Качество жизни – залог устойчивого будущего Беларуси

В выступлении Президента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании тезис «Государство для народа» определен как новая ступень развития социального государства, действующего на благо народа. В современном понимании социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, их социальной защищенности и благосостояния.

Основными принципами социального государства являются социальная справедливость, признание ценности и приоритетности прав личности, солидарная экономическая ответственность индивида и государства. Принципы рыночной экономики уравновешиваются проведением социально ответственной государственной политики. При этом должен достигаться баланс между экономической свободой и справедливостью в распределении благ в обществе.

Беларусь идет по пути развития социального государства, осуществляя последовательное совершенствование общественных отношений на принципах гуманизма, выполнение комплекса социально-защитных функций, создавая условия для всестороннего развития и самореализации личности. В нашей стране придается первостепенное значение обеспечению фундаментальных прав граждан: на труд и отдых, объединение в профессиональные союзы, образование, социальное обеспечение и социальное страхование, достойный уровень жизни.

Политика Республики Беларусь в области обеспечения основных социально-экономических прав и гарантий соответствует высоким международным стандартам. Наша страна является одним из мировых лидеров по доле социальных расходов в структуре ВВП, включая финансирование затрат на повышение заработной платы, пенсий, создание новых рабочих мест и содействие занятости населения, образование и здравоохранение, социальную поддержку многодетных семей, малообеспеченных граждан, инвалидов.

Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляется социальная поддержка безработных.

Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. Это тем более важно делать в условиях выхода из мирового экономического кризиса.

Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов были реализованы Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы.

За 2007–2010 годы в малых и средних городских поселениях создано более 100 тыс. новых рабочих мест, в том числе свыше 19 тыс. в малых и средних городах. Уровень безработицы там сократился до 1% и приблизился к средним показателям по областям.

Уже сегодня в ряде малых и средних городов и поселков по решению Правительства, а также по инициативе местных властей, руководства отдельных предприятий с привлечением банковских кредитов, иностранных инвесторов осуществляется строительство современных высокотехнологичных предприятий, объектов социальной сферы. Тем самым создаются новые рабочие места, обеспечиваются условия для устойчивой, эффективной занятости, формирования благоприятной среды проживания населения.

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. Из них более 1,9 млн. являются получателями основного вида пенсий – пенсии по возрасту.

Пенсионеры составляют 25% численности населения Беларуси. В последнее время на выплату пенсий расходуется 11% валового внутреннего продукта страны. Это один из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

Национальная пенсионная система обеспечивает последовательное повышение уровня пенсий.

Вместе с тем устойчивость распределительной пенсионной системы зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров и, в конечном итоге, от складывающейся демографической ситуации. Поэтому долгосрочная тенденция старения населения, затронувшая Беларусь еще с начала 90-х годов прошлого столетия, ведет к увеличению финансовой нагрузки на пенсионную систему. Если в 1990 году на 100 работающих приходились 46 пенсионеров, то в настоящее время – почти 60. В ближайшие десятилетия ожидается еще большее увеличение числа лиц пенсионного возраста, что будет обострять финансовые проблемы пенсионного обеспечения.

Национальной пенсионной системе присущи и такие внутренние недостатки, как уравнительность размеров пенсий, широкое распространение льгот.

В целях ее совершенствования принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. За прошедшие годы реализован ряд мер: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели; принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

Однако для последующего повышения уровня пенсионного обеспечения в условиях интенсивного старения населения потребуются более глубокие преобразования пенсионной системы, включая как рационализацию прежней, распределительной, модели, так и введение новых накопительных механизмов.

При этом недопустимо, чтобы такие преобразования привели даже к временному снижению уровня пенсионного обеспечения какой-то части пенсионеров. Поэтому они будут осуществляться постепенно, поэтапно. Так, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:

• на этапе до 2010 года – проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

• на этапе 2011–2020 гг. – развитие дополнительного пенсионного страхования, проведение иных преобразований.

Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и привести ее в соответствие с принципами социальной справедливости. Одновременно будут созданы более благоприятные условия пенсионного обеспечения для различных поколений граждан.

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.

Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» стабильно пересматриваются размеры этих социальных выплат.

Значимой мерой материальной поддержки семей стало увеличение с 1 июня 2007 г. размеров единовременного пособия: при рождении первого ребенка – с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума; при рождении второго – с двух до семи; третьего и последующих детей – с трех до семи бюджетов прожиточного минимума.

Устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Раньше такое пособие выплачивалось в разных размерах: матерям, в отношении которых уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, – в размере 65% бюджета прожиточного минимума; матерям, за которых взносы не уплачивались, – 35% БПМ. С февраля 2006 г. всем матерям, имеющим детей до трех лет, пособие выплачивается в одинаковом размере – 65% БПМ. А с 1 января 2008 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увеличен с 65 до 80% бюджета прожиточного минимума, а с 1 января 2010 г. размер пособия составляет 100% БПМ.

С 2007 года улучшены условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Отменен категориальный подход при его назначении, право на такое обеспечение получили все семьи, имеющие детей данного возраста и располагающие определенным ограниченным доходом. При этом в два раза увеличен критерий нуждаемости – среднедушевой доход, учитываемый при назначении детского питания.

Законодательно установлено, что продление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

В последующие годы предусмотрено увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, расширение налоговых льгот для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Будет усиливаться государственная поддержка семьи при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.

Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на поддержание уровня и качества их жизни.

Социальная защита ветеранов войны носит в нашей стране комплексный характер. Это – система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, включая предоставление им государственных социальных льгот, прав и гарантий.

В настоящее время в Беларуси проживает около 2 млн ветеранов труда, почти 44 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищенности была реализована Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы. В рамках Программы проводилось обследование условий жизни данных категорий граждан, медицинское обследование, оказывалось содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществлялось социальное обслуживание, определение и содержание в домах-интернатах, предоставление социальных льгот и гарантий.

Одной из приоритетных задач государственной политики выступает социальная защита молодежи – поддержка учащейся молодежи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье.

С 1996 года в Беларуси реализуется Республиканская программа «Молодежь Беларуси». Основными результатами ее реализации за прошедшие годы стали: налаживание комплексной и системной работы с молодежью на республиканском и региональном уровнях, формирование системы органов по делам молодежи, совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. В рамках реализации программы в Республике Беларусь целенаправленно решались такие важнейшие задачи, как строительство жилья для молодых людей, организация трудоустройства и временной занятости молодежи, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, профилактика правонарушений и преступлений в молодежной среде. Значительную государственную поддержку получают талантливая молодежь, молодые семьи, детские и молодежные общественные объединения.

С целью приобщения учащихся и студентов к общественно полезному труду, улучшения их материального благосостояния организуется временная занятость в свободное от учебы время. Эффективной формой работы, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность, стало студотрядовское и волонтерское движение.

В вузах страны созданы студенческие научно-исследовательские лаборатории и конструкторские бюро. Развивается система грантовой поддержки талантливой молодежи.

В настоящее время 35% студентов активно занимаются научно-инновационной деятельностью через сеть студенческих научных лабораторий и объединений, конструкторских и опытно-конструкторских бюро. В системе высшего образования создана и функционирует разветвленная инновационная инфраструктура, координируемая Межвузовским маркетинговым центром научно-исследовательских разработок.

За время деятельности специальных фондов Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и социальной поддержке одаренных учащихся около 15 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение, становятся профессионалами, реализуя свои возможности и подтверждая результативность деятельности фондов.

Важное место в социальной политике принадлежит адресной социальной помощи.

Система государственной адресной социальной помощи, созданная в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, чей среднедушевой доход по объективным причинам ниже установленного критерия нуждаемости, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий. С 2001 года ее получателями стали около 525 тыс. человек. Большинство из них – представители неполных и многодетных семей. Их доля в общей численности получателей государственной помощи в настоящее время составляет 83%.

Таким образом, в Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: