Тема 1.5. Политические партии и общественно-политические объединения в системе политического управления

1. Гражданское общество в механизме оптимизации политического управления.

2. Политические партии в системе властных отношений.

3. Политические партии Республики Беларусь и их роль в политической коммуникации.

4. Общественные организации и объединения Республики Беларусь.

1. Гражданское общество в механизме оптимизации политического управления.

Не надо думать, что гражданское общество можно создать исключительно указами и декретами. Точно так же гражданское общество не создается только по воле и желанию наиболее продвинутых личностей, для которых государство – ненужная обуза. Процесс возникновения гражданского общества – системный и трудоемкий, если под «трудом» здесь понимать усилия всего общества.

В западной политической мысли под гражданским обществом понимается общество, в котором сочетаются частные и общие интересы, общество, контролирующее не только государство, но и предпринимательские структуры, общество с развитыми партнерскими отношениями между гражданами, государством и экономикой.

Структурные связи внутри гражданского общества составляют семейно-родственные, товарно-денежные, воспитательно-образовательные, нравственные, творческие, религиозные и иные взаимозависимости, связывающие людей столь крепко, что часто сложно определить, где начинаются духовные интересы, а где заканчиваются материальные. Причем «государственное» и «гражданское» – это вовсе не смысловые антонимы. Если привлечь, в частности, на помощь столь модную сегодня синергетику, то можно констатировать, что гражданское общество активно обменивается со своим визави, государством, энергией, веществом, информационными ресурсами.

В основе современного понимания гражданского общества лежит идея естественных прав и общественного договора. Французский философ Жан-Жак Руссо так объяснял сущность гражданского общества. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на всё то, чем обладает.

В современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. «В целом гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений»[13]. К неотъемлемым чертам гражданского общества относятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка.

Конечно же, «крепнущее правосознание» – лишь одна из определяющих черт гражданского общества, поскольку другой ее важнейшей чертой является именно «системность». Системность означает не только то, что гражданское общество образует многие «ведущие» формирования и движения, созданные инициативными людьми (молодежные, ветеранские, культурные, политические и иные), но и понимание того, что она, эта системность, может явиться целенаправленной деятельностью самого государства. Смысл последнего замечания состоит в том, что во многих государствах гражданское общество «вырастает» не только из инициативы граждан, но и вследствие той или иной (правовой, политической, социальной) деятельности государства. Особенно это важно и актуально в странах, обществах, где традиции деятельности гражданского общества только складываются, формируются.

А теперь вспомним начало процесса становления гражданского общества в нашей стране (1990—1993). Людям втолковывалось на всех возможных уровнях, что это и есть единственно верная форма социального общежития. Гражданское общество понималось исключительно в форме развала старых структур – профсоюзных, молодежных, детских. Единственным элементом гражданского общества, которое приветствовалось и поддерживалось, было создание политических партий. Они и рождались как грибы: либеральные, консервативные, социал-демократические, с приставками «нео» и без них. В 1990 году была зарегистрирована первая партия, в 1991 – уже пять. К 1993 году Министерство юстиции страны зарегистрировало 12 партий и 7 общественно-политических движений.

В тот период партии создавались по большей части в связи с тем, что старая власть была разрушена, новая еще не окрепла, и возникла масса желающих «подержать» эту власть в руках. На том первом этапе гражданское общество во многом отождествлялось с политической структурой общества и ее основными элементами были реликты коммунистических организаций, структуры БНФ (Белорусский народный фронт «Возрождение», созданный в 1988 году), ветеранские группы (например, «Союз»), разноплановые профсоюзные, молодежные организации. Принципиально важным для первого периода формирования гражданского общества в республике было решение сессии Верховного Совета (август 1991 г.) о запрещении деятельности не только компартии страны, но и других общественных организаций в органах государственной власти и управления, в структурах, им подконтрольных.

Работа профсоюзных, молодежных, детских организаций была дезорганизована. Они вступили в период организационных, идейных реформ. В частности, в октябре 1990 г. 19 съезд профсоюзов СССР принял решение о ликвидации Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, несколько позже состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси. Следует напомнить, что влиятельнейшая молодежная организация, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, также была распущена. Белорусский союз молодежи был создан лишь в сентябре 2002 года, когда прошел объединительный съезд ряда союзов молодежи страны.

Второй этап формирования гражданского общества в стране очень условно можно определить такими датами, как 1994 и 2002 гг.

1994 год – год избрания на должность Президента страны А.Г. Лукашенко и последовавшие затем системные изменения в стране.

2002 год – первое выступление руководителя страны, посвященное белорусской модели развития, основанной на эволюционных изменениях общества. Выступление А.Г. Лукашенко оказало существенное влияние на развитие системы гражданских институтов в государстве.

На данном втором этапе формирования гражданского общества в стране процесс формирования политических партий и движений продолжился, однако характер этого процесса изменился. С одной стороны, часть партий объединилась в блоки (например, перед референдумом 1996 года был образован блок из 7 партий), некоторые партии укрупняются, а с другой – некоторые самоликвидируются.

В этот же период активно развиваются профсоюзные, молодежные, иные общественные организации. В частности, перерегистрация общественных объединений, проведенная в 1999 году, показала, что в стране действует 1326 общественных объединений, в том числе 40 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских и ряд других. Среди них выделяются Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский фонд милосердия и здоровья, Белорусское общество охраны природы, Белорусский фонд мира и др.

В какой-то мере типичной для развития многих структур гражданского общества является ситуация, которая происходила в профсоюзном движении. Надо признать, что Федерация профсоюзов Беларуси, образованная в 1990 году, достаточно быстро консолидировала свои силы и скоординировала мероприятия по защите социально-экономических прав граждан. Обращает на себя внимание тот факт, что среди профсоюзных лидеров в этот период было достаточно много представителей как коммунистических, так и либеральных, центристских, иных идей. Однако это не помешало федерации решать актуальные задачи. К 1994 году, однако, многие предыдущие (советские) достижения были утрачены: профсоюзы были лишены права законодательной инициативы, утрачены такие социальные, правовые, организационные инструменты влияния, как правовая инспекция, фонд социального страхования и т.д. Ситуация начала меняться после 1994 года, когда начало создаваться новое законодательство в области трудовых прав. Правовые службы профсоюзов начали активно осуществлять экспертизу законопроектов, искать союзников в лице иных общественных организаций и объединений, обращаться к реальным проблемам пожилых людей, инвалидов, детей и т.д. Вместе с тем выборы в высшие органы власти, в том числе и в 2000 году, показали, что дефицит доверия к профсоюзным организациям сохраняется. В частности, в 2000 году только один освобожденный профсоюзный работник был избран депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

На данном втором этапе очень важную роль сыграло формирование «белорусской модели развития», основанной на эволюционных, реформистских преобразованиях общества. Дело в том, что некоторые основополагающие концепты белорусской модели, например смещение акцента с административных методов управления на экономические, партнерство в отношениях государства и бизнеса, – все это создало предпосылки для развития структур гражданского общества.

Характерными особенностями третьего этапа развития гражданского общества в стране (с 2002 года и по настоящее время) были: активное использование гражданской инициативы; акцент на тесное взаимодействие общества и государства; принятие судьбоносных для страны решений на референдумах, Всебелорусских народных собраниях; качественное и количественное развитие общественных объединений; опора на гражданскую позицию и нравственные ориентиры граждан.

В этот период теоретическая и практическая актуализация проблемы строительства гражданского общества в нашей республике была связана с семинаром по совершенствованию идеологической работы в 2003 году. На этом семинаре Президент А.Г. Лукашенко отметил, что наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодежную организацию и ее союзников. Вот три основных опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися материальными ресурсами [14].

Суть гражданского общества в этом аспекте – принятие стратегических для общества решений на основе широкого обсуждения актуальных проблем, использование ресурса «совета» в самом широком значении этого слова. Достаточно сказать, например, что республиканские референдумы в стране проводились в 1995, 1996, 2004 годах. На обсуждение граждан выносились самые актуальные для общества вопросы.

Сфера компетенции общественности присутствует в любой сфере жизнедеятельности государства. В частности, профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, охраной труда, улучшением условий на производстве. Белорусский республиканский союз молодежи сосредоточил свои усилия на формировании гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. БРСМ активно участвует в реализации государственной молодежной политики, оказывает содействие в создании рабочих мест для молодежи, ее трудоустройстве. Организует свободное время своих членов, проводит лекции, концерты, республиканские акции различной направленности и т.д.

Создаются и развиваются различные общественные объединения, количество которых – более 2200. К примеру, большой резонанс в обществе вызвало создание республиканского общественного объединения «Белая Русь», к динамике развития которого прикованы многие взгляды. Философия движения была проста и понятна: мобилизовать гражданские ресурсы на реализацию важнейших социальных программ, осуществляемых в стране. Можно признать, конечно, что в движение влились тысячи людей, испытывающих дефицит общения, дефицит общественной деятельности со времен развала партийных и иных структур советского периода. Однако вести речь исключительно о ностальгических моментах было бы явной ошибкой. В движении – сотни молодых людей, для которых интересы в рамках решения общественных и государственных задач во многом совпадают. Да и перед людьми более зрелого возраста участие в движении вовсе не сводится к «партийным собраниям». Разговор об ином: реальном участии в делах государства на основе общественной инициативы, такого же контроля и активности.

И речь идет не только о «Белой Руси» или подобных движениях. Общество защиты прав потребителей, Белорусский союз женщин, ветеранские организации, спортивные федерации, военные клубы – это как раз те общественные институты, в рамках которых граждане страны могут и реализовывают свои цели, задачи.

В Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2008 г. подчеркнуто, что деятельность такого рода структур будет поддерживаться и поощряться. Причем среди них своего рода «столпами», основами следует признать профсоюзы, молодежные организации в лице БРСМ, ветеранские и женские организации.

Что, впрочем, нисколько не исключает возможности появления самых разных общественных организаций, будь то любители духовых оркестров, защиты флоры и фауны, различных детских организаций и т.п. Вообще-то, чем разнообразнее спектр общественных движений, тем насыщеннее палитра гражданского общества и тем больше возможностей для реализации любым человеком своих устремлений.

Конечно, мнения членов различных структур гражданского общества могут отличаться, однако есть нечто общее, что сближает большинство из них: интересы белорусского общества, реализация тех задач, которые близки нашим соотечественникам.

2. Политические партии в системе властных отношений.

Термин «партия» имеет латинское происхождение (part – часть, группа), в упрощенном толковании – политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе[15].

Массовые политические партии являются относительно молодым институтом политической власти. Современные партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX века.

Причинами появления массовых политический партий можно считать:

1. Расширение избирательного корпуса. Это приводило к тому, что выборы перестали быть внутренним делом буржуазии. Борьба за массы заставила буржуазные партии отказаться от элитарности, выйти за пределы парламента, чтобы в условиях резкого расширения избирательного права оказывать постоянное идеологическое и политическое воздействие на избирателей для привлечения на свою сторону.

2. Организационное развитие и сплочение рабочего класса. До создания специфических политических организаций пролетариат не имел реальной возможности защищать свои интересы в парламенте.

3. Наличие существенных конфликтов и противоречий между различными общественными группами, разрешить которые традиционными методами было очень сложно. Создание и успешное функционирование партийных систем способствовало образованию специфического механизма ненасильственного решения противоречий.

Политическая партия - необходимый для нормальной общественной жизни политический институт, который выступает существенным элементом политической системы общества. Политические партии являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания.

Политическая партия совокупность людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенных социальных групп и ставит своей целью обеспечение их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Вышеназванное определение политической партии отражает место и роль партии в политической системе общества, т.е. ее основную функцию в механизме политико-властных отношений. Следует подчеркнуть, что деятельность любой партии нацелена на завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих ее групп населения. Это означает, что партии выступают в качестве средства борьбы между соперничающими социальными группами за обладание политической властью.

Функции политической партии

Идеологическая функция партии проявляется в:

выражении интересов социальных групп; разработке политической доктрины;

выработке партийной программы;

пропаганде своих идейных принципов и программы;

формировании общественного мнения.

Политическая функция состоит в участии в формировании политической системы: в борьбе за власть и ее осуществление; подборе кадров для госаппарата; принятии политических решений.

Управленческая функция характерная для партий, стоящих у власти. Эти партии превращаются в государственные, так как направляют и организуют деятельность государства, руководят многочисленными сферами общественной жизни.

Организаторская функция заключается в проведении избирательных кампаний и участии в них, реализации программных установок, расширении и укреплении партии, взаимодействии с другими субъектами политики.

Функция политической социализации граждан проявляется в формировании у них соответствующих качеств и навыков участия в отношениях власти, мобилизации и социализации граждан, усилении политической активности граждан и создании основы для долгосрочной политической деятельности, разработке идеологии и политических доктрин.

Указанные общие функции партий можно расширить и конкретизировать следующим образом:

1. Функция представительства: партии выражают социальные интересы тех слоев общества, которые составляют их социальную базу. Партия не может отвлечься от настроения своих рядовых членов и избирателей.

2. Функция посредничества: партии всегда выступают как звено между государством и обществом, между властью и народом, как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх». Большую роль играют партии и в формировании общественного мнения.

3. Функция аккумуляции социальных интересов: в обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Невозможно и не нужно каждое из них трансформировать в политическое решение, это сделало бы политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Из этого множества интересов следует выделить наиболее социально значимые, затем эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой и представить их избирателям уже в виде четкой и последовательной политической программы. Это - одна из первоочередных задач политической партии.

4. Функция мобилизации и социализации граждан: партии призваны усилить их политическую активность и создать основу долгосрочной политической деятельности. На современном этапе в этом процессе существенно возрастает роль средств массовой информации.

5. Функция организации избирательных кампаний: партии стремятся участвовать в избирательном процессе на всех этапах, не полагаясь на добросовестность властей и бюрократического аппарата государства. К тому же партии должны в целом контролировать властные структуры, не давая возможности одному лицу или группе лиц узурпировать власть.

6. Функция рекрутирования властной элиты: под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и для других организаций, входящих в политическую систему общества, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный и бюрократический государственный аппарат. Эта функция имеет решающее значение, так как без этого невозможна эффективная деятельность любой партии.

7. Функция референтной группы, т.е. группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают приверженность к той или иной партии.

Главной целью политической партии является завоевание политической власти или участие в ее осуществлении. Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Партия, соединяя гражданское общество с государством, способствует преодолению или смягчению конфликтов, присущих их отношениям.

Типология политических партий

Ядром принятой сегодня классификации партий остается схема М. Дюверже, представленная им в работе «Политические партии», который, используя в качестве критерия организационное строение, разделил их на два основных типа: кадровые и массовые. Массовые партии - плод всеобщего избирательного права. Различаются эти два типа по характеру связей гражданина с партией и по своей внутренней структуре.

В кадровых партиях обычно нет строгого, постоянного членства и статуса индивидуального участия, а также централизованной структуры; при этом партийный курс вырабатывают влиятельные боссы (консервативные партии в англосаксонских странах).

Чаще всего партии классифицируют по их социально-экономической ориентации, т.е. по отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ. По этому критерию партии делятся (с достаточной степенью условности) на три основные группы: партии консервативного типа, партии центристского типа, партии левого типа.

Согласно мировому подходу – партии консервативного типа – это партии, которые предполагают минимальное участие государства в распределении социальных благ. Такие партии иногда называют партиями «правой» ориентации.

При этом партия не обязательно будет называться «консервативная» или «правая» партия. Например, в Японии партия консервативного типа называется Либерально-демократической партией, в ФРГ это – Христианско-демократический союз. Таким образом, партии консервативного типа наряду с фундаментальным консерватизмом (или неоконсерватизмом) могут склоняться к христианским ценностям или ссылаться на либеральные ценности в экономике.

Партии центристского типа получили свое название потому, что они находятся как бы посередине политического спектра – между консерваторами и «левыми». Центристские партии чаще всего используют в своих названиях такие слова, как «либеральная партия» (Либеральная партия Великобритании), «свободно-демократическая партия» (Свободно-демократическая партия Германии), «демократическая партия», «партия центра». Эти партии обычно отражают идеологию так называемого среднего класса, правда, далеко не всех его представителей, а лишь наиболее просвещенной части. В центристские партии чаще всего входит научно-техническая, творческая интеллигенция. Обычно это небольшие по размеру, но очень влиятельные партии, поскольку включают в себя сильных идеологов – блестящих публицистов, экономистов, идеи которых достаточно популярны и привлекательны.

К наиболее известным центристским партиям относятся Свободно-демократическая партия Германии, Итальянская либеральная партия, Либеральная партия Великобритании и др.

Партии «левого» типа подразделяются на несколько течений или разновидностей: партии буржуазно-реформистского типа, партии социал-демократические и коммунистические (рабочие) партии. Каждая из них имеет свою специфику, но в принципе всех их можно отнести к «левым» партиям. Партии буржуазно-реформистские – это партии очень близкие к центристским. Однако в отличие от последних они прокламируют более активную роль государства в экономике и перераспределении благ, считая целесообразным национализировать отдельные сферы экономики или транспорта, т.е. они ближе к идеям социалистов, поэтому и считаются «левыми» партиями. Из наиболее известных партий данного типа можно назвать партию «Индийский национальный конгресс» и Институционно-революционную партию Мексики.

Социал-демократические партии пользуются гораздо большим влиянием в современном мире, чем «левые» партии буржуазно-реформистского типа. Они также лучше организованы, чем консерваторы или либералы. У них четкая структура организации (бюро, исполком, программа).

Социалисты также имеют международное объединение, которое называется Социалистический Интернационал (Социнтерн). На одном из последних конгрессов Социалистического Интернационала, которые проходят один раз в два года, было представлено 180 партий, включая гостей из 110 стран. Постоянных членов в Социнтерне – 80. Руководят Социнтерном по традиции лейбористы Великобритании, представители Социал-демократической партии ФРГ, социал-демократы Швеции и т.д.

Коммунистические «левые» партии до недавнего времени были достаточно влиятельной силой, объединялись в международном масштабе, имели свои печатные органы (журнал «Проблемы мира и социализма» и др.). После распада СССР влияние коммунистических и рабочих партий значительно снизилось, хотя в некоторых странах коммунистические движение еще достаточно сильно. Из самых крупных партий данного направления можно выделить коммунистические партии Китая и Японии.

В последнее время стали выделять партии, основанные по признаку пола. Речь идет о женских партиях. Выделяют группу партий, которые объединяют сторонников охраны и защиты природы. Это экологические партии, или партии «зеленых».

Особое место занимают так называемые национальные партии. Они существуют в тех странах, где есть достаточно крупные национальные (этнические) общности, которые как-то отличаются от основной массы населения, либо все население состоит из 2–3 крупных этнических групп. В некоторых странах национальные партии являются обычным элементом политической системы, а в некоторых это – партии с определенной долей политического экстремизма.

Политическая жизнь очень быстротечна. Поэтому постоянно появляются новые схемы, новые критерии для оценок, что дает возможность дальнейшего совершенствования классификации политических партий.

3. Политические партии Республики Беларусь и их роль в политической коммуникации

В развитии и становлении многопартийности в Республике Беларусь можно выделить 4 основных этапа[16].

Беларусь была одним из регионов, где неформально движение развивалось в конце 1980-х гг. в более сложных условиях. Прежде всего, мало подготовленным к переменам оказалось общественное сознание. На тот момент оно не было обременено так называемым «оккупационным синдромом», который стал стимулом национальной солидарности в соседних Литве, Латвии, Эстонии. Кроме того, в Беларуси не было и сколько-нибудь основательных традиций диссидентского движения. Те, кто олицетворял в советские годы сопротивление режиму, в Беларуси были мало известны широкой общественности. Вместе с тем Коммунистическая партия сохраняла здесь устойчивые позиции.

Партийное становление в нашей республике имело свои особенности. Процесс формирования политической оппозиции начался с почти незаметного явления – увеличения числа любительских неформальных объединений и клубов по интересам: общественно-политических, научно-технических, художественных, спортивно-оздоровительных, обществ трезвости и т.д. В 1986–1987 гг. в республике действовало приблизительно 7 000 подобных объединений, которые включали около 1 миллиона человек, среди них такие организации, как «Талака», «Тутэйшыя», «Альтэрнатыва», «Світанак», «Мартыралог Беларусі» и др.

Первые неформальные организации в Беларуси носили в основном национально-культурный характер, выступая за сохранение и развитие национальных культур проживающих в республике народов. Они не ставили перед собой каких-либо реальных политических целей, хотя и являлись своеобразной формой оппозиции официальным властям.

Постепенно, примерно со второй половины 1987 г., в деятельности клубов и организаций все отчетливее стали проявляться политические интересы. В 1988 г. минская организация «Талака» выступила с идеей создания народного фронта.

Второй этап: 1990 – 1993 гг.

Правовым основанием для формирования многопартийной системы стало принятие в январе 1990г. решения съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР, провозглашающей принцип руководящей роли КПСС и однопартийной системы. 28 июля 1990г. были внесены соответствующие изменения и в Конституцию БССР.

Ст. 6 после изменений гласила: «Политические партии, общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, в иных формах имеют право участвовать в выработке политического курса БССР, концепции ее экономического, социального и духовного развития, в управлении государством и общественными делами».

К началу 90-х гг. ХХ в. в Республике Беларусь насчитывались десятки различного рода «неформальных» образований и движений. С 24 марта 1991г. Министерством юстиции Республики Беларусь началась регистрация новых политических партий и движений, начался процесс преобразования более или менее широких массовых объединении. Официально открывалась эпоха многопартийности. В 1991г. уже было зарегистрировано 5 партий, в 1992 и 1993 — по 6.

28 марта 1991г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДГПБ), которая образовалась в ноябре 1990г. на базе ряда организаций общедемократической направленности, критически оценивших деятельность КПСС. На учредительном съезде в ноябре 1990г. Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.

В апреле 1991г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП), которая объявила о защите крестьянства и фермерства и выступила против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.

Третья по счету новая политическая партия в республике была зарегистрирована в мае 1991г. – это Партия «Белорусская социал-демократическая громада» (БСДГ). Ее основа – традиции белорусской социал-демократии. Она считала себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1902г. Белорусской социалистической громады. Создатели БСДГ – в основном представители творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта.

Кроме того, в 1991г. действовали: Коммунистическая партия Республики Беларусь; Белорусский народный фронт «Адраджэнне»; Национально-демократическая партия Беларуси.

Третий этап: 1994 – 1998 гг.

В марте 1994г. была принята новая Конституция Республики Беларусь, в которой впервые в конституционной истории белорусского государства был закреплен принцип политического плюрализма. Согласно статье 4 Конституции «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». Статья 5Конституции гласит: «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах». Конституция четко запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Развитию политических партий в Беларуси способствовал и принятый 4 октября 1994г. Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О политических партиях», который впервые в истории белорусского законодательства закрепил порядок образования и деятельности политических партий. Закон ужесточил процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. Законом запрещено создавать структуры партий, преследующих политические цели, в государственном аппарате.

Четвертый этап: 1999 – 2005 гг.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» проведена перерегистрация политических партий, общественных объединений и их символики. Согласно декрету все общественные объединения должны были привести свои учредительные документы в соответствие с изменившимся законодательством (в частности, с Гражданским кодексом Республики Беларусь), а также подтвердить количество членов-учредителей, которое устанавливалось теперь в размере 1 000 человек от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Декрет утвердил положение о государственной регистрации (перерегистрации) политических партий, профессиональных союзов и иных общественных объединений. Деятельность политических партий, равно как и прочих общественных объединений, не прошедших перерегистрацию, запрещалась.

В 1999 г. перерегистрации подлежали 25 зарегистрированных Минюстом политических партий. Значительная часть партий просто не подало документы на перерегистрацию. Наиболее распространенными причинами этого явились: фактическое прекращение деятельности или нежелание продолжать таковую в дальнейшем; невозможность подтверждения установленного Декретом членства; сложности, возникшие у общественных объединений с оформлением необходимых документов.

В результате перерегистрации в республике Минюстом зарегистрировано 15 политических партий.

Политико-правовые основы деятельности политических партий

Конституция Республики Беларусь закрепила демократию в стране посредством осуществления многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Однако идеология политических партий, цели деятельности общественных объединений не могут устанавливаться в нашей республике в качестве обязательных для граждан.

В настоящее время в Республике Беларусь порядок создания и деятельность политических партий, профессиональных союзов и иных общественных объединений регулируется целым рядом нормативно-правовых актов: Конституцией Республики Беларусь; Гражданским кодексом Республики Беларусь; Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»; Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах»; Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»; Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О политических партиях» и др.

Согласно ст. 1 Закона «О политических партиях» «политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах» (схожие или близкие формулировки содержатся в конституционном законодательстве зарубежных стран).

Принцип построения. Часть 3 статья 10 Закона «О политических партиях» закрепляет исключительно территориальный принцип построения политических партий. Следует отметить, что во многих белорусских законах содержатся нормы, направленные на обеспечение территориального принципа построения партий, а также отражающие конституционный запрет на установление идеологии политических партий в качестве обязательной для граждан. Так, например, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об образовании», в организациях системы образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели. А в соответствии с пунктом 1.7 статьи 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь», государственный служащий не в праве использовать служебное положение в интересах политических партий, если это расходится с интересами государственной службы.

Порядок регистрации. Согласно части 3 статьи 7 Закона «О политических партиях» деятельность незарегистрированных политических партий на территории Республики Беларусь запрещается. Следовательно, до момента регистрации партии не могут проводить никакой деятельности, за исключением организационной, направленной на регистрацию

Существуют различные способы приобретения политическими партиями легального статуса. Так, российский политолог профессор Ю.А. Юдин выделяет три основных порядка приобретения политическими партиями легального статуса: явочный, разрешительный и явочно-регистрационный[17].

Для явочного порядка характерно свободное образование партий. При этом не требуется получения какого-либо разрешения государственных органов, равно как и обязательной регистрации. Такой порядок действует преимущественно в странах со слабой правовой институционализацией партий, не имеющих специальных законов о них (Великобритания, Бельгия, Греция США и др.). Явочный порядок образования политических партий применяется к ним как к субъектам политического процесса. Для того, чтобы получить право юридического лица, партии должны пройти процедуру регистрации.

Авторитарным и тоталитарным политическим режимам присущ разрешительный порядок. Его сущность заключается в том, что для проведения учредительного съезда партии и ее дальнейшей деятельности требуется предварительное разрешение компетентного государственного органа.

Регистрационный (явочно-регистрационный) порядок предусматривает создание партий без предварительного разрешения, однако с условием их регистрации при соблюдении определенных требований, установленных законом. С момента регистрации политические партии приобретают статус юридического лица, а отказ в ней возможен в строго ограниченных случаях, прямо перечисленных в законе. Такой порядок позволяет обеспечить разумный баланс интересов отдельных граждан и государства и применяется в большинстве постсоциалистических стран.

В Республике Беларусь действует явочно-регистрационный порядок. Функция регистрации политических партий и их союзов возложена на Министерство юстиции.

Следует иметь в виду, что согласно части 1 статьи 10 Закона «О политических партиях» для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1 000 человек учредителей от большинства областей Беларуси и города Минска. Таким образом, наблюдается тенденция к заметному повышению требований в отношении численности членов партии. Кроме того, в последней редакции закона появилась норма, в соответствии с которой политическая партия должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что для постсоциалистических стран характерна тенденция увеличения требуемой численности членов партии. Это связано с необходимостью создания предпосылок для устойчивой работы парламента и правительства, преодоления излишней раздробленности высшего представительского органа.

Правовое регулирование института членства в политических партиях. Членами политических партий могут быть:

· только граждане Республики Беларусь. В тоже время допускается право иностранцев, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, на вступление в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам. Следует отметить, что в подавляющем большинстве государств иностранцы лишены права на объединение в политические партии;

· только граждане, достигшие 18 лет.

Членами политических партий не могут быть: определенный круг граждан в силу занимаемой должности либо выполняемых функций. К ним относятся: судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и органов безопасности, военнослужащие. Кроме того, в особую категорию выделяются лица, которые на период выполнения своих полномочий обязаны приостанавливать членство в политических партиях. Это Президент Республики Беларусь (ч.2. ст.86 Конституции РБ) и члены Центральной Комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (Закон о Центральной Комиссии). Белорусское законодательство не содержит общего запрета на членство в партиях служащих государственного аппарата. Однако в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» закреплен запрет для государственных служащих использовать служебное положение в интересах политических партий.

Права политических партий. Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» партии со дня их государственной регистрации имеют право:

· свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

· пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

· учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

· проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;

· защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

· участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством;

· поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями);

· создавать союзы.

Новая редакция закона о политических партиях закрепляет следующие меры ответственности за совершение вышеуказанных действий:

1. Отказ в регистрации. Он применяется к организациям, чей правовой статус еще юридически не признан государством. Согласно части 3 статьи 17 Закона решение об отказе в государственной регистрации политической партии принимается в случае:

· нарушения установленного порядка создания политической партии, если такое нарушение носит неустранимый характер;

· несоответствия учредительных документов политической партии (целей, задач, методов деятельности, территории распространения деятельности политической партии) требованиям законодательства;

· непредставления политической партией всех предусмотренных законодательными актами документов, необходимых для их государственной регистрации;

· несоответствия названия политической партии, в том числе сокращенного, ее символики, а также условий членства в политической партии требованиям законодательства и (или) ее учредительным документам;

· невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации политической партии;

· отказа выполнить законное предложение Министерства юстиции об изменении названия политической партии.

2. Письменное предупреждение.

3. Приостановление деятельности политической партии.

4. Ликвидация политической партии. Данная санкция применяется Верховным Судом Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции или прокуратуры Республики Беларусь и является «высшей мерой наказания» для политической партии. В статье 32 Закона «О политических партиях» перечислены следующие основания ее применения:

· совершение политической партией действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

· нарушение политической партией законодательства и (или) ее учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

· если при государственной регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены нарушения Закона о политических партиях и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

· если численность политической партии составляет менее 1000 человек;

· не устранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь;

· однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

· получение политической партией, ее организационной структурой иностранной безвозмездной помощи.

Политические партии Республики Беларусь: идеологические платформы и особенности деятельности

По данным на 2012 год Министерством юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 15 политических партий. Зарегистрировано и поставлено на учет 1114 оргструктур политических партий (65 областных, 425 районных и городских, 624 первичные).

Палитра идеологических платформ, которая в настоящее время пропагандируется функционирующими в Беларуси партиями, чрезвычайно пестра. Их программы зачастую мало чем отличаются друг от друга, поэтому во время избирательных кампаний большинство электората оказывается перед непростым выбором – представителю какой партии отдать предпочтение. Тем не менее, идеологические и политические различия между партиями существуют[18].

Большинство белорусских политологов производят классификацию белорусских политических партий по их отношению к идеологии, основываясь на западной системе ценностей. Однако в Беларуси, находящейся на границе цивилизационного разлома, подобный метод не позволяет полностью отразить идеологические предпочтения политических партий. Невозможно разместить все имеющиеся партии на традиционной для западной политологии линейной шкале «левые-правые» следующим образом.

В Беларуси при классификации партий по их идеологическим доктринам обязательно надо учитывать отношение партий к государственности Беларуси, отношение партий к проблемам национально-культурного возрождения, отношение партий к проблеме государственности белорусского языка.

Основой классификации белорусских партий может стать отношение к ценностям открытого общества (западное представление о гражданском обществе и правовом государстве). Исходя из данного критерия, действующие в Республике Беларусь партии можно условно расположить на линейной шкале «левые-правые»:

Правые партии: Консервативно-Христианская Партия – БНФ, Партия Белорусского Народного Фронта.

Правоцентристские партии (либеральные): Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия.

Левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): Партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Белорусская социал-демократическая партия (Громада), Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская аграрная партия, Республиканская партия.

Левые партии (преимущественно коммунистические): Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия.

Сегодня КПБ – одна из самых популярных партий страны. В ней более шести тысяч членов, воссозданы партийные структуры практически во всех городах и районах республики. В своей программе КПБ утверждает, что она выступает за социалистический путь развития общества, так как партия убеждена, что «только социалистический путь развития способен вывести современное общество из кризиса, спасти человеческую цивилизацию от войны, межнациональных конфликтов и других общественных пороков, порожденных властью капитала». Также подчеркивается, что партия руководствуется марксистско-ленинским учением, выражает и защищает интересы рабочего класса и трудовой интеллигенции.

В идеологическом разделе Программы обозначены основные идеи и идеалы партии: свобода и социальное равенство; справедливость и гуманизм; патриотизм и интернационализм; социалистическая демократия как высшая форма народовластия и самоуправления; социализм и коммунизм как историческое будущее.

Коммунистическая партия Беларуси выступает за: достойную жизнь; повышение жизненного уровня жителей страны; безусловную реализацию интересов людей труда; создание обновленного Союза, ядром которого является Союз России и Беларуси, создание условий для самореализации личности, увеличение ее творческого потенциала; народовластие. Компартия Беларуси – против: обнищания народа; расслоения общества на нищих и богатых; роста цен; распространения НАТО на восток.

По данным на 2013 г. в партии состояло более 6 000 человек, из них около 20% молодежь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: