Взаимодействие личности, государства и общества

Как уже отмечалось ранее, общество состоит из отдельных людей и их объединений, являясь совокупностью исторически сложившихся форм их совместной деятельности. Личность это результат социализации человека в обществе. Представляется, что в современном цивилизованном обществе, его члены должны быть не «винтиками», а ответственными личностями, субъектами, реализующими свои способности и возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими. Права и свободы человека, предусмотренные Конституцией РФ, гарантии их реализации одно из важнейших условий формирования современной личности.

В системе многочисленных явлений, влияющих на положение человека в обществе, ключевая роль отводится государству. В идеале государство должно служить личности, создавать все необходимые условия для того, чтобы она могла максимально развивать и ответственно проявлять свои способности, так как человек есть высшая ценность.

За исключением относительно недалекого прошлого, между личностью и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Так, в эпоху рабовладения личностью признавался только свободный человек, а раб, являясь человеком, приравнивался к «говорящему оружию», не обладал никакими правами. В феодальном государстве положение личности определялось ее принадлежностью к сословиям. Полноправной личностью признавался только феодал. Наиболее бесправными в таких государствах являлись крепостные крестьяне, которые фактически имели минимум прав: право на жизнь, на определенные орудия труда и часть произведенного продукта. В условиях буржуазного государства положение человека в обществе определятся уже не его принадлежностью к сословиям, а его экономическими возможностями, принадлежностью к социальным группам, хотя при этом господствует идеология свободы, равных возможностей и справедливости.

Личность взаимодействует с государством через право, то есть систему общеобязательных норм, исходящих от него, а с другой стороны путем - участия в процедурах формирования органов государственной власти. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Такая мера свободы личности в современном обществе, ее правовое положение определяется системой норм как международного, так и внутригосударственного права.

Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государство не может нарушать его предписания.

Изучая взаимоотношение личности, общества и государства в науке сложились две главные традиции постановки и концептуального решения этой проблемыколлективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных юридических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.

Основой коллективистской традиции служит признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей личности. Общество рассматривается как некая органическая целостность, интересы которой превалируют над интересами ее частей, т.е. индивидов. Эта традиция сложилась еще в древнем мире и прослеживается в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. В новое время коллективистская концепция использовалась в различных по своему содержанию политических доктринах: от буржуазного радикализма Ж-Ж. Руссо до утопического социализма и марксизма. Крайняя форма коллективизма представлена в идеологии тоталитарных режимов ХХ в., где происходит полное растворение и подчинение личности обществу при фактически полном огосударствлении последнего. При тоталитарном режиме пределы деятельности государства и его компетенция не ограничены, человек превращается в элемент единого политического механизма, полностью снимается вопрос о его автономности и политической субъектности.

Индивидуалистическая традиция также имеет исторические корни в античности, в частности в учениях Эпикура, греческих и римских стоиков. В новое время индивидуализм стал стержнем либерального мировоззрения, сформировавшемся в период буржуазных революций XVII – первой половины XIXвв. Центральное место среди лозунгов этих революций занимали требования свободы и равенства граждан перед законом. Классический либерализм, опираясь на естественно-правовую теорию, обосновывал независимость основных прав человека – на жизнь, свободу и собственность – от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась в либеральной теории как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан. Безусловный приоритет отдавался индивидуальной свободе, которая ограждалась от вмешательства не только со стороны государства, но и со стороны общества в целом. Многие либералы критиковали революционные теории народного суверенитета, считая, что неограниченная власть народа не менее опасна для индивидуальной свободы, чем неограниченная власть абсолютного монарха.

Борьба общественных сил под либеральными лозунгами за утверждение гражданских прав и свобод сыграла положительную роль, способствовала демократизации политической жизни, развитию институтов представительной демократии.

Однако вскоре обнаружилась и ограниченность классического индивидуализма. Он вел к своеобразной социальной атомистике, рассматривая общество лишь как механическую совокупность автономных личностей. К тому же изменившиеся экономические условия требовали отхода от концепции строгого невмешательства государства в экономику и социальную сферу. Трансформируясь под воздействием этих и других факторов, либерализм пришел к идеям государственного регулирования экономики и социальной сферы. Либерально-индивидуалистическая концепция личности обогатилась некоторыми традиционными для коллективизма понятиями, такими как «социальные права», социальная справедливость и солидарность.

После Второй мировой войны усилилась тенденция к синтезу индивидуалистических и коллективистских концепций личности. Эта тенденция особенно отчетливо проявляется в различных концепциях социального государства, в частности в политических доктринах социал-демократов и христианских демократов. В них подчеркивается необходимость сочетания принципов индивидуальной свободы, справедливости, солидарности и общего блага. При сохранении свободно-рыночных механизмов и индивидуальной свободы большое внимание уделяется достижению общезначимых целей, государственной поддержке гражданскому обществу в решении наиболее острых и трудных социальных проблем.

Нормы права наделяют личность, как уже отмечалось, определенной совокупностью прав и свобод, которые позволяют ей действовать в обществе активно и успешно реализовывать свои способности, удовлетворять свои потребности в материальных и духовных благах. Однако личность не свободна от определенных обязанностей по отношению к обществу и государству, которые в идеале[211] должны сводиться к законопослушанию.

Такая совокупность прав, свобод и обязанностей личности, мера ответственности, возложенных на нее законодательством, называют правовым статусом личности.

Гражданское общество обеспечивает права человека, а государство – права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае – о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., а во втором – о ее политических правах. С этих позиций, очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию.

Как показывает история развития либерализма и авторитаризма, не может быть свободы отдельной личности там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора.

Если государство входит в общество как важнейший элемент политической надстройки, то в гражданское общество государство, как отмечалось выше, не входит. Бесспорно, что при этом все потребности гражданского общества непосредственно проходят через волю государства, чтобы в форме позитивного права получить всеобщее значение и осуществление.

Государство занимает в политической организации общества центральное положение.С одной стороны оно определяет характер общества, его сущность,с другой-уровень, развития гражданского общества влияет на формирование соответствующих государственных режимов. Чем выше уровень развития общества, тем в большей степени оно является своего рода фундаментом демократического режима.

Именно поэтому гражданское общество осуществляет контроль и ограничение действий государственных и негосударственных органов и движений, чтобы их деятельность всегда находилась в поле зрения элементов гражданского общества, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, речь идет не о противопоставлении государственных и негосударственных органов, по принципу «кто кого», а о конструктивном взаимосвязанном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее, а их функционирование – эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: