Реклама в российских газетах 18 в

«Санкт-Петербургские ведомости»:

· издавались Академией наук с 1728 г.

· газета выходила регулярно: в первый год издания – один раз в неделю, а затем два раза в неделю, тираж доходил до нескольких сотен экземпляров;

· реклама стала постоянной частью издания: наряду с правительственной рекламной информацией здесь начинается практика коммерческих объявлений (рубрики «Продажи», «Подряды»), которые постепенно выделились в специальное приложение - суплемент;

«Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели увидели в газете средство для рекламирования своей продукции. Редакция охотно шла им навстречу, преследуя собственный финансовый интерес: тираж газеты был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расходы Академии на издание газеты».

· по типу рекламодателей объявления дифференцируются на казенные (поиски бежавших крепостных, указание на невыплату налоговых сумм, извещения о банкротствах) и частные – индивидуальные и корпоративные;

· частные объявления рекламодателям помогали составлять работавшие в газете переводчики иностранных материалов; в 1761 г. им был А.С. Барсов – именно его можно считать первым профессиональным газетным копирайтером в России;

· помимо ведущих тематических направлений – экономической и зрелищной рекламы, уделяется место и социальной рекламе – просветительской (информирование о новых книгах) и благотворительной (сообщения об организации лотерей, доход от которых предназначался для помощи нуждающимся).

«Московские ведомости»:

· вышли в 1756 г. под эгидой Московского университета;

· газета имела сходную организацию по рубрикам и сходную рекламу;

· содержание и оформление газеты связаны с деятельностью знаменитого просветителя Н.И. Новикова, который редактировал газету с 1779 по 1789 г.;

· при нем расширяется библиографический отдел «О российских книгах», которые выходили в Университетской типографии;

· тираж составлял – 4 тыс. экз., формат 17 х 20,6 см, количество страниц – от 4 до 16, расширилась тематика объявлений: появилась благотворительная тематика, связанная с делами Университета, сообщения о предотвращении эпидемической опасности;

· в Прибавлениях к «Московским ведомостям» публиковалась также реклама купеческих корпораций, найма работников, предложения услуг со стороны медиков, гувернеров, модисток;

При редакторстве Новикова рекламная служба газеты работала весьма успешно. И неудивительно: за полтора десятилетия до этого, в своем первом сатирическом журнале «Трутень» Новиков уже знакомил сограждан с типами рекламных текстов, пародируя рекламное поветрие, начатое «Санкт-Петербургскими ведомостями». Шутливо обыгрывая традиционные рубрики «Подряды», «Продажи», «Зрелища», «Книги», «Отъезжающие»,

сатирик писал под первой из них: «Для наполнения порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убылые места, могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут». И далее там же: «В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться, могут явиться в оном месте». Под рубрикой «Продажа» сатирик извещал: «Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе».

Таким образом, можно сказать, что жанр печатного рекламного объявления глубоко укоренился в русской культуре середины XVIII века. Во все века сатирики стремились высмеивать наиболее популярные, распространенные явления своего времени. Популярность жанра объявлений в ту эпоху не оставляет сомнений. Лучшие журналисты эпохи не считали зазорным их комментировать. Например, Н. М. Карамзин во втором номере нового журнала «Вестник Европы» за 1802 год в заметке «Странность» выражал недоумение по поводу объявления, помещенного в одном из столичных изданий: французский гувернер сообщал об открытии близ Парижа пансиона для русских дворян и предлагал учить их «всему нужному», в том числе русскому языку. Патриотические чувства Карамзина были покороблены: «Живучи в уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявлении. Мне кажется оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предложением господина N.N.».

Сами карамзинские издания «Московский журнал» и «Вестник Европы» не уделяли внимания рекламе. Исключение составляли библиографические списки книг, краткие аннотации и развернутые критические отзывы.

Некоторое пренебрежение к газетам у аристократов к середине 18 в. стало восполняться интересом к появившимся журнальным изданиям. Особой популярностью в этих кругах пользовалась реклама новейших французских мод. Ориентируясь на этот интерес Новиков в 1779 г. выпускает журнал под заголовком «Модное ежемесячное издание, или Библиотека дамского туалета», с немалым числом картинок. Отсюда берет начало иллюстрированная журнальная реклама в России.

Завершая вопрос о рекламе в русской журналистике XVIII века, отметим, что, по нашим наблюдениям, эти тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления. Лишь в сообщениях о литературных новинках появляется оценочная информация, элементы развитой суггестивной рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: