Рекламные летучие листки и появление первой печатной газеты в России

На протяжении 17-18 вв. лидирующее положение в российской рекламе занимали ее устные и зрелищные жанры, что было связано с ограниченной грамотностью «простого народа». При Петре I были введены печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них встречались не только афиши, но и летучие листки, посвящавшиеся очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям. Однако такое информирование населения от случая к случаю перестало удовлетворять энергичного царя, и он начал готовить к выходу в свет регулярное средство массовой информации – первую русскую газету.

Отечественная протогазета «Куранты», бытовавшая в течение XVII в. при царском дворе, создавалась для крайне узкого круга лиц: самого царя и его приближенных. Исследователи считают, что «тираж» этого бюллетеня новостей не превышал двух экземпляров. Содержание «Курантов» составлял по преимуществу пересказ актуальных сообщений западноевропейской периодики, который готовился Посольским приказом и дополнялся сведениями собственных дипломатов.

Первый номер петровских «Ведомостей» вышел в свет 2 января 1703 г. тиражом несколько десятков экземпляров. Формат издания 10,2 х 15,3 см. В 1711 г. «Ведомости» переходят с церковно-славянского на гражданский шрифт, что дает возможность восприниматься широкими кругами населения. Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это правительственное издание и его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявления все-таки появлялись. Так, в петровских «Ведомостях» популяризуются минеральные воды Олонца. Иногда публиковались списки книг, только что вышедших из типографского станка. Так начинается развернутая библиографическая реклама в русской культуре. Вскоре оформляется особый жанр библиографической рекламы – каталог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: