Предшественницей рекламного жанра «вывеска» являлась непосредственная выкладка товара или продуктов ремесла для всеобщего обозрения. Широко известна гравюра из книги Адама Олеария, путешествовавшего по России 17 в., изображающая лавку торговца обувью. О предмете торговли недвусмысленно свидетельствуют подвешенные к козырьку над прилавком сапоги. Эта наглядная демонстрация выполняла одновременно роль вывески и витрины.
Живописная вывеска проникает в российский быт к концу 17 в. И опирается в своих ранних образцах на лубочное творчество: с изобразительной стороны вывески и афиши чрезвычайно блики лубку, как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа. Цвет, рисунок, подпись – три основных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на рыночной площади свою первостепенную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. В центре живописных вывесок лубочного стиля находился главный предмет торговли, услуги или зрелища, изображенный подчас весьма примитивно, раскрашенный максимально ярко и привлекавший именно этой своей непривычностью (огнедышащая гора, над жерлом которой окорок и колбасы коптятся в ее дыме). В отличие от западноевропейских городов, для которых характерны кронштейны с двусторонними изображениями или предметными муляжами, в российских городах активнее использовались плоскостные настенные вывески, как можно крупнее и ярче демонстрировавшие продукт.
|
|
В 18 в. выделяются профессионалы вывесочного мастерства. Они появляются в царствие Екатерины II, охотно заимствовавшей зарубежный опыт. В этот период создаются ремесленные цеха, развивается ремесленническая эмблематика, в том числе и на вывесках.
Фольклорные традиции в российской рекламе, отчетливо обнаружив себя с периода формирования государственности, скрепленной общими, политическими и торговыми связями, активно и разнообразно действовали вплоть до разрушения Российской империи в 1917 г.