При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.
Пример 10 Сложить числа в различных системах счисления
| Десятичная | Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 15 + 6 = 21 | 111 + 101 = 1100 | 17 + 6 = 25 | F+6=15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| + | + | 1 1 1 | + | + | F | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 0 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 1 0 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5+6=11=10+1 | 1+1=2=2+0 | 7+6=13=8+5 | 15+6=21=16+5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1+1=2 | 1+1=2=2+0 | 1+1=2 | 1+1=2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1+1+1=3=2+1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1+0=1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B. Вычитание
Если при вычитании значение разряда в уменьшаемом меньше значения в этом же разряде в вычитаемом, то занимаем единицу из левого разряда
Пример 11. Выполнить вычитание чисел в различных системах счисления
| Десятичная | Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 21 + 6 = 15 | 1100 – 101 = 111 | 225 – 6 = 157 | 213–7=19С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – | – | 1 1 0 0 | – | – | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 0 1 | 4 6 | 7 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 1 1 | 19С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (10+1)-6=5 | (2+0) – 1=1 | (8+5)–6 =7 | (16+3)– 6=С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 – 0 = 1 | (8+1) – 4 = 5 | (16+0) –7 = 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (2+0)-1=1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C. Умножение
Пример 12. Выполнить умножение чисел в различных системах счисления
| Десятичная | Двоичная | Восьмеричная | |||||||||||
| 423 ´ 21 = 8983 | 101 ´ 110 = 11110 | 163 ´ 52 = 11336 | |||||||||||
| ´ | ´ | ´ | |||||||||||
3. Индивидуальные задания
Далее приводятся индивидуальные задания, которые нужно выполнить письменно в отдельной тетради для практических заданий, а затем предъявить на лабораторных занятиях по информатике. Уточните свой вариант у преподавателя.
Индивидуальные задания по информатике
По теме «Системы счисления»






