Три направления фольклорных видов устной рекламы Средневековья

1. «Крики улиц», т. е. оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, фокусников и акробатов. Крикам придавалась ритмическая стихотворная форма, каждый определенный «крик» - это четверостишие, посвященное предложению и восхвалению товара. Словесный и музыкальный компоненты образа товара или услуги дополнялись внешним декором продавцов: характерной одеждой и предметами, обычно находившимися в руках, корзинах или на лотках, подвешенных через плечо. Эти "крики" время от времени пресекались властями того или иного преуспевающего города. Однако искоренить данное явление не удалось, свидетельство тому сборники устных рекламных текстов, имеющиеся в европейских странах ("Крики Парижа" Гильома де Вильнева 13 в., "Крики Лондона", "Крики Рима").

Наиболее выразительны и эффективны были «крики» приходивших в город трупп бродячих артистов. Они, с разрешения городских властей, устраивали шумные, красочные шествия по центральным улицам, сопровождая свои призывные выкрики звуками рожков и барабанов, пением, декламацией.

2. Тесты стационарных зазывал лавочек, таверн, винных и иных распродаж. Некоторые зазывалы были одновременно и глашатаями, однако подобное совмещение информационных обязанностей – дело редкое. В обычных случаях «зазывы» шли от обычных кабатчиков, лавочников или их приказчиков. Отличие тестов стационарных зазывал состояло в том, что в добавление к завлекающим, убеждающим звукам и фразам прибавлялись настойчивые жесты: мимоидущих хватали за рукав, чтобы затащить в свою лавчонку или таверну, подчас не давая пешеходу спокойно продолжать свой путь.

Среди заурядных зазывал встречаются и своего рода «интеллигенты» Средневековья – публичные писцы. Они располагались в самых людных местах, на центральных площадях крупных городов, и наглядно выставляли на всеобщее обозрение свой каламарий (чернильницу), связки отточенных перьев, стопки дорогого пергамента, а с 14 в. – уже бумаги.

Роль зазывалы постепенно отделялась от ведущих продавцов в солидных торговых точках, от тех, кто непосредственно осуществлял предлагаемую услугу. Но это произойдет позже – ближе к «осени» Средневековья.

3. Ярмарочный фольклор, в котором пересекаются все перечисленные разновидности устной рекламы и формируются новые ответвления, как правило, особо изощренные, искусные, неотразимо яркие.

Значительной частью рекламных текстов в ярмарочной сутолоке является обманная, «дутая» реклама. В английских источниках она названа «puff-advertising». Именно на ярмарках использование обманных приемов и ухищрений позволяло собрать с простаков и зевак богатый урожай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: