Тема 1.4. Государство как основной субъект политического управления

1. Сущность, признаки и функции государства.

2. Форма государства.

3. Государство для народа – главный целевой ориентир государственной политики в Республике Беларусь.

Государство – важнейший элемент современной политики и цивилизации. Его понятие – фундаментальная категория социально-политической философии, правоведения, политологии и политического управления.

Оживленные идейные дискуссии о роли и месте государства в жизни общества, а также о содержании и смысле его понятия учеными и политиками ведутся уже не одно столетие, начиная с эпохи Возрождения. Эти дискуссии, помогая лучше понять особенности формирования и развития государства, его роль в обществе, судьбу в условиях глобализации и в отдаленной исторической перспективе не могут не учитывать следующее. В наши дни именно государство является центральным элементом политической системы общества, ведущим игроком на современной мировой арене, главным социальным институтом, который обладает верховной властью на определенной территории, имеет исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие и др.

Приоритетной целью, например, современного белорусского государства как основного субъекта политического управления является сохранение целостности общества и обеспечение его устойчивого развития.

В наши дни синонимом общего понятия современного государства в политической науке обычно является категория «национальное го­сударство» (англ. – nation-state). С помощью этого понятия уже в политической науке Нового времени стали обозначать тот тип политического общества, предпосылки которого стали формироваться на закате Средних веков, когда история стала вести к созданию в Европе больших национальных государств. Национальные государства, сначала возникали в Европе и Латинской Америке, а затем в Азии и Аф­рике. Сегодня они активно строятся и совершенствуются на постсоветском пространстве, примером чего является суверенная Беларусь. Национальное государство является итогом длительного и противоречивого процесса формирования и развития политической организации общества, и некоторые особенности формирования и развития которого представлены в различных концепциях происхождения государства.

В философской и политологической литературе реализованы различные концепции происхождения государства (политического управления). Кратко охарактеризуем лишь некоторые из них.

1) Патриархальная или естественная концепция. Создана выдающимися философами Древнего мира: Конфуцием (Кун-цзы) (551-479 до н. э.), Аристотелем (384-322 до н. э.).

Конфуций считал, что политическое управление должно строиться в соответствии с патриархально-патерналистской моделью. В этой модели политическое общество - большая семья, в которой отец - Император («Сын Неба»), старшие братья - чиновники, младшие братья - работники. Сутью традиционного конфуцианства была защита ярко выраженной семейственности, кото­рая ставилась выше всех прочих социальных отношений, т.к. конфуцианство строит высокоорганизованное общество снизу вверх, а не сверху вниз, уделяя особое внимание моральным обязательствам семейной жизни как основной ячейки общества. Государство и другие по­литические власти рассматриваются как некая семья семей, объединяющая всех китайцев в единую социальную общность.

В Европе древнегреческий философ Аристотель исходил из того, что человек существо общинное. Он - политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная сознанием общего блага. Еще не отделяя государство от общества, Аристотель рассматривает первое как разросшуюся семью, общину, особую надобщинную реальность.

Жизнь человека в государстве должна основываться на этических принципах, и нравственную добродетель, нравственные качества человека Аристотель рассматривал, как предпосылку успешной совместной жизни граждан и процветания политического общества. Аристотель специально интересовался вопросами о том, что значит быть гражданином государства, какими качествами обязан обладать государственный служащий, к каким последствиям может привести имущественное неравенство граждан при отсутствии среднего класса и т.д.

Согласно Аристотелю, политическое управление – высшая форма социальных связей людей, а его важнейшей функцией является воспитание (пайдейя) граждан в нравственной добродетели (арете).

2) Договорная концепция. Основателями договорной теории, в которой государство последовательно отделяется от общества и подчеркивается специфика государства как субъекта политического управления являются английские филосо­фы Т.Гоббс (1588-1679) и Дж.Локк (1632-1704), французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). В соответствии с этой концепцией государство основывается на об­щественном договоре. Оно возникло в результате договора между людьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов. Рассматриваемая концепция тесно связана с теорией естественного права. Согласно Т. Гоббсу, естественным состоянием человека являлась война всех против всех. Люди по природе своей эгоистичны, недоверчивы, каждый стремится к соб­ственной выгоде, наживе, славе. В естественном состоянии нет места для справедливости, поскольку нет закона, нет общей власти. Только осознав с помощью собственного разума естест­венный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира, люди заключают договор и порождают новую форму политического общения - государство. В государстве они отказываются от части своих есте­ственных прав в пользу монарха, который представляет общую власть, направляя действия людей к общему благу.

Государство в такой перспективе - искусственное тело общества, образованное в результате отчуждения естественных прав индивидов. Его Т. Гоббс называл Левиафаном (библейским морским чудовищем), лишь и способным заменить эгоистические законы природы общественными законами, обязательность которых гарантируется государственной властью.

Концепция общественного договора позволяла лучше осознать произвол, неравенство людей перед законом в средневековом, феодальном обществе, дала толчок к углублению научного интереса к механизмам взаимодействия государства и гражданского общества, роли государства как субъекта политического управления.

3) Марксистская концепция происхождения государства связывает процесс становления государства с возникновением классов и частной собственности. К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что на определенной ступени экономического развития происходит раскол общества на классы, что предопределяет появление государства, которое на коммунистической стадии общественного развития отомрет.

В современном мире процесс строительства национального государства идет рука об руку с формированием и осознанием соответствующих национальных интересов, гражданско-государственной идентичности, политического и национального самосознания народа (в молодых государствах); поиском границ собственной компетентности для государств, сложившихся десятки и сотни лет назад. На особенности функционирования и развития национального государства в наши дни определяющее влияние оказывают несколько противоречивых особенностей и тенденций современной социальной динамики.

Во-первых, развитие национального государства в наши дни определяется про­цессами формирования глобальной цивилизации и неизвестных ранее политических институтов и механизмов управления. Зародыши и предпосылки наднациональных и всемирных ин­ститутов политического управления уже сегодня вызывают к жизни противоречивые процессы универсализации и стандартизации не только экономи­ческой и культурной, но и политической жизни народов. В таких условиях может даже сложиться представление о том, что, распространение принципов либеральной демократии (американизма) в глобальном масштабе означает «конец истории» (Ф.Фукуяма), является предвосхищением будущего конца на­ционального государства, предпосылкой нового мирового политического поряд­ка в виде «глобальной демократии» (Д.Хелд), и, фактически, управляемой из единого центра.

Во-вторых, тенденция роста обобществления производства в глобальном масштабе возможно ведет к отмиранию национального государства и его замену в соответствии с логикой упрочения общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе общественным самоуправлением (К.Маркс).

Сегодня нельзя забывать о том, что экономическая глобализация несет «ответственность» за формирование несправедливого международного устройства, за разрыв между богатыми и бедными государствами, а, следовательно, увеличение притягательности идей социальной справедливости.

В-третьих, развитие национального государства в наши дни связано с объективными и субъективными процессами изменения его роли и статуса в качестве субъекта политического управления. С одной стороны, современное национальное государство испытывает серьезные вызовы перед лицом кризиса доверия к нему со стороны избирателей. С другой стороны, кризис доверия к национальному государству обычно усугубляется в условиях мирового экономического и финансового кризиса. В таких условиях, даже частичная утрата современным государством легитимности ввиду либо его неспо­собности исполнять взятые на себя обязательства по поддержанию право­порядка, защите от внешних угроз, обеспечению населения «социальными благами» не может не вести к трансформациям государства как субъекта политической власти.

В-четвертых, разворачивающийся «парад суверенитетов», процесс «всемирного политического пробуждения» порождает практику не только копирования молодыми государствами опыта политического управления, накопленного в зрелых государственных организмах, но и инновационного поиска новых эффективных механизмов (моделей) государственного управления.

В-пятых, развитие современного национального государства существенно зависит от его участия в различных интеграционных объединениях и союзах.

Разнонаправленные и противоречивые тенденции развития национального государства в современном мире заостряют необходимость специального изучения существенных признаков понятия «национальное государство» («государство») и его роли в политическом управлении.

Признаки государства

Основные признаки госу­дарства характеризуются следующими понятиями: территория, население, власть, суверенитет, мо­нопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

Государство, управляя общественными делами в рамках определенной территории, может издавать законы, принимать управленческие решения, постановления только в отношении людей, проживающих на данной территории. Такие территории имеют официальные названия, их границы строго очерчены и охраняются государством. Неразрывная связь понятий «территория» и «государство» приводит к тому, что в повседневном языке мы часто отождествляем эти два понятия, т.е. употребляем слово «государство» в первом его значении, территории, или страны. Например, произнося: «белорусское государство», нередко имеют в виду не систему органов власти, а территорию, на которую распространяется власть государства, или нашу страну.

Государственная власть является высшей властью на своей территории, и только государство наделено правом устанавливать общеобязательные нормы, законы для всего населения. Она вправе регулировать деятельность различных организаций, действующих на соответствующей территории, отменять их решения, если они противоречат нормам, устанавливаемым государством. Государство самостоятельно может принимать решения как по вопросам, касающимся управления общественными делами на соответствующей территории, так и по вопросам установления отношений с другими государствами. Это свойство государственной власти как высшей и независимой власти на занимаемой территории называется суверенитетом государственной власти.

Государство обладает монополией на легитимное насилие. В обществе только государство обладает законным правом принуждать граждан исполнять принятые им решения. Оно обладает специальными органами контроля и пресечения действий граждан, противоречащих нормативно-правовому порядку в обществе, например, милицией (полицией), судами, тюрьмами и т.п.

Государство также характеризуется правом устанавливать и собирать с населения обязательные налоги и сборы. Собранные средства государство расходует на оплату труда государственных служащих, на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений, а также на решение различных управленческих задач в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Каждое государство обладает своими символами. К ним относятся флаг, герб, гимн. Государственная символика как система знаков позволяет гражданам выделять свое государство, отличать его от других на визуальном, аудиальном, эмоционально-рациональном уровне. Каждый из признаков государства является необходимым, но по отдельности недостаточным для понимания его сущности. Взятые в целом, признаки государства являются необходимыми и достаточными для понимания отличий государства от общества в целом и гражданского общества, в частности. Признаки государства конкретизируются в особенностях его формы.

Функции го­сударства

Государство выполняет внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям относятся обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и социального порядка. Поскольку современное государство регулирует практически все сферы жизни общества, то его внутренние функции весьма разнообразны. Речь идет об экономической (регулирование и(или) управление экономикой), социальной (осуществление социальной защиты населения, сглаживание и преодоление разнообразных социальных противоречий), правовой (создание нормативных актов, законов), политической (обеспечение политической коммуникации внутри общества и его стабильности, выработка политического курса развития), культурно-воспитательной (развитие культуры), образовательной (развитие образования) функциях государства.

Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами и др.

Роль и значение тех или иных функций государства видоизменяется в зависимости от условий исторического развития. Например, в контексте современной глобализации на передний план для молодых государств выходят проблемы их суверенитета, национальной безопасности.

При этом речь идет не только об угрозах, связанных с распространением международного террориз­ма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, наркотиков, религиозном фанатизме и пр., но и о мировых финансово-экономических угрозах, связанных с дефицитом ресурсов и борьбой за рынки сбыта, экологическими проблемами, неравенством в международных отношениях, рейдерскими захватами национального суверенитета.

Вместе с тем, защита собственной безопасности не должна сопровождаться разрушением основ национальных форм государственности других стран. Сегодня неприемлемо, что ряд стран отказывает Беларуси в естественном праве на свои собственные национальные интересы. Некоторые рассматривают нашу страну то ли как «санитарный кордон, то ли как санитарную зону. Отдельные считают себя вправе диктовать белорусскому народу, как ему жить и развиваться.

В таких условиях функции белорусского государства как субъекта политического управления тесно связаны с реализацией Концепции национальной безопасности. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 принята новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая включает в себя вопросы безопасности в политической, экономической, социальной, научно-технологической, демографической, военной, экологической, информационной сферах.

2. Форма государства.

Понятие «форма государства» включает в себя форму государственного правления (монархия и республика), способ организации государственной власти (политический режим), форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация).

Формы правления

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства - монарх. Эта власть передается по наследству. Различают монархии - абсолютную (неограниченную) и конституционную (власть монарха ограничивается конститу­цией государства).

По степени конституционного ограничения полномочий монархии бывают дуалистическими и парламентскими. Особенности дуалистической монархии: парламент издает законы, утверждает бюджет; монарх назначает и смещает кабинет министров, обладает правом вето в отношении решений парламента, наделен некоторыми исполнительными, законодательными, представительскими полномочиями. Характерный признак парламентской монархии: монарх выполняет преимущественно представительские функции.

Республика (от лат. respublica — общественное дело) - форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большин­ству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Республики бывают парламентскими, президентскими, смешанными (парламентско-президентскими). Они отличаются особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.

К примеру, в современном мире Германия, Италия, Греция - парламентские республики. В них президент, хотя и является главой государства, но выполняет в основном представительские функции, тогда, как правительство во главе с канцлером, премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Оно формируется парламентом и отвечает перед ним. Премьер-министр в этих странах - первое лицо в государстве.

В президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент - независимы во взаимоотношениях. Президент - глава государства и исполнительной власти. В Республике Беларусь Президент является Главой государства.

Смешанная форма правления - парламентско-президентская республика (Австрия, Португалия, Польша, Франция, Бол­гария, Ирландия). Для указанных стран характерны сильная президентская власть и в то же время эф­фективный контроль правительства со стороны парламента.

Формы административно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Формы административно-территориального устройства отличаются друг от друга следующими специфическими признаками.

Унитарное государство характеризуется централизованным управлением, так сказать, «неделимостью» суверенитета. Административ­но-территориальные образования в его составе не имеют при­знаков собственной государственности. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система выс­ших органов власти. Республика Беларусь - унитарное государство, и «унитарный характер территориального устройства белорусского государства предопределен тем, что оно возникло в результате самоопределения относительно однородной этничной общности белорусов – путем ее выделения из полиэтнического российского государства»[5].

Унитаризм как принцип территориального устройства является для Беларуси естественным и соответствует общему благу развития белорусского государства.

В современной Беларуси сформировано унитарное государство, которое отвечает современным требованиям государственного строительства и которое может совершенствоваться через развитие местного управления и самоуправления, оптимизацию административно-территориального деления Республики Беларусь и пр.

Федерация - союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Субъек­ты федерации (они называются по-разному: республики, штаты, земли, провинции, нацио­нальные образования и т.п.) обладают определенной самостоя­тельностью, властными полномочиями в социально-экономи­ческой и политической сферах, закрепленными в Основном за­коне федерации. Они имеют собственные конституции, зако­нодательные, исполнительные, судебные органы.

Федеративное государство - это нецентрализованное государство, конституция которого закрепляет распределение компетенций между обще­государственными органами власти (федеральными органами) и регио­нальными органами власти (органами субъектов федерации), компетенция которых распространяется только на часть территории государства.

Федерациями в настоящее время являются такие страны, как Рос­сия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др. В этих государствах реализуются принципы самоуправления и раздельного управления на осно­ве распределения полномочий между общенациональными - федеральными органами власти и правительствами субъектов федерации.

Элемен­ты федерализма могут использоваться в унитарных государствах и в наднациональ­ных образованиях (например, в Европейском Союзе, СНГ и других региональных интеграционных объединениях).

В основе различия между унитарными и фе­деративными государствами лежит форма деления терри­торий и система организации органов государственной вла­сти. Наиболее острыми проблемами функционирования и развития федераций в наши дни являются: суверенитет и право сецессии (свободного выхода из федерации),проблема распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами, проблема субсидиарности.

Конфедерация - добровольное, относительно стабильное объединение (союз) самостоятельных государств. Как правило, конфедерация создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих национальным интересам. Суверенные государства для достижения своих общих целей образуют консультативные или координирующие органы. Они имеют независимый, равный статус и обладают правом выхода из конфедерации. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ, Европейского Союза. Реализуемый в наши дни Республикой Беларусь совместно с Российской Федерацией курс на совместное строительство Союзного государства связан с поиском новых интеграционных форм межгосударственной коммуникации, для описания которых традиционные понятия политической теории уже не вполне точны, если не забывать о том многообразии функций которые выполняет современное государство.

Республика Беларусь унитарное государство, состоя­щее из 7 административно-территориальных единиц (6 обла­стей и столица - город Минск). На территории каждой административно-территориальной единицы действуют как выборные органы (Советы депутатов), так ис­полнительные органы власти (исполнительные комитеты). Председатели областных и Минского городского исполни­тельных комитетов назначаются Президентом и утвержда­ются соответствующими Советами депутатов.

3. Государство для народа – главный целевой ориентир государственной политики в Республике Беларусь.

Инновационный путь развития – императив XXI века

Сегодня перед Беларусью стоит задача перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны, способного вести исследования на уровне современной мировой науки и обеспечивающего гуманистическую направленность развития нашего общества.

В современном мире переход к инновационной экономике, достигаемый на основе широкого внедрения и использования в повседневной деятельности человека достижений научно-технического прогресса, без преувеличения является императивом нашей эпохи, основой конкурентоспособности и устойчивого экономического развития. И действительно, согласно опыту технологически развитых держав и успешно догоняющих их стран, сегодня около 2/3 прироста важнейших макроэкономических показателей обеспечивается за счет практического использования интенсивных факторов производства, наукоемких, а значит, основанных на активном внедрении достижений науки и техники.

После успешного преодоления трансформационного кризисного и восстановительного этапов становления белорусской национальной экономики, связанного главным образом с административными мерами «подключения» выбывших в результате разрушения СССР экстенсивных факторов роста, Республика Беларусь остро ощутила необходимость интенсификации производства на основе активного внедрения достижений научно-технического прогресса. Следует отметить, что для решения обозначенной амбициозной задачи в Беларуси, показывающей на протяжении последних полутора десятилетий стабильный экономический рост, в целом сложились все необходимые условия и предпосылки. Так, по подсчетам специалистов, доля нашей страны в мировом ВВП стабильно растет с 0,1% в 1995 г. до 1,36% в 2007 г., а белорусский экспорт товаров и услуг в период с 1993 по 2007 гг. увеличился в 13 раз – с 2 до 26 млрд USD [6]. Беларусь не просто самой первой из стран бывшего СССР вышла на дореформенный (1990 г.) уровень развития по абсолютному большинству социально-экономических показателей и сегодня существенно превзошла его, но и демонстрирует уверенный экономический рост, характерный для большинства современных индустриально развитых стран. И действительно, в то время как другие страны бывшего СССР до сих пор не вышли на дореформенный объем промышленного производства, в Республике Беларусь он превышен в 2 раза. При этом в обрабатывающих отраслях промышленности, развитие которых определяет место страны в иерархии технологически развитых держав, этот прирост еще больше – 2,5 раза. Указанный факт свидетельствует не просто о механическом наращивании ВВП за счет, например, активной распродажи содержимого земных недр, как это имеет место у некоторых наших соседей, а именно об индустриальном характере развития белорусской национальной экономики.

Следует отметить, что руководство страны осознает, что указанные успехи достигнуты при недоиспользованных еще резервах интенсификации производства на основе широкого внедрения современных достижений научно-технической мысли. Согласно принятой в 2006 г. Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, в пятилетке к пяти традиционно действующим приоритетам социально-экономического развития страны добавились два новых, причем большинство из них приобрели ярко выраженную инновационную составляющую. В этот период Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. В частности, по состоянию на 1 августа 2010 г. в стране создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Ускоренными темпами осваивался выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

Важнейшими направлениями нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере обозначены: завершение формирования эффективной национальной инновационной системы и реализация новой технологической стратегии развития экономики Республики Беларусь.

Совершенствование структуры экономики будет основано, с одной стороны, на основе дальнейшего развития конкурентоспособных традиционных производств, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой. А с другой – путем создания новых высокотехнологичных производств и секторов экономики, формируемых на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. При этом особое внимание будет уделено созданию и развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.

Разумеется, такая небольшая страна как Беларусь, которая к тому же обладает объективно ограниченным природно-ресурсным потенциалом, не имеет возможности распылять ресурсы на всем спектре научных исследований и разработок и потому вынуждена концентрировать их только на стратегических, наиболее значимых направлениях. В качестве приоритетных в текущей пятилетке обозначены 9 направления научно-технической и инновационной деятельности. В рамках этих направлений выделены 45 значимых для республики макротехнологий [7].

Столь полная реализация научно-технического и инновационного потенциала позволит существенно повысить глобальную конкурентоспособность отечественной экономики, увеличить ее энергоэффективность, снизить зависимость от импорта ресурсов, укрепить энергетическую и сырьевую безопасность страны.

В рамках осуществления программно-целевого метода наращивания научно-технического и инновационного потенциала в нашей стране разработана Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, согласно которой формирование и совершенствование национальной инновационной системы и инфраструктуры будет продолжено [8].

Динамика развития инновационной инфраструктуры Республики Беларусь в период 2010-2015 годы

Наименование инновационной структуры 2010 г. согласно Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы 2015 г. согласно Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Элементы инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий, венчурные организации)    
Научно-производственные (научно-практические центры)    
Инновационные центры (в т. ч. информационные и маркетинговые)    
Бизнес-инкубаторы    
Научно-технические библиотеки    
Инновационно-активные предприятия    
Парк высоких технологий    
Парк передовых технологий  
Научно-промышленный технико-внедренческий технопарк «Интеграл»  
Технопарк «Планар»  
Технопарк «Полесье»  
Белорусский инновационный фонд.    

Вне всяких сомнений, центральное место в этой системе занимает созданный в центре г. Минска по решению Президента Республики Беларусь Парк высоких технологий. Другим ключевым элементом научно-технологической и инновационной инфраструктуры Республики Беларусь является Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), основной задачей которого является коммерциализация и продвижение научно-технологических разработок на отечественный и зарубежный рынки, а также привлечение инвестиций в сферу наукоемких и высокотехнологичных производств.

Исключительно важное место в национальной инновационной системе Республики Беларусь занимают специализированные фонды, призванные финансировать научно-техническую и инновационную деятельность по ключевым направлениям развития национальной экономики. Так, для финансовой поддержки инициативных исследований, выполняемых небольшими научными коллективами и отдельными исследователями, основан Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований. Его цель – стимулирование и поддержка научно-технической и инновационной деятельности через финансирование исследовательских проектов на конкурсной основе.

К сожалению, в настоящее время высокотехнологичные отрасли пока еще не обеспечивают достаточный вклад в рост ВВП в силу их неразвитости, несовершенства инновационных инфраструктуры и законодательства, недостаточных экономических механизмов реализации приоритетов научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности. В объемах выпускаемой научно-технической продукции продолжает оставаться низкой доля, характеризуемая как высокотехнологичная, т. е. конкурентоспособная. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологичных товаров в последние годы составляет около 2%. Следует также отметить, что в структуре создаваемых новых технологий (передовых производственных по терминологии Белстата) продолжают превалировать традиционные – 65-70%, новые технологии составляют 15-20% и лишь 5-10% – принципиально новые, т. е. конкурентоспособные за рубежом [9].

Системной проблемой инновационного развития Республики Беларусь является отсутствие критической массы ученых, необходимой для проведения исследований, полностью обеспечивающих потребности в научном сопровождении даже приоритетных направлений научно-технической деятельности.

Решением указанной проблемы может стать международное научно-техническое сотрудничество, которое позволит нашей стране решить целый ряд важных задач: обеспечить доступ к международному научно-техническому банку знаний и интеллектуального продукта, а также к его использованию в совместных проектах; сохранить или развить научно-техническую специализацию и усилить свои преимущества в разделении труда в области науки и техники.

Важнейшей задачей современного этапа инновационного развития является налаживание устойчивых, долговременных кооперационных связей с научными организациями Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ) по проведению совместных, комплексных исследований. В первую очередь это относится к тем областям, которые позволили бы полностью обеспечить научное сопровождение приоритетных национальных производств, составляющих основу технико-технологической специализации страны в системе мирохозяйственных связей.

Эти стратегические направления позволят Беларуси не только сохранить достойное место в современном меняющемся мире, но и идти вперед, работать гораздо эффективнее, чем раньше.

Одно из последствий глобализации – возможная потеря собственной идентичности этносов, культур, государств. И основным препятствием на пути уничтожения многоцветия мира должна встать наука, прежде всего – региональная, национальная наука. Мы все прекрасно понимаем, что никто не будет детально и скрупулезно изучать белорусскую историю и культуру, природу, кроме тех людей, которые выросли на этой земле, для которых эта история и эта природа – это их культура, их родина! Поэтому столь важно развивать отечественную науку, вывести ее на новый качественный уровень.

И особая роль здесь принадлежит гуманитарной науке. Специфика и сложность работы ученых в том и состоит, что наука – это фундамент, на котором держится общество. Если он не прочен, если отсутствует четкая система координат – общество превращается в рыхлую неорганизованную массу, подверженную любым манипуляциям извне.

К сожалению, в XXI веке отечественная гуманитарная наука стала в значительной степени превращаться в механизм трансляции зарубежных идей в нашу социальную и политическую практику. Белорусские ученые преимущественно накапливают результаты эмпирических исследований. А концептуального осмысления нет. Как отмечал Президент А.Г. Лукашенко на Первом съезде ученых, «гуманитариям надо больше внимания уделять объективному исследованию отечественной истории, выработке философских оснований белорусской модели социально-экономического развития, которая признана во всем мире, изучению ее политической составляющей, совершенствованию механизмов интеграции на постсоветском пространстве, строительству Союзного государства Беларуси и России»[10].

В этом и заключается огромное значение гуманитарных наук для обеспечения социально-экономического и политического развития белорусского общества. Этот ресурс используется явно недостаточно, гуманитарные науки фактически оттеснены более успешными естественными и техническими науками с их явным экономическим эффектом.

Для того чтобы реализовать инновационную стратегию развития республики, безусловно, необходимы высококвалифицированные кадры и переход на мировые стандарты их подготовки. Особая роль принадлежит вузовской, особенно университетской, науке. Университеты – учебные, исследовательские, просветительские и культурные центры страны. Нашим вузам необходимо активнее участвовать в государственных и отраслевых программах, налаживать тесное взаимодействие с соответствующими министерствами республики. В то же время вузовская кафедра – не место для пропаганды антигосударственных взглядов и идей. Каждый преподаватель обязан воспитывать в студентах уважение к своему государству. Другого у них нет. Личный пример педагога должен быть основой воспитания и идеологической работы в высшей школе. «А то некоторые ректоры и профессора, видимо, забыли, что их задача – не только затолкать «энное» количество информации в головы студентов, но и вырастить из них граждан своей страны. Не следует забывать древнюю мудрость: «Кто успевает в науках, но отстает в нравственности, больше отстает, нежели успевает» [11].

В Беларуси разработана модель национальной инновационной системы. Это первый шаг в формировании национальной инновационной модели на республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Кстати, такие модели приняты во многих высокоразвитых странах. Национальная инновационная модель представляет собой совокупность идей и взглядов о развитии в современных условиях нашего общества, характеризующегося инновационной восприимчивостью, мобильностью, высшим уровнем образования, творческим мышлением, психологической устойчивостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: