И.В.Кабанова, О.В. Козонкова, С.Ю. Павлова
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
Для студентов специальностей «Журналистика», «Международная журналистика», «Телевидение и радиовещание»
Саратов, 2011
Данное пособие предназначено для студентов отделения журналистики очной и заочной форм обучения. В пособии представлена информация о современном состоянии и тенденциях развития СМИ США, Великобритании, ФРГ и Франции, а именно: о крупнейших мировых информагентствах, о медиаконцернах, о важнейших печатных СМИ, о ведущих теле- и радиокомпаниях.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Современные зарубежные средства массовой информации» предлагает общий медийный ландшафт развитых стран Запада – США, Британии, Германии, и Франции на сегодняшний день, знакомство с основными фактами и тенденциями в развитии СМИ сегодня.
Базовые термины
Media (мн. число от лат. Medium, – середина, нечто среднее, занимающее промежуточное положение, общественная жизнь, то есть нечто, что является посредником в коммуникации, в общественных взаимодействиях). Слову «медиа» мы часто приписываем понятие единственного числа, тогда как принципиально важно, что за ним стоит чрезвычайное разнообразие структур и видов деятельности, каждая со своим способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией. Определений может быть дано множество, например:
|
|
· конгломерат структур частного бизнеса;
· особый вид социальной деятельности, чья задача – осуществлять представительство различных точек зрения, взглядов и позиций;
· это продукт соответствующих законов и правовых регламентаций;
· это средство распространения рекламы;
· это коллективное сознание читателей, слушателей и зрителей.
В каждом из этих определений фиксируется определенный подход к СМИ, каждое по-своему верно. Дадим свое рабочее определение понятия «медиа», которое на Западе употребляется в более широком смысле, чем наше понятие «СМИ», и в дальнейшем будем пользоваться ими как синонимами. В самом широком смысле слова понятие "медиа" охватывает телевизионную и киноразвлекательную индустрию, обширный спектр регулярно издаваемых печатных материалов, новостные сайты Интернета, включая сайты газет в режиме он-лайн, и а также "паблик рилейшнз" и рекламу. Предполагается, что "пресса" – серьезная составляющая этой системы, ориентированная на реальную жизнь вместо фантазий и обслуживающая максимально широкую аудиторию. Хорошее общее обозначение прессы в электронном веке – "средства передачи новостей". При таком определении упор делается на содержание, а не на технологию или систему доставки, поскольку прессу в наши дни можно найти в Интернете, на факсовых линиях и в эфире.
|
|
СМИ разграничиваются на:
Традиционные медиа:
· Печать Printed Press (dailies, Sunday papers, magazines).
· Радио и телевидение Broadcasting (Radio and TV).
Новые медиа:
· Телекоммуникации (электронные и цифровые) Telecommunications (Internet, cell phones, DVD videos and recorders, music – all things digital).
· Convergence Media – конвергированные медиа.
С точки зрения процесса коммуникации, СМИ организованы вокруг процесса передачи информации. В нем должны быть четыре компонента (источник информации, сообщение, адресат информации и среда, в которой информация распространяется):
Те, кто передает информацию – институты распространения информации.
1. Это экономические единицы, которым нуждаются в прибыли для продолжения своей деятельности;
2. они действуют в рамках общего для своей страны правового поля;
3. являются коллективами профессионалов, занятых высокоспециализированным делом;
4. обеспечивают передачу информации, несущей в себе вполне определенные ценности, то есть это идеологический институт.