Космогония и дуализм

Приступая к исследованию и сравнению различных мифологических систем, для начала отметим: схожесть космогонических идей чётко прослеживается в большинстве религий, за исключением религий определённой направленности (белосветных), о которых мы поговорим особо. Очень во многих мифологических моделях мира вселенная творится из хаоса – бесформенного, неупорядоченного состояния материи. Стоит подчеркнуть, что именно материи – существующей изначально, вечной, неуничтожимой, преобразовываемой сознательной волей божеств в упорядоченный космос. Несмотря на то, что Хаос представляли различно (в виде водной стихии, Бездны, предначальной Тьмы и т.п.), общий смысл от этого не меняется. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим различные религиозные представления и сравним их между собой.

«Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто. Это – первый рассказ, первое повествование. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов; существовало только небо. Поверхность земли тогда еще не появилась. Было только холодное море и великое пространство небес. Не было еще ничего соединенного, ничто не могло произвести шума, не было ничего, что могло бы двигаться или дрожать или шуметь в небе. Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование; была только лишь холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не существовало ничего. В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание» («Пополь Вух»).

В данном случае хаотичную материю символизирует водная стихия со всеми свойственными таковой атрибутами – бесконечностью, необозримостью, изменчивостью, неупорядоченностью. Эту же стихию олицетворяет собой и египетская Нун, и аккадская Тиамат:

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали…

(«Энума Элиш»)

Здесь стоит отметить, что изначальный Хаос в представлении древних ассоциировался не только с водной стихией, но и одновременно с Тьмой, ночью и Бездной:

«А место разрушения и тьмы – это то, что называют «бесконечная тьма». Между ними была пустота, то есть то, что называют «воздух» в котором теперь смешались друг с другом два духовных начала, ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют «бесконечный свет», и бездна – «бесконечная тьма» («Бундахишн»).

Заметим, что «безграничным духовным началом» в данном отрывке именуется именно «бесконечная тьма», в то время как «бесконечный свет» представляется ограниченным. Принимая во внимание то, что «свет» в данном случае выступает в качестве организующего начала, порядка, можно сделать вывод об ограниченности упорядоченного; а равно – о бесконечности, абсолютности Тьмы.

Безграничная, предвечная бездна Тьмы, существовавшая до появления упорядоченного космоса – идея, свойственная большинству мифологических систем. Различные, никак не связанные друг с другом народы имели аналогичные представления об этой бездне:

В начале времен,

когда жил Имир,

не было в мире

ни песка, ни моря,

земли ещё не было

и небосвода,

бездна зияла…

(«Старшая Эдда»)

В скандинавской мифологии мировая Бездна, Гинунгагап, выражает ту же идею, что и Тиамат, воплощение Хаоса, изначальной Тьмы. Эта идея наличествует даже в славяно-христианской мифологии – в той её части, которая не утратила внутренней связи с древним язычеством:

«Не бысть тогда неба, ни земли, ни моря, ни ангел, ни архангел, ни херувим, ни серафим, ни рек, ни езер, ни кладезеи, не источник, ни человек, ни гор, ни облак, ни звезд, ни свету, ни звереи, ни птиц, ни вертеп, ни зареи. Тогда была тма, и бездны, и темнота» (апокриф «О Тивериадском море»).

Понятно, что наименование моря «Тивериадским» вызвано влиянием христианства – первоначально же в легенде, послужившей основой апокрифа, давался всё тот же всеобщий образ безграничной водной стихии, Хаоса, Тьмы.

Или же, в болгарской рукописи «Слово сказаніе от Битиа», читаем следующее:

«В неделю повеле Господь и сотвори небо и земля от пеня морска. В понеделник сотвори сльньце и месець. Сльнце есть лопата Божия. И вь вторникь насади раи. Вь среде настави вода вь мори. Вь четьвертокь повеле и создаша се вси скоти, и гади, и птици. И вь петакь сазьдаде Адама. И вь суботу даде му душа».

Мы видим, что стандартная на первый взгляд христианская легенда о сотворении мира содержит всё ту же языческую идею и образ – творенье упорядоченного не «из ничего», а из морской пены. Образ бесконечной водной стихии, Хаоса, Бездны, Тьмы находит здесь своё отражение; как и во многих иных мифологических представлениях.

Это же видим и в Греции:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос.

Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса

(«Теогония»)

Впрочем, и в библии данные взгляды нашли своё отражение – стоит вспомнить хотя бы известное место, где говорится: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). «Бездна» на иврите звучит как «Теом» – слово, родственное аккадскому «Тиамат». Однако же в белосветных религиях мир сотворяется волей творца, в то время как в языческих космогониях мир спонтанно самозарождается из первичной бездны, или же Хаоса. Иными словами, Тьма существовала как до появления божества, так и до начала собственно бытия.

Не следует думать, что подобные воззрения свойственны исключительно высокоразвитому язычеству. Они встречаются и у некоторых примитивных племён – типичным примером являются племена маори, мифология которых созвучна аккадской. Наличие докосмического периода тьмы По, борьба Тане против чудовищного осьминога Атеа перекликаются как с аккадскими представлениями о борьбе Мардука против Тиамат, так и с греческими мифами о борьбе божественных поколений.

Теперь, когда, как мне кажется, мы в достаточной мере показали как само наличие, так и достаточную распространённость подобных воззрений, перейдём к выводам, следующим из таковых:

1. Упорядоченная вселенная возникает из особой формы материи; бесконечной, хаотичной и вечной.

Применительно к традиционному сатанизму сказанное означает следующее. Мы принимаем традиционную, общераспространённую, отражённую в мифологических представлениях самых различных народов, интуитивно понятую идею, согласно которой бытие основывается на Предвечной Тьме – бесконечной, неуничтожимой, хаотичной форме материи; или, вернее будет сказать, сверхматерии, то есть материи особого состояния. Иными словами, Тьма в нашем понимании – это некая первичная сверхсубстанция, на определённом этапе выразившая себя в видимо-существующем.

2. Следующий сделанный нам вывод основан на представлении о Тьме, бесконечной материи Хаоса, как о «божественной плоти». Так, олицетворяющая хаос Тиамат служит «материалом творения»:

К Тиамат, что он одолел, он снова вернулся.

На ноги Тиамат наступил Владыка.

Булавой беспощадной рассек ей череп.

Он разрезал ей вены, и поток ее крови

Северный ветер погнал по местам потаенным,

Смотрели отцы, ликовали в веселье.

Дары заздравные ему послали.

Усмирился Владыка, оглядел ее тело.

Рассек ее тушу, хитроумное создал.

(«Энума Элиш»)

Сходный мотив присутствует и в скандинавской мифологии:

«Дай первый ответ,

если светел твой ум

и все знаешь, Вафтруднир:

как создали землю,

как небо возникло,

стун, открой мне?»

«Имира плоть

стала землей,

тали кости горами,

небом стал череп

холодного турса,

а кровь его морем».

(«Старшая Эдда», «Речи Вафтруднира»)

Упорядочивание Хаоса, выраженного образом мифологического чудовища, победа над ним является типичным представлением древних:

Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:

Те первые, что совершил громовержец,

Он убил змея, он просверлил [русла] вод,

Он рассек недра гор.

Он убил, змея, покоившегося на горе.

Тваштар ему выточил шумную дубину.

Как мычащие коровы, устремившись [к телятам],

Прямо к морю сбегают воды.

Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому,

Он напился [сомы], выжатого в трех сосудах.

Щедрый схватил метательный снаряд – ваджру.

Он убил его, перворожденного из змеев.

Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев

И перехитрил хитрости хитрецов,

И породил солнце, небо, утреннюю зарю,

С тех пор ты уже в самом деле не находил противника…

…он не выдержал натиска его оружия:

Безликий от пролома, он раздавлен – тот, кому Индра враг.

Безногий, безрукий боролся он против Индры.

Тот ударил его дубиной по спине.

Вол, хотевший стать противником быка,

Вритра лежал, разбросанный по разным местам.

Через [него], безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,

Текут вздымаясь воды Ману.

[Те], кого Вритра (некогда) с силой сковывал,

У их ног лежал теперь змей.

(«Ригведа»)

Каковы идеи, выраженные в этих мифах? Прежде всего, это идея происхождения порядка из Хаоса. Естественные процессы, происходящие в развивающейся вселенной, были соответствующим образом отражены в древней мифологии. В результате мы приходим к парадоксальной, на первый взгляд, мысли – Хаос является не противоположностью, а основой порядка, поскольку без первого невозможен и второй.

Другая, имеющая наиважнейшее для нас значение идея заключается в утверждении единоприродности мира и божества; а как следствие, человека и божества. Далеко не случайно всё материальное считалось созданным из божественной плоти. Признание этого означает, по сути, признание божественности материального мира, то есть отсутствия сущностного различия, принципиального разрыва между человеческим и божественным. Сущность бога – это сущность материи. А значит, человеческая сущность в основе своей также божественна. Именно отсутствие этого принципиального отличия человека от высшего существа, а равно, и всего мира, делает обоснованными некоторые другие наши идеи, в частности, идею самообожествления. Но об этом – несколько позже.

Теперь стоит поговорить о дуализме, идея которого тоже свойственна самым различным мифологическим системам. Стоит отметить, что идея эта выражена двояко. С одной стороны, в мифологии наличествует «сексуальный дуализм», то есть разделение мужского и женского начал. Эти начала, собственно, и составляют Хаотичность, Тьму, пребывая в «священном браке» и будучи, в конце концов, разделены божеством-демиургом.

Второй вид дуализма – это «дуализм противостояния». В тех же маорийских легендах, например, борьба божественных братьев против своих родителей (аналог борьбы поколений греческих богов), оканчивается ссорой между братьями. В мифологии эвенков рассказывается, что вначале существовала только вода (что типично) и двое братьев. После того, как один из братьев достал со дна моря немного земли, а второй – создал из неё мир, они начали акт творения, причём младший брат создавал полезные вещи и полезных животных, а старший брат – вредных.

Однако наиболее полно подобный взгляд выражен в зороастризме:

«Итак, внимай, о человек, с напряжением слуха превосходному смыслу моего слова: оно укажет тебе, что избрать лучше – каждому укажет оно; выбор касается твоей плоти и тебя. Пока не настало великое время, нас учат те, которые обладают премудростью.

Два Духа, два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей, речей и поступков. Благомудрые знают разницу между провозгласителями, не знают её зломудрые: суд благомыслящих безошибочен и верен как о том, так и о другом Духе.

В первый раз когда они пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и всё, чем стоит наконец мир – где дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью.

Из этих Духов Злой избрал для себя нечистое дело, чистоту же избрал Дух Непорочный обитающий в непоколебимом небе: последовали чистоте чтущие Ахуру делами Правды, веруя Мазде».

В апокрифе «О Тивериадском море», о котором мы уже упоминали, содержится та же дуалистическая идея:

«И ста над ним Господь, и рече ему:

– Гоголе, ты кто еси?

И рече ему Сатана:

– Аз есмь Бог.

И рече Господь Сатане:

– Понырився в море и вынеси земли и камень.

И преломи надвое. Из левыя руки даде Сатане половину камени.

И удари Господь жезлом по каменю.

И рече Господь: «Будите ангели по образу моему сильни, безсплотнии и безсмертныи, совершаите хотение мое в вышних».

И сотвори Бог от криле огненных Михаила архангела и Гаврила, Иеурия и Михаила Парафлама, помогая херувимы, серафимы, ангели, архангели. А жезл был стальнои укладнои, чем удари Господь наш Иисус Христос, и съ камени вылетели ангели словом повеления Господня – Михаил архангел и Гаврил – небеснаго царя воеводы. Сатана же набил из камени бесовную безчисленную силу богов плотных».

В первой главе я привожу цитату из «Тайной книги богомилов», где Сатана также выступает в качестве сотворца мира.

Творение, таким образом, завершается разделением Хаоса и Космоса; причём Космос, упорядоченное бытие, создаётся из Хаоса. Однако за пределами упорядоченного не скованный волей демиургов Хаос продолжает существовать в своей первозданной безличности. В эсхатологических мифах этот образ послужил основой для представлений о силах Тьмы, противостоящих миропорядку.

Таким образом, перед нами возникает вселенная, возникшая из тьмы Хаоса, в которой творчески противодействуют два равноправных и равнозначных высших «нечто». Одно из этих «нечто» олицетворяет первоначальную природу Тьмы – с Её неорганизованностью, следствием которой является «абсолютная свобода», творческим потенциалом, безграничностью, принципом развития, неодолимым могуществом. Неодолимым, поскольку упорядоченное, возникшее из Тьмы хаоса, смогло оформить Её, но не уничтожить. Более того, существование упорядоченного возможно только при условии существования Тьмы; божественная плоть Тиамат представляет собой материю, из которой и создаётся космос.

Другое «нечто», напротив, противостоит природе Тьмы, а потому условно обозначается в мифологических системах (а равно, и современными традиционалистами), как «свет». Это – организующее начало, принцип всесовершенного порядка, законченности и неподвижности.

Теперь, более-менее разобравшись с мифологией, перейдём непосредственно к нашим представлениям о природе Тьмы, или Хаоса. В своей модели мы использовали все вышеописанные общечеловеческие мифологические представления, освободим их от какой-либо образности и оставляя лишь суть.

Отрицая абсолютную личность ввиду очевидной абсурдности самой идеи как таковой, традиционализм тем не менее признаёт существование безличностного абсолюта – той самой особой формы сверхматерии, служащей основой бытия. Именно этот абсолют мы и называем Тьмой.

Строго говоря, дать совершенно точное, всеобъемлющее определение Тьмы не представляется мне возможным в силу того, что человеческое сознание принципиально не способно охватить и чётко выразить что-то подобное. Поэтому я даю приблизительное определение. Тьма – это некая абсолютная, безличностная сверхсущность, или же сверхматерия, обладающая энергией, творческим потенциалом, пребывающая единовременно в двух состояниях – оформленности и хаотичности.

Тьма не является, собственно, известной нам материей – скорее, основой этой материи. Подвергаясь оформленности, Тьма порождает те или иные проявления – то есть, по большому счёту, чувственно воспринимаемый нами миропорядок.

Поскольку Тьма абсолютна, она полностью тождественна миру. Таким образом, всё сущее является той или же иной частью Тьмы. Понятно, что Тьма в целом, взятая как таковая, непознаваема. Однако Её проявленные части, каковыми можно считать любые формы существования, доступны познанию.

Абсолютная Тьма обладает некими первичными и неделимыми качествами, «состоит» из них. Поскольку абсолют по определению бесконечен, бесконечным будет и число его качеств, каждое из которых в большей или же меньшей степени отличается ото всех других, без какового отличия стало бы невозможным многообразие форм проявлений Тьмы. Такие качества я в дальнейшем буду именовать «исходной единицей Тьмы» (ИЕТ).

Теперь введём такое понятие, как «личностная граница». Личностная граница – это то, что объединяет некую группу ИЕТ и в одностороннем порядке отделяет её от абсолютности Тьмы как таковой.

Что означает – «в одностороннем порядке»? Естественно, абсолютная Тьма включает в себя любую группу ИЕТ. Однако понятно, что данная группа отнюдь не включает в себя всю абсолютность Тьмы. Таким образом, личность – это часть абсолюта, обладающая некоторыми из его качеств; причём количество ИЕТ, составляющих личность, является ограниченным.

Чтобы прояснить всё это для себя на простейшем примере, представим некую бесконечную плоскость – абсолютную Тьму, – состоящую из бесконечного числа точек – исходных единиц Тьмы. Если на этой плоскости начертить окружность, плоскость окажется разделённой на две неравные части. Сама окружность – личностная граница; группа ИЕТ внутри неё – «внутренняя Тьма», или, в дальнейшем, сущность. ИЕТ вне окружности – «внешняя Тьма».

Все ИЕТ вступают во взаимодействия той или иной степени, каковые взаимодействия являются энергетической основой и определяются нами как «сила Тьмы», то есть внутренняя энергия хаотичной сверхматерии. Такое взаимодействие внутри личностной границы мы будем именовать «личностной силой». Понятно, что чем значительнее число ИЕТ, тем выше уровень их взаимодействия, а, следовательно, и сила, доступная в пределах личностной границы. Таким образом, сила абсолютной Тьмы безгранична; сила сущности всегда ограниченна.

Говоря о «личности», мы ни в коей мере не подразумеваем под этим исключительно человека. По сути, личность – ничто иное, как оформленность Хаоса, любая организованная структура – от Василия Иванова до элементарной частицы. Для того чтобы в полной мере понимать наши идеи, это необходимо всегда учитывать.

Проявления Тьмы, то есть фактически выраженные производные групп ИЕТ, несут в себе как материальную, так и духовную составляющие. В свою очередь, «дух» мы определяем в широком смысле как естественный и необъемлемый атрибут живой материи; то есть то, что отличает живую материю от неживой. В узком смысле, применительно к человеку, мы определяем «дух» как совокупность жизненности, эмоций, желаний и собственно сознания.

Проявляя себя в материально-духовном плане, группа ИЕТ сама по себе остаётся скрытой. Иными словами, познаваемое нами бытие является в некотором смысле «оболочкой», под которой скрыта суть той или иной вещи – группа ИЕТ.

Таковы, в общих чертах, представления традиционалистов о Тьме, первичном Хаосе, идея которого содержится в упомянутых мной мифологических системах.

Теперь перейдём непосредственно к выводам, которые следуют из всего вышесказанного.

1. Всё бытие является сущностно тождественным. Люди, животные, растения, камни, звёзды, химические вещества, даже то «нечто», о котором мы уже говорили – части абсолютной Тьмы, материально-духовные проявления оформляемых личностью групп ИЕТ. Таким образом, высшее отличается от низшего не принципиально, а только тем, что охватывает своей личностной границей, оформляет, организует и проявляет более значительную группу исходных единиц Тьмы, что вызывает, в свою очередь, и качественные различия. Отсюда следует второй вывод:

2. Совершенствование заключается в охвате своей личностной границей возможно большей доли абсолютной доли Тьмы, или Хаоса- и соответственно, выход на качественно иной уровень оформленности. Живая организованная структура, взаимодействуя с другими структурами, приобретает либо теряет ИЕТ. Причём в первом случае она развивается, а во втором – деградирует. Развитие, таким образом, является ничем иным, как охватом собою Хаоса, становление всё более значительной организованной и качественно иной частью Тьмы.

3. Именно Тьма представляет собой внутреннюю основу вселенского бытия. А следовательно существующие законы, то есть естественные законы природы, являют собой ничто иное, как творчески реализованные внутренние, потенциально содержащиеся в Хаосе законы абсолютности, или законы Тьмы. Несмотря на то, что Тьма сама по себе хаотична, я отнюдь не ошибся, говоря о Её законах. Понятно, что Хаос сам по себе не обусловлен какими-либо законами. Однако сама возможность подчинённого закону оформленного бытия, порождённого Хаосом, означает, что именно Тьма, несмотря на свою хаотичность, несёт в себе одновременно и потенциал самого закона. Закон, таким образом, можно назвать частным случаем Хаоса. Бесконечность хаотичных взаимодействий Тьмы приводит к оформленности, в качестве отдельно взятой случайности. Именно поэтому в мифологических системах первичные божества, как правило, самозарождаются из Тьмы в результате случайности, вызванной хаотичным взаимодействием. И только затем организованная уже божественная сущность своей волей начинает оформлять Хаос.

Наконец, ещё одна важнейшая мифологическая идея, которая будет рассмотрена нами в этой главе – идея «многослойного бытия», чётко выраженная в большинстве религий и обычно обозначаемая символом Мирового Древа.

В бездонном пространстве царь Варуна с чистой силой действия

Держит прямо вершину дерева.

Ветви направлены вниз. Их основание – наверху.

Да укоренятся в нас лучи!

(«Ригведа»)

Или:

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.

Мудрые девы

оттуда возникли,

три из ключа

под древом высоким;

Урд имя первой,

вторая Верданди, –

резали руны, –

Скульд имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят.

(«Старшая Эдда», «Прорицание вёльвы»)

Концепция мирового древа очень широко распространена в мифологии самых различных народов. По сути, она сводится к идее «трёх миров», трёх уровней бытия – нижнего, среднего и верхнего. Данное представление имеет место быть в шаманизме, у народов Вьетнама, Новой Зеландии и у многих других, никак по видимости не связанных между собою культур. Данное воззрение нашло своё отражение даже в христианстве – я говорю о всем известной идее ада–мира–небесного царствия, являющейся, по существу, отражением гораздо более древней идеи мирового древа. Так, упомянутый нами ясень Иггдрасиль соединяет небо, землю и подземный мир.

Каким же образом данная широко распространённая мифологическая идея соотносится с воззрениями традиционалистов? Мы уже выяснили, что подземный мир является отображением представлений о первичном Хаосе, Тьме, пребывающей вне границ оформленного мира. «Подземный мир» – ничто иное, как первичное, неоформленное состояние сверхматерии. В процессе реализации своего творческого потенциала, то есть в процессе изменения и развития, Тьма принимает оформленность и проявляет себя в качестве видимого нам мира.

Однако наличие идеи «высшего мира» говорит по сути о том, что развитие продолжалось. В самом деле, нет никаких объективных причин для мнения, согласно которому наблюдаемая нами материя представляет собой высшую форму развития материи как таковой. Более того- сама жизнь иногда определяется, как «особое состояние материи». Идея «высшего мира», таким образом, вовсе не так абсурдна, как это может показаться на первый взгляд. Скорее, даже наоборот.

Мы видим, что существуют различные степени развития вещества. Например, неживая материя и материя живая. Продолжая эту цепь развития, можно предположить и наличие некоей «сверхжизни», то есть иной, высшей формы развития материи, недоступной нашему восприятию в силу нашей неразвитости.

Здесь нам стоит задуматься вот о чём. Воспринимает ли растение окружающую среду? Бесспорно. Воспринимает ли оно человека, одну из высших форм развития живого? Конечно, нет. А если и воспринимает, то разве что в качестве внешней стихийной силы. Поэтому вполне возможно, что и человек, находясь по отношению к явлениям «сверхжизни» в том же положении, в котором растение находится по отношению к нему самому, не способен к адекватному восприятию явлений такого рода. Либо же способен, но опять-таки лишь частично – именно поэтому, повторяю, реальный факт проявления «нечто» принимает антропоморфные формы. А вообще, давно следовало бы отказаться от узких, продиктованных исключительно человеческим самомнением мыслей, согласно которым наличествует исключительно то, что доступно нашему восприятию. В конечном счёте, это чисто субъективный взгляд. И строить картину мира на человеческом чувственном восприятии не менее несерьёзно, чем на чувственном восприятии гусеницы. Да, действительно для гусеницы вселенная – это яблоко, и действительно данное яблоко объективно существует. Но, увы – хотя для гусеницы это и справедливо, на самом деле вселенная гораздо шире и многогранней яблока. И это важно понять.

Итак, «высший мир» – это иная, превосходящая нашу организация первичной материи, естественное следствие эволюции упорядоченного Хаоса. Идея этой эволюции также заключена во многих мифологических системах.

Хаос, проявивший свой творческий потенциал в бытийности, неизбежно начинает эволюционировать. Трудно сказать, почему наличествует это явление. Возможно, стремление к развитию является неотъемлемым свойством изначальной природы Тьмы. Несмотря на то, что упорядоченность как таковая стремится ограничить развитие, само её существование возможно только при условии этого самого развития, то есть только в движении ко всё более совершенной оформленности.

Показательно, что в мифологических системах становление мира не происходит единовременно, а разделено на этапы – вода отделяется от неба, появляется суша, растения, животные и, наконец, человек. Конкретные формы, которые принимает тот или иной миф, не имеют никакого значения. Важно лишь признание наличия поэтапности, то есть, в сущности, наличие эволюционного развития бытия.

Традиционализм признаёт факт наличия «точки отсчёта бытия» (то есть момента начала оформленности Хаоса), вместе с тем считая бытие бесконечным. Не стоит думать, что имеющее начало обязательно должно иметь и конец. Примером обратного служит числовой ряд, начинающийся с нуля и продолжающийся до бесконечности. Этот пример очень хорошо иллюстрирует сущность нашего мировоззрения: возникшая из Хаоса, Тьмы оформленность бесконечно развивается в абсолютный, но не до конца оформленный Хаос же, поглощая его и создавая при этом новые, всё более совершенные формы существования. Вечное развитие вечной вселенной – вот что мы утверждаем.

По сути, наше мировоззрение является материалистическим. Однако это не примитивный материализм, являющийся атрибутом недоразвитого сознания. Это – материализм в гораздо более широком смысле данного слова; когда признаётся возможность существования самых различных форм Хаоса, взаимодействие которых далеко не всегда доступно нашему осознанию.

Вместе с тем мы, как мне кажется, в достаточной степени показали традиционность наших воззрений, их всеобщность, древность и обоснованность. Переосмысление взглядов, содержащихся в мифологических системах различных народов, выделение общих черт и построение на их основе самодостаточной, подлинно-сатанинской системы мировоззрения – это тот путь и метод, которого мы придерживаемся. И будем придерживаться в дальнейшем, переходя к следующей главе, рассказывающей непосредственно о Сатане. К главе, пожалуй, ещё более для нас важной, поскольку именно правильно понятый и воспринятый образ Тёмного божества является той основой, на которой построены помимо прочего и чисто практические принципы традиционализма.

К образу Сатаны мы и переходим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: