Предплакатные жанры рекламы. Многие исследователи видят в настенной живописи творческого предшественника будущих плакатных форм пропаганды и рекламы

Многие исследователи видят в настенной живописи творческого предшественника будущих плакатных форм пропаганды и рекламы. Накануне народного восстания в Риме под руководством Кола ди Риенцо на городских стенах в различных местах появились картины, рисовавшие сцены надвигающегося апокалипсиса. Такие изображения разжигали недовольство народа, приближая общественный взрыв. В дни своей кратковременной победы в 1347 году Коал ди Риенцо приказал сменить изображения. Теперь на стене Капитолия аллегорически изображалось «светлое будущее» Рима. Великим художникам Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи городские власти поручали рисовать на стенах домов изображения повешенных политических преступников. Приведенные эпизоды без натяжек доказывают бытование в средневековом обществе изобразительного жанра, предвосхищающего политический плакат.

Другим источником будущих плакатных форм рекламы является средневековая гравюра. По данным исследователей, первая, точно датированная, гравюра относится к началу 13 в. Первоначально наибольшая популярность принадлежала ксилографическому распространению религиозных сюжетов, в том числе, оттискам, побуждавшим совершить паломничество к святым местам. После рисунка соответствующего святого шел текст об отпущении грехов, ранее допущенных паломником.

Расцвет «гравюрной» коммуникации происходит в 15-16 вв.: в Италии – на пике Возрождения, в Германии – на пике Реформации. Подешевевшая с 14 в. бумага позволяет свободнее тиражировать ксилографические оттиски, распространять их более широко. Эстетические возможности граверного мастерства втягивают в свою орбиту гениальных художников: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха и других – они используют уже не только деревянные, но и металлические доски для базового изображения. Металлическая основа позволяла усовершенствовать тонкость резьбы, виртуозность светотеневых переходов, облегчала включение в рисунок развернутых словесных сопровождений. Дальнейшее развитие гравюры шло ко все большей смысловой нагрузке текста, который был непосредственным предвестником типографского способа тиражирования. До него оставался один шаг: разделение целиком вырезанных фраз на отдельные литеры и возможность их комбинировать желаемым образом. Исполненные граверным способом информационные летучие листки предваряли пору печатной рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: