Тема 1.3. Политическая система и управление обществом

1. Понятие политической системы.

2. Функции политической системы.

1. Понятие политической системы.

В системе политических наук категория «политическая система общества» занимает одно из центральных мест, поскольку ею определяется тот «объект», в рамках которого возникают, развиваются, совершенствуются, трансформируются и исчезают многочисленные категории политической действительности. Политическая власть, политические институты, политические процессы, политические модели, государство, политические партии, политическое сознание, политическая культура, ‑ эти и многие другие категории политических наук хотя и не ограничиваются рамками одной политической системы, возникают, «становятся на ноги», «приобретают крылья», действуют, достигают «зрелости», конфликтуют и уходят в историю именно в рамках политической системы. Специфика «колыбели», «окружающей среды», «питательной субстанции», лона для политических категорий и понятий, которой обладает политическая система общества, характерна тем, что и сама политическая система не является раз и навсегда данным обстоятельством, а выступает в качестве того объекта, с которым взаимодействуют другие категории политических наук, оказывая на неё влияние.

Категория «политическая система» введена в научный оборот в начале XX века, но доминирующей стала после второй мировой войны. Вызвано это изменениями интенсивности, глубины и объективности научных исследований процессов, происходящих в политической сфере общества, что позволило активно влиять на них, способствовать их развитию в желаемом направлении, прогнозировать и добиваться реализации политических прогнозов, в конечном счете, управлять политическими процессами. В этой связи политическая система общества предоставляет собой ключевую проблему политического управления и выступает в качестве исходной, с которой начинается постижение его теории и практики.

В политологии существует множество суждений относительно политической системы общества: от понятия политической системы как совокупности по поводу участия в политической власти, до совокупности политических институтов и механизмов, исповедующих реализацию коренных интересов граждан. Этим обусловлен разброс методик и подходов к рассмотрению этой важнейшей категории. Здесь и социологический, и государственно-правовой, и политологический подходы и т.д. С точки зрения науки политического управления сосредоточимся на двух принципиально отличных подходах: институциональном и системном. Отношения к этим подходам у политологов различны и определяются они чаще всего целями и задачами исследования политической реальности.

Институциональный подход в основу анализа политической системы кладет наличие в любом обществе специфической сферы деятельности, в которой проблема власти (политической и государственной) является центральной, цементирующей. И тогда структурные элементы политической системы выстраиваются в рамках своеобразной иерархии, где на вершине находится институт «государство» как важнейший институт политической системы, поскольку он обладает этой властью легитимно, а за ним выстраиваются иные институты, которые в разной степени определяют свое отношение к ней. Политические партии, которые прямо заявляют о своем стремлении к обладанию властью; общественно-политические движения, организации, объединения, которые если и не стремятся властвовать, все же оказывают власти поддержку либо отказывают в ней (все зависит от того, совпадают или нет интересы власти и общественных формирований); группы давления; большие общественные слои; церковь; электорат и т.д.

Деятельность этих институтов регламентируется нормативно-правовой системой, обычаями, традициями, политической культурой, идеологией.

Политические институты в рамках политической системы находятся в постоянной взаимосвязи. Она определяется конкретными целями, которые ставят они перед собой. В связи с этим взаимоотношения могут носить характер взаимодействия, поддержки, конкуренции, оппозиции, противостояния и даже борьбы. Если система политических отношений в стране удовлетворяет сообщество, то оно оказывает государству, как единственному институту политической системы, легитимно обладающему властью, всяческую поддержку, способствуют ему в реализации власти, что обеспечивает в обществе стабильность и прогресс. Такое случается слишком редко, что вынуждает воспринимать подобное положение условно. Чаще всего система властных отношений вызывает неудовлетворенность отдельных политических институтов. На этой основе в обществе возникают противоречия, напряжения, борьба.

Чаще всего остриё этих процессов направлено в адрес государства как политического института. Наличие у этого института легитимной власти, с помощью которой любой элемент политической системы (партии, классы и т.д.) может легко и быстро достичь поставленных целей, придает особую остроту политической борьбе. Власть, основанная на авторитете и воле её носителей, способна добиваться фантастических результатов в короткие сроки. Но власть опирается не столько на авторитет и волю, сколько на право, на закон, на всю нормативно-правовую систему. А это уже специально созданные обществом формирования, имеющие реальную неоспоримую силу. Это и система судебной ветви власти, воля которой чаще всего принимает форму приговора; и органы исполнения этих приговоров; и органы охраны общественного порядка, функции которых в свою очередь регламентированы законом; и органы безопасности: и их вооруженные формирования, которые не только легитимны, но и находятся на полном материальном и финансовом довольствии налогоплательщиков; и другие очень убедительные аргументы. Словом, обладая властью (читай, законным правом на принуждение) политический институт становится правящим, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому главным адресатом политической борьбы и становятся «государство», где одни силы обладают властью, а другие стремятся ею овладеть. Этим, пожалуй, и объясняется то обстоятельство, что взять власть – полдела. Её нужно ещё удержать. А это совсем не просто. Получить поддержку граждан в борьбе за власть, за её удержание политические силы могут только тогда, когда они умеют ею распорядиться с пользой для широких слоев населения.

Однако нередко трения, претензии, конфликты возникают и между иными институтами, либо между различными элементами в рамках одного института (например, между политическими партиями, между различными религиозными конфессиями и т.д.). В ходе такой борьбы сама политическая система не всегда подвергается значительным напряжениям. Политические распри происходят, как правило, между политическими системами за влияние на электорат, за сферы влияния внутри класса, либо большой общественной группы. И на начальном этапе являются делом только соперничающих сторон. Но нередко в такой конфликт втягиваются всё более широкие круги, борьба выходит за рамки правового поля, и тогда политическая система не остается безучастной, она реагирует на складывающуюся ситуацию, используя присущие ей формы и методы. Примером может служить историческая борьба между большевиками и меньшевиками внутри политической партии российской социал-демократии в период 1903-1916 годов, которая в конце концов вышла за пределы только партийной. На многие годы она определила сущность политической борьбы в советском обществе.

Такой процесс при умелом управлении не опасен для политической системы, даже нередко способствует преодолению негативных явлений, проблем, трудностей, что приводит в конечном счете к оптимизации всей политической системы. Однако если система упускает время, либо борьба принимает неадекватные формы, тогда такой конфликт может привести к непредсказуемым результатам.

Особенно отчетливо процесс взаимодействия либо противостояния, конкуренции и даже борьбы проявляется в период формирования органов власти. В ходе избирательной компании политические институты всё остриё своей деятельности направляют на завоевание симпатий электората. Именно тогда проблемы политического управления выходят на передний план, приобретают небывалую остроту и актуальность. Наиболее убедительным подтверждением тому служит избирательная кампания по выборам президента Украины. Её результаты во втором туре голосования раскололи Украину на два враждебных лагеря. В ход пошли самые порочные методы: активное противостояние властям, гражданское неповиновение, блокада деятельности государственных структур, даже Президента страны.

Взаимодействия институтов политической системы происходит и по отношению к механизмам, регламентирующим их деятельность. В этом плане институты не только руководствуются требованиями, нормами и принципами, предписанными им Конституцией, законами, политической культурой или идеологией, обычаями, традициями, либо религиозной доктриной, но и сами вносят изменения в эти принятые правила игры; дополняют, изменяют, уточняют их отдельные положения, приводя их в соответствие с изменившимися условиями.

Следует заметить, что акты нормативно-правовой базы, даже отдельные положения и статьи Конституции более оперативно реагируют на изменяющуюся ситуацию, нежели обычаи, традиции, положения религиозной доктрины, либо нормы политической культуры, идеологии, которые являются очень консервативными. Когда после принятия Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года избирательная кампания по выборам Президента страны неожиданно для власть предержащих завершилась избранием на этот пост Александра Григорьевича Лукашенко, принцип разделения властей не в полной мере обеспеченный необходимым механизмом реализации, способствовал противостоянию Президента и Верховного Совета. Уже в ноябре 1996 года белорусский народ внес изменения и дополнения в Основной закон страны. Всё это было проделано организованно, спокойно, с предварительным всенародным обсуждением предложенных поправок. В результате в стране был создан двухпалатный парламент – Национальное собрание. Президент стал Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти был определен Премьер-министр, изменен порядок назначения лиц на некоторые государственные посты и освобождения их от должности. Расширены права граждан, предусмотрены иные меры дальнейшей демократизации общества.

Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы носит, как правило, организованный характер, не терпит суеты и спешки, а потому представляет большой интерес для политического управления как средство оптимизации общественной и политической жизни.

При использовании институционального подхода к исследованию и характеристике политической системы, очевидно, что и механизмы, регулирующие отношения внутри её, находятся в постоянном взаимодействии между собой и оказывают влияние друг на друга. Если Конституция и нормативно-правовая база прямо воздействует на иные механизмы, вынуждает принимать соответствующие поправки в идеологию, по иному рассматривать традиции и обычаи, уточнять акценты в нормах политической культуры, то и они, в свою очередь, оказывают влияние на формулировку статей и параграфов, понятий и норм тех же законов, указов и конституций. Этим обеспечивается последовательность и непрерывность политического процесса в целом, а также легитимизация власти, когда она становится не только законной, но и желанной для граждан, поскольку выступает с позиций их интересов, умножает и обогащает историческое наследие.

Если обобщить сказанное, то политическая система представляет собой совокупность политических институтов: государства, политических партий, движений, общественно-политических и общественных объединений, движений, организаций, больших общественных групп, наций, народностей, классов и механизмов, регламентирующих их деятельность, связанную с удовлетворением потребностей и интересов граждан. В этом случае предметом изучения выступают конкретные обособленные институты: государство, политические партии, организации, их структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимоотношение.

Такой подход дает возможность детально изучить природу отдельных институтов, их развитие, функционирование. Политическая система в этом случае предстает как единство многообразных частностей.

Системный подход оставляет вне поля зрения отдельные совокупные компоненты политической системы, а рассматривает её в единстве, взаимодействии с другими подсистемами общественной системы. В данном случае сама политическая система выступает как подсистема общественной системы (см. рис. 2), где другие подсистемы представляют сосбой окружающую среду. Анализу подлежит вся сфера политической деятельности, её функциональный аспект. В политологии этой проблеме уделено достаточно много внимания. Здесь уместно будет подчеркнуть, что при системном подходе детально рассматриваются функции политической системы как на «входе», так и на «выходе».

Следует отметить, что впервые этот метод ввели в научный оборот и обосновали американские ученые Т. Парсонс и Д. Истон и др. Предложив его (см. рис. 3) в качестве инструментария по исследованию общества в целом и политической системы


Общественная система отношений
Рис.1. Общественная система
Политическая подсистема
Экономическая подсистема
Духовная подсистема
Политическая система общества (по Д. Истону)
Политическая система система
«Выход»
«Вход»
требования ожидания поддержка апатия
петля обратной связи
политическое решение нормативно-правовые акты контроль
Рис.2. Системный подход к характеристике политической системы общества

в частности, они дали ключ к преодолению ограниченности институционального подхода, которая заключалась в том, что, как считают американские исследователи, институциональный подход затрудняет обоснование политической системы как саморегулирующегося и саморазвивающегося организма, активно реагирующего на команды-импульсы извне. Д. Истон вообще ставит во главу угла вопрос о самосохранении политической системы, поддержании её стабильности в условиях непрерывно изменяющейся окружающей среды. Он рассматривает политическую систему как взаимодействие, посредством которого в обществе происходит распределение материальных и духовных ценностей, что предотвращает конфликты и напряжения между членами общества. Она способна убедить граждан, что этот способ распределения обязателен. Это придает ей устойчивый характер, обеспечивает саморегулирование самой системы и изменение окружающей среды.

Западные политологи на основании анализа функций на «входе» и «выходе», сущности «обратной связи» обосновывают изменяющийся, функционирующий, динамичный характер политической системы, а не только механизм взаимодействия её структур. Такая точка зрения не вызывает сомнений. Однако и в системном подходе есть свои слабые места. К примеру, системный подход рассматривает политическую систему как единство, а не совокупность элементов, что затрудняет анализ роли и места в нет конкретных государственных и общественных институтов, их взаимодействие и взаимовлияние, а так же воздействие их на экономическую и духовную сферы. К тому же, политическая система ориентирована только на распределение материальных и духовных ценностей, оставляет вне поля зрения их производство и накопление как одну из фундаментальных проблем общественных отношений. Затем системный подход рассматривает политические процессы вне классовой структуры общества, что не только уводит исследователей и читателей от марксистского понимания общественных процессов, что уже само обедняет и усложняет поиск истины, но и ограничивает ученых в определении действительных причин возникновения сложных и противоречивых процессов, источником которых нередко выступают не только политические институты, но и отдельные общественные группы, и даже личности (политические либо государственные деятели, лидеры, вожди).

Нам же представляется, что только совокупное использование различных подходов к исследованию такой важной категории как политическая система, позволяет сделать наиболее объективные выводы и прийти к наиболее реальным результатам в теории и практике политического управления.

Политическая система общества выступает в качестве такой субстанции, где вырабатываются, принимаются и реализуются политические решения, обязательные для всех граждан, мобилизуется и координируется коллективное поведение граждан, стимулируется общественное ожидание, определяется направленность, темпы и приоритеты общественного развития. В этой связи политическая система призвана осуществлять в обществе такие функции, которые обеспечивают прогрессивное развитие, предполагают продуктивный характер и реализуются в единстве и взаимосвязи. Различные исследователи рассматривают разный набор функций. В какой-то мере этот набор определяется институциональным либо системным подходом. Так американский политолог Г. Алмонд различает функции политической системы, которые она реализуют на «входе» и «выходе», подчеркивая ту специфику, что «на входе» функции осуществляют различные неправительственные компоненты политической системы, а «на выходе» ‑ государственные структуры.

2. Функции политической системы.

В обществе политическая система выполняет определенные функции. К их числу относятся следующие:

1. Интеграционная функция выражается в объединении всего общества на базе определенных ценностей, политических целей и идеалов. При этом интеграция общества может усиливаться за счет применения или угрозы применения средств легитимного насилия.

2. Целеполагающая функция состоит в определении стратегических и ближайших целей развития общества. При этом вырабатывается программа действий, в которой учитываются интересы основных социальных групп.

3. Адаптационная функция связана со способностью системы регулировать свои отношения со средой, адекватно реагировать на внешние требования.

4. Управляющая функция направлена на совершенствование общественных отношений, на организацию совместных действий людей для достижения конкретных целей, стоящих перед обществом. Осуществление этой функции требует мобилизации общественных ресурсов, а также их умелого распределения.

5. Контролирующая функция нацелена на обеспечение надзора за исполнением гражданами принятых законов, властных распоряжений, установленных правил и т. п. Подобная функция тесно связана с реализацией принципа обратной связи и требует учитывать состояние дел в обществе, настроения людей, возможные проявления недовольства с их стороны и т. п.

Наряду с указанными выше функциями в работах американского ученого Г. Алмонда выделяется ряд специфических функций политической системы. К числу функций, действующих на её «входе», он относит:

- политическую социализацию, которая представляет собой процесс усвоения личностью определенных политических знаний, норм, ценностей моделей поведения. Политическая социализация направлена на формирование поддержки и одобрения существующего политического порядка. Большое значение в этой связи придаётся системе образования и специального политического воспитания;

- политическое рекрутирование, которое направлено на заполнение должностных позиций в политической системе. Подбор должностных лиц может происходить как на основе знаний и компетентности, так и на основе выборов. Применяется и номенклатурный принцип подбора, который ведёт к формированию элиты «закрытого» типа;

- артикулирование интересов, что означает процесс четкого выражения поступающих требований со стороны населения. Подобную задачу берут на себя группы интересов, которые непосредственно передают эти требования властным органам;

- агрегирование интересов, т. е. их суммирование и объединение с целью получения обобщенных показателей. Агрегированные интересы оформляются в виде идей, политических заявлений, программ, законодательных предложений. (функции артикулирования и агрегирования интересов тесно взаимосвязаны, и те политические структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Лучше всего справляются с этими функциями политические партии и государственный аппарат).

- политическую коммуникацию, включающую в себя процесс передачи информации, посредством которой обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для осуществления политики обычно требуется вертикальный поток информации: от народа к правительству и наоборот. Однако необходим и горизонтальный поток информации между различными уровнями и органами власти.

На «выходе» политическая система, согласно Г. Алмонду, выполняет следующие главные функции:

- нормотворчество, которое нацелено на разработку законодательных норм и конкретных правил поведения людей;

- применение правил и норм, что стимулирует конкретные действия со стороны администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных организаций, направленных на изменение внешней среды политической системы;

- контроль за соблюдением правил и норм предусматривает определение фактов их нарушения и применение соответствующих санкций. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако законодательная и исполнительная власть также играют в её реализации немалую, а иногда, определяющую роль.

Среди других общественных систем политическая система занимает особое место. Её отличает то, что, во-первых, она имеет достаточно выраженную и вполне устойчивую организационную структуру, что обеспечивается политическими институтами, составляющими её каркас. В других общественных системах таких устойчивых организационных форм нет.

Во-вторых, политическая система единственная среди всех других систем общественной жизни имеет возможность авторитарно распределять ресурсы, а также обладает законным правом на принуждение населения.

В-третьих, политическая система обладает верховенством над всеми другими общественными системами. Решения, принимаемые ею, распространяются на всё общество и обязательны во всех сферах общественной жизни. Политическая система может разрабатывать планы экономического развития, конкретную политику в области образования, культуры, национальных отношений и т. д. При этом мера её вмешательства в общественную жизнь определяется тем, какой тип взаимосвязей преобладает в данном обществе, вертикальный или горизонтальный. В условиях преобладания вертикальных связей воздействие политической системы на общественную жизнь особенно велико.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое политическая система общества?

2. В какой связи политическая система находится с общественной системой?

3. Назовите основные подходы к рассмотрению политической системы.

4. Назовите основные компоненты политической системы с точки зрения институционального подхода.

5. В чем суть системного подхода к характеристике политической системы?

6. Назовите основные функции политической системы.

7. Определите сильные и слабые стороны институционального и системного подходов.

8. Дайте характеристику функций политической системы «на входе» и «выходе»

9. Назовите основные элементы политической системы Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: