Во время расцвета позитивизма, в 1880-е гг., врачи уже не удовлетворяются ссылками на некие основания, они ищут физиологические механизмы гипноза. В 1881 г. (за год до речи Ж.-М. Шарко в Парижской Академии наук, положившей начало научному признанию гипноза) врачи Одесской городской больницы О.О. Мочутковский и Б.А. Окс сообщают о проведённых ими гипнотических опытах с пациентками, больными истерией, подобных экспериментам Ж.-М. Шарко, А. Бине, Ш. Рише с ошибками восприятия, раздвоением личности и прочим. В те же годы опыты по гипнотизации проводил в Казани И.В. Годнев; к исследованиям гипнотизма обратилось Московское психологическое общество, на заседаниях которого с докладами о гипнозе, сопровождаемыми демонстрациями, выступали психиатры А.А. Токарский и Г.И. Россолимо. Состояния гипноза и естественного сна сравнивал врач-психиатр, ученик А.А. Токарского, П.П. Подъяпольский; гипноза и наркотического опьянения – С.Н. Данилло. Наконец, для выяснения общебиологического механизма гипноза проводились опыты на животных: так, В.Я. Данилевский (Харьков) на Международном конгрессе по физиологической психологии в 1889 г. доложил о результатах гипнотизирования разных животных – от раков и омаров до птиц и кроликов. Позже, в начале века опытами с гипнотизированием животных занимались В.М. Бехтерев и сотрудники его клиники.
|
|
В начале XX века большой вклад в развитие гипноза внесли знаменитые русские исследователи: Владимир Михайлович Бехтерев иКонстантин Иванович Платонов (Гипноз и внушение в практической медицине, Харьков, 1925). К сожалению, К. И. Платонов не затрагивает аспекты психологии и психоанализа; в большинстве западной литературы – другая крайность: отсутствует поиск анатомо-физиологического субстрата гипноза. Подчеркнём, что тот и другой подход, взятый в отдельности, ограничивают и без того призрачную возможность постижения феномена гипноза, который, как ни старались исследователи, до сих пор не открыл своего истинного лица. В частности, у К. И. Платонова нет учёта психологических факторов, основывающихся на неосознаваемой психической области, которая, как хорошо сегодня известно, играет заметную роль в индукции гипноза; психологический аспект гипнотических отношений «врач-больной» выражается в терминах физиологии; внушение трактуется как некий механистический процесс (тогда как за ним скрыты мотивации, потребности, вера и аффективные бессознательные факторы), и ему даётся нейрофизиологическое обоснование, которое не облегчает понимание гипноза. К. И. Платонов указывает, что глубина гипноза (торможения) повышает внушаемость, в то время как последняя может не зависеть ни от самого гипноза, ни от его глубины. Внушаемость зависит от мотивов психологического порядка, зависимость же её от нейрофизиологических механизмов ещё никем не доказана.
|
|
Одним из самых ярких и известных демонстраторов и популяризаторов гипноза в СССР и России является Михаил Шойфет. "Гипноз – это изначальная, первозданная психическая реальность. Гипноз ярко и наглядно демонстрирует воздействие уровня психического на физиологический и тем самым даёт материал для прояснения отношений между телом и душой. Гипноз даёт также иллюстрацию к проблеме отношений к Другому как в межличностном (отношение людей друг к другу), так и социальной форме (воздействие индивида на некое сообщество – семью, религию, идею, группу)".
Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения[1]. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психикучеловека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы или псевдосна.
В современных представлениях гипнотический транс относят к особому режиму работы мозга [2][3][4]. Выдающийся гипнотизёр Шойфет М. С / Нераскрытые тайны гипноза, 2006 г./ рассказывает о возможностях гипнотерапии.