижения затрат: массовый выпуск стандартизированной продукции, отлаженные каналы сбыта.

Преимущество в издержках не означает низких цен. Имеется в виду доп прибыль.

· Постоянное давление со стороны конкурентов.

· Ресурсосбережение.

· Иерархическая структура управления.

· Может дополнятся стратегией дифференциации.

Риски данной стратегии:

· увеличение производства товара, забывая о необходимости обновления продукции

· появление технологических новинок сводит на нет преимущество

· имитация новыми конкурентами преимуществ

· инфляционный рост издержек

· изменение предпочтений потребителей, их ценовой эластичности

· появление новых, более совершенных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: