Пособие «Политическое управление» актуально для современного политического процесса Республики Беларусь и обуславливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических основ и технологий политического управления.
Основные идеи данного пособия таковы:
1) последняя треть XX в. характеризовалась усилением роли исполнительной власти, укреплением ее позиций и изменением функций в системе разделения властей и полномочий. Соответственно усиливаются роль и значение административных органов, которые сегодня не только исполняют решения вышестоящих инстанций, но и привносят в них элементы творчества и собственного понимания сути проблемы.
Проблема политического управления сегодня стоит не в плоскости жесткого разграничения административной деятельности и политики, а заключается в определении механизмов, ограничений, целесообразности и последствий включения ее в политический процесс. С политической точки зрения, подлинный вопрос состоит в согласуемости части противоречащих друг другу требований профессионализма и демократического содержания в деятельности системы государственного управления. Она не свободна от политики, но это не означает, что она представляет ту или иную партийную политику;
|
|
Структура предлагаемого пособия во многом выстраивалась в соответствии с этим критерием:
Раздел I - общие концептуальные проблемы политического управления;
Раздел II - технологии, обеспечивающие процессы политического управления.
2) в современном обществе и науке в сферу интересов политического управления попали и такие проблемы, как взаимоотношения административного аппарата с гражданами и их объединениями, институтами гражданского общества; взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти; взаимоотношения центральной, региональной и местной властей.
При этом в демократическом обществе пересечение политики и административного управления складывается в устойчивую систему отношений соответствующих институтов и организаций. Это именно система отношений между институтами, а не система институтов, каждый из которых включен в свою подсистему, т. е. систему связей, процедур, правил игры.
Будучи особым типом систем, политическая система, тем не менее, обладает рядом родовых качеств социальных систем. Наиболее важное из них - изменение одной из составляющих влияет на характер отношения к другим и, в конечном счете, перестраивает в той или иной мере другие составляющие. Так, изменение отношений, характера связей между государственном и объединениями граждан предполагает изменение отношений по линии «центральная власть - региональная власть - местное самоуправление».
|
|
Вполне очевидно, что уровень зрелости политических систем различных стран далеко не одинаков. Например, в России и Беларуси, где гражданское общество находится в стадии развития, механизмы взаимоотношений государственных структур и объединений граждан начинают совершенствоваться. Говорить об устойчивости механизмов этого взаимодействия явно преждевременно. Но в том, что процесс идет именно в этом направлении, сомнений нет;
3) основные проблемы, рассматриваемые в рамках курса «Политическое управление», связаны с новой ролью государственной власти в управлении общественными процессами. Это вызвано следующими обстоятельствами:
· изменение статуса и функций государственных институтов, качественно иной уровень их «открытости», адаптации к условиям постиндустриального, информационного общества;
· ориентация государственных структур на нужды граждан, отстаивание их потребностей и интересов, корректирование в соответствии с этим планов, программ и проектов собственной деятельности; обеспечение равновесия между государственными и корпоративными интересами;
· демократический контроль над функционированием системы государственного управления;
· постановка целей и контроль их реализации со стороны политиков;
· процессы децентрализации управления, делегирования функций и ответственности сверху вниз.
Такое видение курса наряду с политологическим подходом, предполагает использование достижений и методов других наук, в частности, теории управления. С этих позиций предлагаемое пособие может рассматриваться как попытка комплексного междисциплинарного подхода к изложению курса;
4) пафос курса связан с новым прочтением проблем демократии, участия граждан, их объединений в государственном управлении не только на уровне обсуждения уже принятых решений, общего выражения «доверия-недоверия» структурам власти через систему выборов, но и в повседневной управленческой деятельности, процессах принятия и исполнения решений.
Кризис регулирующей функции государства в 70-80-е гг. прошлого столетия заставил теоретиков и практиков искать новые пути для повышения управляемости в сфере общественных дел. Самым очевидным результатом этого процесса выступила неоконсервативная волна ограничения государственного интервенционизма, снижение доли государственных программ, повышение роли частного сектора. В сферу государственного управления стали активно внедряться способы и методы экономического менеджмента. Новое государственное управление (государственный менеджмент) выступило парадигмой административных реформ в последней четверти XX века.
Вместе с тем в государственное управление начинает проникать идеология, которая пытается по-новому сформулировать роль государства, общественных структур в процессах организации общественной жизни и удовлетворения общественных потребностей. Общим тезисом этой идеологии стало утверждение, что в современных условиях эффективность решения общественных задач определяется не столько бюрократической иерархией или рыночно-государственным менеджментом, сколько налаживанием совместных действий государства и общества. При этом «политика» рассматривается в комплексе смыслов общественно-государственного взаимодействия: влияние, репрезентация, участие, содействие, сотрудничество. Первоначально эта идеология формировалась как новое прочтение старой проблемы соотношения политики и управления, но, в конце концов, завершилась пониманием «руководства» как «управления в новом политическом контексте».
|
|
Такой подход к политике и управлению строит свою исследовательскую стратегию, исходя из нового характера отношений между государством и обществом, между публичной и частной сферами общественной жизни. Поэтому управление становится не односторонним, а дву- и даже многосторонним процессом, изменяя не просто границы между государством и обществом, а саму их природу. Они становятся более прозрачными, и уже невозможно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. Разделение обязанностей между правительственными и неправительственными учреждениями каждый раз становится объектом переговоров. Отсюда следует первоначальный импульс рассматривать государственное управление/администрирование как более зависимое от политики и общества, чем это представлялось ранее.
Появление нового подхода общественно-государственного управления связано с изменением общественных условий жизнедеятельности. Если раньше государство, осуществляя управленческую задачу, могло руководствоваться общим представлением о различии между субъектом (государственные институты) и объектом (публичная сфера) управления, когда субъект, хотя и зависим от объекта, но выполняет организующую функцию его развития, то в постиндустриальном обществе ситуация изменилась. Прежде стратегия управления в условиях неопределенности традиционно строилась на предположениях о необходимости снижения ее уровня, оценки степени риска, выбора то ли оптимального или эффективного, то ли удовлетворяющего ситуации решения. Неопределенность условий управления рассматривалась как в целом ненормальное явление, свойственное особым стечениям обстоятельств, кризисным ситуациям и конфликтам.
В этой связи неопределенность, как считалось, порождалась недостатком информации и ограниченной способностью управляющей системы соблюсти соответствие между целями организации, средствами их достижения и результатами. Традиционным являлось также убеждение, что управление решает задачу стабилизации системы, приводит ее в равновесное состояние со средой и на этой основе ищет необходимые условия для развития. В этих условиях господствовал скорее кибернетический (технический) подход к управлению.
|
|
Подготовка управленцев отражает особенности понимания управления организаций и ориентирована на получение знаний и приобретение умений распознавать необходимые сигналы, формировать представление о целях организации, подчинять их основной цели и налаживать определенные контакты, которые поддерживали бы организацию в целостном состоянии и равновесии. Основы управленческого образования связаны с системным мышлением. Среди них особо выделяются следующие принципы:
· специализации, реализация которого предполагала, что управленец должен быть специалистом в той сфере деятельности, к руководству которой он предназначался; он должен был «распознавать» необходимые «сигналы» для управления конкретной системой;
· перспективности мышления ориентировал на формирование способности прогнозирования долговременных целей развития организации, в соответствии с которыми организация могла бы поддерживать равновесие и развиваться в некоторой среде;
· структуры, ориентирующий управленца на получение знаний об организационных структурах и процессах, умений соподчинять интересы по горизонтали и вертикали, ориентироваться в отношениях и связях системы;
· нормирования, основой реализации которого выступали юридические знания о нормативной стороне управления и функционирования организации, о предписанных правилах поведения и деятельности, о нормах как факторе равновесия организационной системы;
· устойчивости знания, предполагающей, что полученных первоначальных фундаментальных знаний достаточно для действия и управления; первоначальные знания должны были лишь дополняться практическими навыками или усовершенствоваться практикой.
Сегодня ситуация в обществе резко изменилась, что связано с переходом к новому этапу развития, выразителем которого выступают сложность, динамичность, неоднородность, риск и нестабильность. Потребовалось новое отношение к развитию, новое понимание роли управления для его обеспечения. Технология и рационализация больше не кажутся силами освобождения, а скорее главными ставками споров и битв в современных обществах.
Один из значимых выводов состоит в том, что гражданское общество стало важным третьим актором по отношению к государству и частному бизнесу на этапе модернизации.
В целом можно сказать, что политико-управленческая теория сегодня, пытаясь описать новую общественную реальность - ее сложность, подвижность и неоднородность - отвечает формированием концепции общественно-государственного управления, нового руководства и теории политических сетей.
В соответствии с этими изменениями изменяется отношение к образованию, к подготовке и переподготовке управленцев. Проблема обучения сегодня становится одной из центральных при описании новой парадигмы управления в условиях поиска основания для устойчивого развития. Общая направленность перемен здесь следующая:
1) обучение превращается в перманентный процесс и затрагивает работников всех уровней;
2) особое внимание уделяется связи теории политического управления с практическими навыками;
3) акцент в обучении ставится скорее на процессах, чем структурах и функциях, скорее на изучении опыта работы во многих организационных формах, работы в составе коллектива;
4) повышается значение формирования навыков работы с общественностью; участия в переговорном процессе и разрешении конфликтов;
5) большое значение приобретают процессы не только обучения, но и политического воспитания управленцев.