Признаки системы туризма

Главная (объективная) цель любой системы, и туризма в частности, как целого — самосохранение. Но, будучи частью вышестоящей системы, она выполняет определенную функцию, от чего зависит сохранение вышестоящей системы. Следовательно, у каждой системы есть и вторая (функциональная) цель — сохранение вышестоящей системы.

В свою очередь, нормальное функционирование системы зависит от состояния ее частей. В этом смысле система высшего порядка стремится к сохранению входящих в нее элементов. При этом части, чтобы сохраняться как системы, должны иметь относительную автономность. Полное «поглощение» системой входящих в нее «систем-частей» ведет к разрушению последних.

Набор существенных признаков системы у различных исследователей варьируется. Мы разделяем позицию Д.М. Мехонцевой, Н.В. Щедрина, а также других авторов, которые в качестве таковых выделяют:

- целостность;

- упорядоченность;

- устойчивость;

- самоуправление;

- управление;

- развитие.

Целостность — внутреннее единство управляющих и управляемых частей системы, обеспечиваемое информационными, энергетическими, транспортными (пространственно-временными, причинно-следственными) связями, необходимое для реализации ее главной и функциональной целей.

Упорядоченность — структура (строение, организованность, целесообразное размещение частей системы и их качественное своеобразие).

Устойчивость — это фундаментальное понятие, характеризующее одну из важнейших черт поведения различных систем в экономике, социологии, биологии, физике. Устойчивость — свойство системы сохранять внутреннюю сбалансированность, стабильность, динамическое равновесие в статическом смысле (в определенных пределах), сопротивляемость, живучесть.

Обратим внимание на то, что устойчивость, по Ляпунову, — далеко не единственный образ, используемый в математике и компьютерном моделировании. Очень существенным понятием является так называемая структурная устойчивость, характеризующая качественное сходство различных систем при изменении разных параметров. К обсуждению данной проблемы и это имеет прямое отношение. Дело в том, что и отдельному государству, и мировому сообществу в целом в XXI веке придется принимать нелегкие решения об отказе от определенных технологий, стандартов потребления, целей развития. Встает вопрос о том, что необходимо сохранить обществу в качестве потенциала для своего будущего развития. Это предмет для серьезного междисциплинарного анализа, а не для конъюнктурных дискуссий об «общечеловеческих ценностях» и «открытом обществе», представляющих собой, скорее, предмет политической журналистики. К моменту, когда решения такого масштаба придется принимать, они должны быть детально проработаны исследователями.

Самоуправление — взаимодействие частей системы, направленное на достижение главной цели системы — самосохранения. Самоуправляющаяся система — это система, способная автоматически находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешних условий, самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное устойчивое состояние.

Управление системой сточки зрения синергетики, нелинейной динамики и системного анализа — это корректирующее воздействие на систему, которое осуществляется с помощью сигналов, несущих определенную информацию при широком использовании сложных логических операций и механизмов обратной связи. В результате такого воздействия достигается целенаправленное изменение состояния системы, обеспечивающее ее приспособление к изменяющимся внешним условиям и изменяющемуся внутреннему состоянию, которое необходимо для существования (сохранения) самой системы или достижения иных свойственных ей целей и функций.

Под целенаправленным изменением состояния системы (или целенаправленным управлением) понимаются такие процессы и операции, с помощью которых данная система достигает оптимального (то есть предсказуемого, заданного) состояния, чаще всего устойчивого или уравновешенного по отношению к внешней среде, соответствующего лучшему приспособлению ее к изменяющимся внешним условиям. «Управление социальными системами отличается определенными особенностями. Под управлением в обществе понимается способ воздействия, побуждающий людей к упорядоченному поведению, выполнению требуемых действий, соблюдению законов и иных правовых актов.

Методы административно-организационного управления — это такие методы, которые опираются на волю и авторитет государства. Путем использования административно-организационных методов осуществляется прямое воздействие на объект управления.

Характерными особенностями административно-организационных методов управления являются: обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вышестоящих органов для управляемых объектов; строго определенная ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений, оперативность реализации принятых решений.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности.

Характерными особенностями экономических методов управления являются косвенный характер воздействия, инерционность, наличие эффекта насыщения, сложность. В результате нерационального использования экономических методов возникает сильная дифференциация населения по уровню доходов, что ведет к социальной напряженности, повышению уровня экономических преступлений и т.д.

Под социально-психологическими методами управления понимают такие методы, при использовании которых учитываются индивидуальные характеристики отдельных сотрудников и коллективов.

Анализ использования традиционных методов управления показывает, что они достаточно редко применяются для прямого воздействия на широкие массы населения. Сознавая историческую необратимость вторжения простого человека в общественную жизнь и в «высокую» политику, правящие круги пытаются заручиться его идейно-политическим согласием. И такой метод прямого централизованного воздействия на широкие слои населения был найден и реализован в виде специального метода — информационного управления.

Под информационным управлением в широком смысле понимается механизм, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный информационный характер и объекту управления дается определенная информационная картина, ориентируясь на которую, он как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения.

Значительное возрастание роли информационного управления обусловлено общим повышением уровня знания о человеке и обществе. Интенсивно развивается раздел психологии, исследующий законы восприятия информации в обществе (Карл Г. Юнг и его последователи, соционика, нейроно-лингвистическое программирование). Язык, включая понятия-образы, стал средством власти и оружием управления. По классификации психологов, существует три основных способа освоения новой информации: убеждение, внушение и заражение.

Убеждение. Апеллирует к познанию и строится на последовательности личных выводов. Информация оценивается критично, и для воспринимающего не может быть негативной.

Внушение (суггестия, гипноз). Воздействие на бессознательном уровне, без объяснений. Это реклама, мода, религия. Носит навязчивый характер и с трудом поддается коррекции. К внушению особенно чувствительны дети.

Заражение. Передача с усилением эмоционального состояния от человека к человеку. Пример — паника в толпе. Бодрая музыка утром повышает настроение. Разновидность заражения — подражание»23.

Развитие. Под развитием в кибернетике понимается переход целеустремленной системы к все более эффективным методам, сферам и масштабам деятельности. Это перекликается с известным положением Аристотеля о том, что благо везде и повсюду зависит от двух условий: 1) правильного установления конечной цели и 2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

В законодательстве в области безопасности используется также словосочетание прогрессивное развитие личности, общества и государства. Такое развитие объектов безопасности является одной из характеристик нахождения объекта в состоянии безопасности.

По мнению Г. Спенсера, несмотря на то что в обыденном сознании социальный прогресс представляет собой «производство большего количества и большего разнообразия предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей, большее ограждение личности и общества, расширение свободы действий и в конечном итоге — те изменения, которые прямо или косвенно стремятся к возвышению человеческого счастья», в научном плане понятие «прогресс» включает в себя «переход от однородного к разнородному, от целого к дифференциации».

Говоря о развитии, мы сталкиваемся с такими важными категориями, как «направление прогресса», «направление эволюции», «смысл истории». Их исследование еще не так давно могло быть отнесено к «вечным проблемам». Однако сейчас вопрос о том, каково то «благо», которое мы хотели бы получить от развития при условии, что его получит и следующее поколение, оказывается совсем не простым и совершенно конкретным. Эра количественного прогресса, проходившего под девизом «выше, дальше, быстрее», заканчивается. Если бы развивающиеся страны жили по стандартам развитых, то невосполнимых ресурсов пришлось бы добывать в десятки и сотни раз больше, чем теперь, и тогда, как показывает анализ, разведанных и доступных запасов хватило бы не более чем на десяток лет. Поэтому о расширении масштабов деятельности говорить не приходится, а вопрос о выборе вектора развития в долговременной перспективе становится очень существенным.

Утрата хотя бы одного из названных свойств системы туризма может привести к ее разрушению. Чтобы этого не произошло, всякая система должна обеспечивать свою безопасность, то есть состояние целостности, упорядоченности, устойчивости, а также способности к самоуправлению, управлению и развитию.

1.2 Соотношение понятий «услуга» и «обслуживания» в сфере туризма

Правовое регулирование отношений по оказанию услуг в России осуществляется с помощью норм Гражданского кодекса РФ, а также принимаемых в соответствии с ним нормативных актов. Некоторым услугам, в частности перевозке, страхованию, отечественный законодатель посвятил отдельные главы ГК РФ. Услуги, описанию которых не нашлось места в отдельных главах ГК РФ, подлежат регулированию нормами его главы 39 “Возмездное оказание услуг”. В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ положения главы 39 применяются и к отношениям по туристскому обслуживанию. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий “услуга” и “обслуживание”.

В советской юридической литературе понятие “обслуживание” включало любую деятельность, направленную на удовлетворение чьих-либо потребностей. Профессор О.А. Красавчиков полагает, что все гражданско-правовые договоры могут опосредовать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей третьих лиц, т.е. оформлять процесс обслуживания. В то же время профессор А.Ю. Кабалкин высказывается за столь же широкое понимание термина “услуги”.

Одним из ученых-цивилистов, исследовавших проблему соотношения указанных понятий, является Е.Д. Шешенин. В своей работе он пишет, что сфера услуг не тождественна сфере обслуживания. К сфере услуг, по его мнению, относятся только те экономические отношения, в которых граждане для удовлетворения своих потребностей получают “особую потребительную стоимость” в виде деятельности обслуживающей организации. Обслуживание же включает все сферы удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. К сфере обслуживания Е.Д. Шешенин относит в том числе и туристское обслуживание. Необходимо отметить, что все перечисленные исследования были проведены еще до принятия Гражданского кодекса РФ.

При рассмотрении обслуживания в сфере туризма возникает несколько основных вопросов, прежде всего определение понятия туристского обслуживания и его содержание.

Статья 779 ГК РФ, говоря о применимости главы 39 ГК РФ к отношениям по туристскому обслуживанию, не раскрывает его содержания. Н.В. Сирик, анализируя понятия “обслуживание” и “услуга” применительно к сфере туризма, считает, что обслуживание является собирательной категорией, использующейся для характеристики деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей граждан. Осуществляя эту деятельность, организации оказывают услуги, выполняют работы, продают в розницу товары. Таким образом, понятие “обслуживание” является более широким, чем понятие “услуга” (последнее является составной частью первого). А поскольку, по мнению автора, договор оказания туристских услуг оформляет только одно обязательство, в силу которого исполнитель обязуется предоставить туристу весь комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, то для обозначения действий, направленных на удовлетворение потребностей туристов, целесообразно использовать термин “туристские услуги”, а не “услуги по туристскому обслуживанию”. В результате договор, оформляющий отношения по предоставлению туристу комплексной туристской услуги, должен называться договором оказания туристских услуг.

В связи с этим интерес представляет классификация услуг. Применительно к туризму она выглядит так:

• нематериальные услуги, т.е. услуги, не ведущие к созданию материального результата, к которым в туризме относятся услуги турфирм, перевозка туриста в место отдыха и обратно, трансфер, предоставление туристу платных автостоянок, телефонной связи и многие другие;

• материальные услуги (работы), которые в качестве самостоятельного вида оказываемых туристу услуг практически не используются;

• смешанные услуги, сочетающие в себе как материальный, так и нематериальный элементы, однако традиционно относимые к нематериальным услугам. К ним, в частности, относятся гостиничные услуги и услуги питания8.

То, что туризм является категорией сферы услуг, обусловливает наибольшее распространение здесь нематериальных и смешанных услуг. Именно для правовой регламентации оказания смешанных услуг может оказаться необходимым субсидиарное применение норм подряда.

Помимо отношений по оказанию услуг и выполнению работ в туризме получили распространение отношения, связанные с приобретением сувениров и товаров туристского назначения, т.е. отношения по розничной купле-продаже. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли включение указанных отношений в юридическое понятие “туристское обслуживание”?

Согласно проекту Федерального закона “О туризме и туристской индустрии”, который относит к исполнителям услуг лиц, осуществляющих деятельность по организации и (или) возмездному оказанию услуг, выполнению сопутствующих услугам работ, а также осуществляющих деятельность по продаже товаров туристского назначения, такое включение возможно. Однако указанное положение с позиции ГК РФ выглядит неверным, поскольку деятельность по продаже товаров туристского назначения подлежит самостоятельному регулированию нормами розничной купли-продажи (§ 2 главы 30 ГК РФ) и вряд ли может охватываться нормами, регулирующими оказание услуг.

При определении понятия “туристское обслуживание” необходимо учитывать тот факт, что многие из туристских услуг регулируются иными, нежели главой 39 ГК РФ, нормами. Типичным примером может послужить такая услуга, как перевозка, подлежащая регулированию положениями главы 40 ГК РФ. В качестве другого примера можно привести аренду туристом транспортного средства в стране посещения (в России она регулируется главой 34 ГК РФ). И даже предоставление гостиничных услуг называется иначе — гостиничные услуги (гостиничное обслуживание), но не туристское обслуживание.

Сказанное дает основание для вывода о том, что туристское обслуживание является комплексным, т.е. включающим разнообразные услуги (перевозку, размещение, питание и многие другие). И только услуги, предлагаемые туристу в совокупности, подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ. Подобное туристское обслуживание (или оказание комплексной туристской услуги) должно предоставляться специализированной организацией — туроператором. Учитывая возможность субсидиарного применения к главе 39 ГК РФ норм подряда, туристское обслуживание представляет собой определенную совокупность услуг и работ, не включающую продажу товаров.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (в ред. от 22 августа 2004 г.; далее — Закон об основах тур деятельности) используется понятие “тур” — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые туристу в зависимости от целей путешествия. Законодатель ограничивается приблизительным перечнем туристских услуг, которые могут составлять содержание туристского обслуживания (состав тура), однако количество таких услуг, подлежащих включению в тур, в документе не указано.

Проект Федерального закона “О туризме и туристской индустрии” содержит понятие комплексной туристской услуги (“услуга по туристскому обслуживанию”). Под ней понимается комплекс технологически связанных услуг, который оказывается или предлагается для оказания заказчику (потребителю) за общую цену в составе как минимум двух нижеследующих частей: услуг по перевозке; услуг по размещению; иных туристских услуг, включая трансфер, не связанных с перевозкой и размещением. Подобно Директиве, законопроект содержит требование о минимальном количестве туристских услуг, образующих “услугу по туристскому обслуживанию”, — это две услуги, предоставляемые за общую цену: перевозка, размещение, иные туристские услуги. Кроме того, понятие туристского обслуживания и его содержание косвенно вытекают из смысла ст. 1212 ГК РФ. В соответствии с п. 3 данной статьи туристское обслуживание представляет собой оказание за общую цену услуг по перевозке и размещению независимо от включения в общую цену стоимости других услуг. При этом для предоставления потребителю защиты нормами его национального права требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, такая защита распространяется лишь на правоотношения, осложненные иностранным элементом, когда турист заключает договор в сфере туристского обслуживания, в соответствии с которым приобретению за общую цену подлежат как минимум перевозка и размещение. В то же время подобная защита не распространяется на случаи, когда потребитель приобретает туристские услуги по отдельности, например, заключает договор перевозки или гостиничного обслуживания. В этом случае применяются общие правила о выборе сторонами применимого права, а при отсутствии такого выбора договор подчиняется праву того государства, с которым он имеет наиболее тесную связь.

Во-вторых, защита национальными нормами права предоставляется лишь так называемому пассивному потребителю. Это означает, что она распространяется на случаи, когда инициатором заключения договора (в данном случае по туристскому обслуживанию) в той или иной форме выступает контрагент потребителя. Рассматриваемые законы указывают на несколько таких случаев: если заключению договора предшествовала в стране потребителя оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой стране действия, необходимые для заключения договора; если заказ от потребителя был получен другой стороной или ее агентом в стране потребителя (ст. 1212 ГК РФ, ст. 29 Вводного закона к ГГУ, ст. 5 Римской конвенции).

В-третьих, на объем предоставляемой потребителю защиты влияет наличие либо отсутствие выбора сторонами права. В случае если выбор применимого права сторонами сделан не был, к договору по туристскому обслуживанию в соответствии с указанными законами применяется право страны места жительства потребителя. При наличии соглашения о выборе права, применимого к договору по туристскому обслуживанию, такой выбор не может повлечь за собой лишения потребителя защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны его места жительства (например, п. 1 ст. 1212 ГК РФ).

Анализ зарубежного и отечественного законодательства по туристскому обслуживанию, а также законодательства по международному частному праву свидетельствует о том, что при всей идентичности понимания туристского обслуживания как комплекса туристских услуг, оказываемых за общую цену, нормативные документы по-разному подходят к его содержанию. Так, Директива и проект Федерального закона “О туризме и туристской индустрии” для признания туристской услуги комплексной и распространения на нее соответствующих норм вводят обязательное правило: такая услуга должна состоять как минимум из двух услуг, одной из которых является перевозка или размещение. Другие законы (ГГУ и Закон об основах турдеятельности) не содержат необходимого перечня таких услуг. При этом в ст. 1 Закона об основах турдеятельности перечислены возможные их виды: размещение, перевозка, питание, экскурсионные услуги, услуги гидов и др. В Конвенции также имеется перечень услуг, аналогичный перечню Директивы, однако ничего не сказано о количестве услуг, подлежащих включению в туристское обслуживание.

В то же время отечественный и зарубежные законы о международном частном праве несколько иначе подходят к содержанию туристского обслуживания, которое состоит как минимум из перевозки и размещения, независимо от включения в договор иных туристских услуг. В результате оказывается, что определенная совокупность туристских услуг является туристским обслуживанием в смысле внутреннего законодательства о туристском обслуживании, включая Российскую Федерацию и страны ЕС, в то время как с позиций международного частного права и Римской конвенции таковая туристским обслуживанием не является.

В результате можно прийти к следующему выводу. Туристское обслуживание представляет собой комплекс туристских услуг, оказываемых за общую цену. При заключении договора по туристскому обслуживанию с иностранным контрагентом, осуществляющим деятельность в ЕС отечественному потребителю следует приобретать за общую цену перевозку и размещение, если он стремится получить защиту нормами отечественного права на случай возникновения спора и его рассмотрения в иностранном суде.

В то же время при определении содержания туристского обслуживания, в должном виде пока не закрепленного в отечественном законодательстве, можно пойти двумя путями. По одному из них идет законодатель в проекте Федерального закона “О туризме и туристской индустрии”, повторяя положения Директивы. В таком случае содержанием туристского обслуживания будет являться наличие не менее двух услуг, оказываемых за общую цену, одной из которых является перевозка или размещение, а также иные туристские услуги. Следуя другим путем, можно отказаться от обязательного включения в содержание туристского обслуживания услуг по размещению и (или) перевозке, а позволить, расширив перечень туристских услуг, отечественным туроператору и туристу выбирать состав туристского обслуживания из закрепленного в законе перечня туристских услуг, куда вошли бы услуги по перевозке, размещению, питанию, экскурсиям, услуги гидов, услуги развлечений, трансфер, прокат. При этом услуг, приобретаемых за общую цену, должно быть как минимум две. Подобное содержание туристского обслуживания также будет соответствовать нормам главы 39 ГК РФ.

1.3 Государственное управление в сфере туризма. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В июле 2004 года вопросы развития российского туризма были рассмотрены на заседании Президиума Государственного Совета России, который прошел под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. А уже в течение 2005—2007 годов в результате активной законопроектной деятельности Федерального агентства по туризму, Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму были приняты правовые акты, которые на ближайшую перспективу составят основу всего законодательства о туристской деятельности.

Знаковым событием для туристской индустрии России также стало принятие Федерального закона от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"», который вступает в силу с 1 июня 2007 года (Приложение 2)

Интенсивное развитие туристского рынка нашей страны характеризуется увеличением потребительских споров в сфере туризма, а также повышением уровня правосознания граждан, которые все чаще обращаются за защитой своих нарушенных прав, как в суд, так и в органы административной юрисдикции. Новый закон впервые в нашей стране предлагает реальные механизмы защиты прав и законных интересов туристов и создает условия для формирования цивилизованного и конкурентоспособного туристского рынка. Достоинством данного закона является детально разработанный механизм финансового обеспечения ответственности исполнителей услуги перед потребителем. Данная модель может быть с успехом использована в других отраслях потребительского рынка нашей страны.

При этом потребителей также будет защищать Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, который определяется Правительством России. Данный правовой акт будет включать в себя положения о порядке и способах предоставления информации об оказываемых услугах по реализации туристского продукта, порядке заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта, порядке предъявления претензий, а также ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта.

В качестве основного способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора.

Основаниями для осуществления выплаты по финансовому обеспечению является существенное нарушение туроператором условий договора о реализации туристского продукта. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта отнесены: неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению, наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

В законе устанавливается, что размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

-10 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

-500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

-10 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

В законе установлен переходный период с 1 июня 2007 года по 1 июня 2008 года, в течение которого размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма или внутреннего и международного составляет 5 миллионов рублей.

Финансовое обеспечение не потребуется для турагентской деятельности, организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

В соответствии с новым Законом о туристской деятельности в сферу государственного регулирования включены такие важные способы регулирования туризма и туристской деятельности, как целевые и отраслевые программы развития туризма, информационное обеспечение туризма, классификация и стандартизация объектов туристской индустрии и другие. Вместо неэффективного лицензирования туристской деятельности вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров, а также единый федеральный реестр туроператоров.

Правительство Российской Федерации недавно приняло Постановление от 9 февраля 2007 года № 90 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения». Данный правовой акт направлен на развитие государственно-частного партнерства в сфере туризма.

Завершается работа по согласованию административного регламента предоставления Ростуризмом государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент предусматривает, в частности:

-координацию Ростуризмом деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и граждан в области информирования туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;

-организацию в Ростуризме «горячей линии» на период существования опасности причинения вреда жизни и здоровью туристов, а также их имуществу в стране (месте) временного пребывания и др.

В целях совершенствования законодательства в сфере туризма, повышения качества предоставляемых туристских услуг и обеспечения потребителей полной и достоверной информацией Ростуризм в 2005—2006 году разработал и утвердил своими приказами Систему классификации гостиниц и иных средств размещения, Систему классификации пляжей и Систему классификации горнолыжных трасс.

Классификация горнолыжных трасс, утвержденная Ростуризмом, имеет важное значение как для обеспечения безопасности и качества услуг в сфере туризма, так и для гармонизации российских и зарубежных стандартов оказания услуг в сфере туризма, и при ее подготовке использовался самый лучший зарубежный опыт.

Что касается в целом функций государства в области развития индустрии горного туризма, то среди основных функций можно выделить:

-во-первых, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в данную индустрию. Наиболее эффективным здесь может быть механизм государственно-частного партнерства (особые экономические зоны, концессионные соглашения);

-во-вторых, это программно-установочные средства управления экономикой (целевые и отраслевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, концепции и стратегии развития туризма и др.);

-в-третьих, обеспечение безопасности туристов на горнолыжных курортах;

-в-четвертых, информационное обеспечение, в том числе продвижение национальной индустрии горного туризма, как в России, так и за рубежом;

-в-пятых, государство должно обеспечивать охрану окружающей среды при реализации программ и проектов в сфере индустрии горного туризма. Ведь не случайно во всем мире именно горный туризм считается одним из самых экологически чистых видов туризма.

Таким образом, данные законодательные документы в своей совокупности позволят поднять пристиж российского туризма до мировых стандартов. Особенно эти документы важны и актуальны в период подготовки к принятию участников Олимпийских игр 2014 г.

1.4 Отраслевые принципы государственного управления в области туризма

Под принципами государственного управления понимают основополагающие идеи, используемые в управленческих отношениях и отражающие деятельность субъектов управления. Применительно к данной сфере интерес представляют отраслевые принципы, характерные для управления туризмом.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы государственного регулирования туристской деятельности: «государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений» (ст. З1). Закрепленные положения больше соответствуют задачам, а не принципам государственного управления. Действующее законодательство не в полной мере соответствует сложившимся экономическим и социальным условиям.

Международные документы, такие, как Манильская декларация по мировому туризму, Документ Акапулько, Хартия туризма, в качестве принципов предлагают государствам следующие основополагающие идеи: право граждан на доступность туризма, вытекающее из права на отдых; устранение сдерживающих факторов в развитии туризма; развитие социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста; безопасность туризма; укрепление мира и международных взаимоотношений; определение государственной туристской политики; защита исторических, культурных и религиозных мест, охрана природы и культуры; сохранение равновесия между местным населением и туристами; международное сотрудничество в сфере туризма; туристское образование и воспитание.

Региональное законодательство пытается восполнить пробелы федерального законодательства. Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» к принципам государственного регулирования туристской деятельности относят: 1) признание туристской деятельности как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края; 2) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее устойчивого развития; 3) поддержка приоритетных направлений туристской деятельности; 4) защита прав и охраняемых законом интересов туристов, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом; 5) оказание государственной поддержки субъектам туристской индустрии, осуществляющим туристскую деятельность, направленную на развитие внутреннего, въездного, социального, этнографического и аграрного туризма; 6) обеспечение баланса и согласованности интересов населения туристских территорий Краснодарского края, туристов, посещающих данные территории, и субъектов туристской индустрии; 7) гласность и открытость при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туристской деятельности7.

В результате обобщающего анализа указанных источников, предлагаются следующие принципы государственного управления в сфере туризма:

1) принцип доступности туризма;

2)принцип обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом;

3) принцип государственной поддержки туризма;

4) принцип международного сотрудничества в сфере туризма;

5) принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;

6) принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма;

7) принцип гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер государственному управлению туризмом;

8)принцип охраны природы, исторических и культурных ценностей при осуществлении туристской деятельности.

Любой вид отдыха должен отвечать требованиям безопасности. Туристы, являющиеся и не являющиеся гражданами РФ, должны быть уверены и спокойны за свои жизнь и здоровье во время туристских поездок. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»8). Обеспечение безопасности предполагает использование соответственно мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее.

Принцип государственной поддержки включает в себя две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста. Общедоступность туристских услуг позволит реализовать в полной мере право граждан на отдых, оздоровление и свободу передвижения.

В Российской Федерации социальный туризм сегодня не сформировался.

Экономическая составляющая заключается в развитии туризма и индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации.

Туризм отличает сезонность как следствие влияния на туристскую деятельность климатических условий. Например, в Санкт-Петербурге пик туристского сезона приходится на май-июнь, то есть на период большей продолжительности светового дня, а на курортах Краснодарского края — июль-август. Государственное управление туризмом должно быть направлено на сглаживание пиков сезонности, эффективного использования инфраструктуры в течение года.

Наиболее важный принцип туристской деятельности: турист должен приехать в туристский центр и купить туристские услуги. Деньги турист должен оставить в стране пребывания, а не вывезти с собой. Туристские ресурсы должны приносить туристскому центру деньги, известность и славу. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.

Во-первых, создается реестр этого вида ресурсов, который включает классификацию и оценку ресурсов; порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учетом предельно допустимых нагрузок; режим охраны ресурсов, мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов; режим охраны.

Во-вторых, создается кадастр туристских ресурсов, который включает оценку и картографические характеристики территорий; порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории; порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности, порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития".

Многие страны умело используют свои туристские ресурсы. Во Франции, которая считается первым государством Европы в области туристской индустрии, первое место рядом с премьер-министром занимает министр туризма.

В условиях Российской Федерации государственное управление туризмом во многом определяется стратегией формирования и исполнения бюджета развития субъекта РФ, который представляет собой составную часть капитальных расходов бюджета, связанных с расширенным воспроизводством; при осуществлении указанных расходов может создаваться или увеличиваться имущество, находящееся в собственности субъекта РФ. К бюджету развития относятся как расходы на прямые государственные инвестиции, так и средства, предоставляемые на инвестиционные цели.

Принцип международного сотрудничества заключается в укреплении связей между государствами.

Туризм на всех этапах его развития являлся фактором, способствующим улучшению взаимопонимания между государствами и народами, важным средством укрепления мира и дружбы, активным стимулятором развития внешнеэкономических, торговых и культурных отношений. Именно поэтому туризм всегда был благодатной почвой международного сотрудничества.

Международное сотрудничество развивается в двух формах: сотрудничество на двусторонней основе и сотрудничество на многосторонней основе.

Двустороннее сотрудничество возникает, когда две стороны договариваются между собой о долговременных действиях относительно развития взаимных туристских связей. Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Так, например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в следующих областях:

- статистика туризма;

- нормативное правовые акты, регулирующие туристскую деятельность;

- нормативные правовые акты, связанные с защитой природных и культурных ресурсов;

- туристические возможности своих государств;

- опыт управления гостиницами и другими средствами размещения и обслуживания туристов (ст. 5 Соглашения).

Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

Для развития туристской отрасли очень важно использовать информационную среду. Предприятия, оказывающие туристские услуги, по отдельности не в состоянии решить многих вопросов.-

Для развития как внутреннего, так и внешнего туризма в стране необходимо создать представление, что в России отдыхать хорошо. Граждане РФ и иностранные граждане должны получать туристский продукт на территории Российской Федерации. Привлекаемые туризмом средства улучшат состояние экономики. Только на уровне государства можно решить вопросы упрощения пограничных, таможенных и иных формальностей, налогообложения, безопасности.

Принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов, заключается в направляемое™ и управлении туристскими потоками со стороны органов государственного управления в сфере туризма.

Это выражается в благоустройстве территорий, повышении значения для туристов ряда территорий, в проведении мероприятий по защите национального, исторического, природного и культурного наследия. Увеличение туристского потока приводит к увеличению рабочих мест в регионах, однако нерегулируемость этого потока может привести к экологической катастрофе. Поэтому в функции органов исполнительной власти входит контроль за размещением туристов.

Принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма заключается в увеличении доли малых предприятий в сфере туризма.

Существующие субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие туристские услуги (туроператоры, турагенты) в большинстве своем являются малыми предприятиями. Субъекты малого предпринимательства в сфере туризма могут находиться на упрощенной системе налогообложения, что позволяет им представлять бухгалтерскую отчетность поквартально. Уплата налога производится по ставке 6% от дохода или 15% от дохода, уменьшенного на величину расхода, не уплачивая налог на прибыль, налог на имущество организаций, единый социальный налог и НДС (гл. 26.2 Налогового кодекса РФ13). Кроме того, обслуживающие туристов субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие услуги общественного питания и временного размещения, могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 15% вмененного дохода (гл. 26.3 НКРФМ).

На сегодняшний день этот принцип является почти декларативным. Из возможностей финансовой поддержки государства можно отметить, что федеральный бюджет на 2006 г. предусматривает межбюджетные трансферты на субсидии бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малому предпринимательству в сумме 2 500 000 тыс. руб.

Принцип гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма заключается в максимальном привлечении общественности для решения этих вопросов.

Открытость и гласность заключаются и в том, что граждане РФ должны знать о правовых актах и решениях, принятых в сфере туризма. Акты должны быть официально опубликованы. Следует сказать, что на федеральном уровне принцип действует в полной мере, а на уровне субъектов РФ принимается большое число нормативных актов, официально не опубликованных, но вступивших в законную силу.

Этот принцип в современных условиях реализуется и через информационные компьютерные системы, позволяющие максимально быстро найти необходимую правовую информацию в сфере туризма.

Признав туризм как одну из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (в ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), государство стечением времени утратило наступательность в выработке стратегических ориентиров и механизмов развития отрасли.

Государство непосредственно несет ответственность за развитие туризма и его роль в процессе привлечения средств на развитие отрасли имеет решающее значение по следующим причинам:

- государство определяет национальные приоритеты и использование их для контроля над процессом развития туристской деятельности, основанного на концепции планомерного развития;

- государство развивает инфраструктуру, что входит в компетенцию органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на региональном;

- государственное вмешательство в необходимых случаях, например, социальный, молодежный, культурный туризм, где предпринимательская деятельность не будет высокоприбыльной;

- государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы государством.

Помощь государства в развитии этой сферы экономики может заключаться в постройке туристского комплекса, в развитии местной суперструктуры (гостиницы, рестораны), в модернизации средств связи (информационные системы) и развитии инфраструктуры (дороги), в развитии туристских кадров. Реализация федеральных и региональных программ в отрасли туризма должны обеспечить его активное развитие. В Краснодарском крае Программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003— 2010 годы (первый этап — 2003—2005 годы)» предусматривает создание специальных условий для эффективного функционирования объектов санаторно-курортного и туристского комплекса края: расширение перечня целей кредитования и субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями санаторно-курортного туристского комплекса края.

Вывод. Реализация предложенных принципов в государственном управлении туризмом позволит установить односторонний, экономический подход к исследуемой сфере. Поддержка развития социальной составляющей туризма позволит сократить смертное населения, увеличить продолжительность жизни с одной стороны, и увеличить занятость населена развивая туристские территории, с другой стороны.

Развитие въездного туризма вообще невозможно без государственной поддержки. А это означает что в случае ее отсутствия денежные средства иностранных граждан будут стимулировать экономик других стран, а не Российской Федерации.

1.5 Аспекты обеспечения безопасности туризма

В условиях современной динамики развития туризма в мире, в который стремительно вовлека­ются сотни миллионов человек, с учетом активиза­ции деятельности террористических группировок и криминальных структур, а также в связи с ростом влияния техногенных факторов на все стороны че­ловеческого существования, ухудшения экологи­ческих условий безопасность людей выходит на пе­редний план.

Из этого вытекает настоятельная необходимость глубокого и всестороннего исследования темы турист­ской безопасности с целью разработки и принятия должных мер по ее безусловному обеспечению нарас­тающему в мире туристическому потоку. Конечно же проблема туристической безопасности тесно связана с темой обеспечения внутренней и внешней безопас­ности государств и поэтому должна рассматриваться с нею во взаимосвязи. Однако очевидно, что проблема туристкой безопасности с ростом влияния и значения сферы туризма в мировой и отечественной экономике явно начинает приобретать самостоятельное значение. А следовательно, требует самостоятельного изучения и рассмотрения.

В целом тема безопасности затрагивает следующие взаимосвязанные задачи, связанные с развитием туризма.

1 Защита жизни и здоровья туристов.

2 Защита их чести и достоинства.

3 Обеспечение сохранности их имущества.

4 Бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения объектов туризма.

5 Защита жизни и здоровья занятых в сферах обеспечения туризма, т.е. в туристской индустрии.

Эти задачи проистекают из видов опасностей в туризме, которые схематично можно представить следующим образом.

1 Террористическая. Захват заложников, поражение средствами вооружения и т.д.

2. Природно-стихийная. Землетрясения, ураганы, наводнения и Т.д.

З Пожарная. Гибель людей, травмы, утрата имущества в результате пожаров.

4 Санитарно-эпидемиологическая и экологическая. Отравления, инфекционные заболевания, антропогенные перегрузки экосистем и т.д.

5 Криминогенная. Убийства, изнасилования, ограбления, кражи, хулиганство, мошенничество и т.п.

6 Дорожно-транспортная. Гибель и травмы в результате и т.п.

7 Травматическая. Гибель и травмы при передви­жении по туристическим маршрутам, на горнолыжных спусках, при сплаве по рекам и т.п.

8 Водная. Несчастные случаи на воде.

9 Техногенная. Обрушение мостов, зданий, ин­женерных систем и сооружений и т.д.

10 Экономическая безопасность. Недобросовестная конкуренция, слабость финансовых систем государств и территорий, экономические кризисы, необработанность гарантийных отношений в сфере туристского бизнеса, слабая государственная поддержка национального туризма в сфере международного туризма и т.д.

Основными способами обеспечения безопасности туристов и туркомплексов могут быть следующие меры.

1. Постановка и изучение проблемы безопасности туризма в сфере как отечественного, так и зарубежного туризма.

2. На основе полученных наработок разработка и создание системы мероприятий по защите от всех видов опасностей, предусмотренных в том числе и условиями страхования.

З. Достаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности.

4. Создание в системах спецслужб государств и международных организаций создаваемых в сфере ту­ризма, специальных структур по обеспечению безо­пасности туризма и обеспечение их взаимодействия. Доведение результатов этой работы до конкретных структур управления национальными туристско-ку­рортными комплексами, турфирм, туристско-курорт­ных центров и их собственных служб обеспечения бе­зопасности

5. Отработка взаимодействия руководства туристических комплексов и их служб безопасности с местными правоохранительными структурами в местах дис­локации туркомплексов и на объектах, посещаемых ту­ристами.

6. Качественный подбор, комплектование и профессиональная подготовка кадров структур безопасности на всех уровнях туристской деятельности.

7. Установление и поддержание на туристских объектах необходимого пропускного, внутри объектового и противопожарного режимов.

8. Заблаговременная (плановая) подготовка тер­риторий возможных мест эпизодического пребывания туристов.

9. Специальная подготовка и при необходимости привлечение соответствующих государственных служб для спасения людей и имущества в экстремаль­ных ситуациях. Подготовка государственных служб к своевременному оказанию содействия туристско-курортным центрам и основным направлениям и территори­ям охвата туристскими потоками.

10. Отработка системы своевременного оповеще­ния персонала и туристов об опасностях, четкой и быст­рой эвакуации людей из потенциально опасных мест.

11. Оснащение туристических комплексов совре­менными инженерными средствами физической за­щиты от проникновения посторонних лиц и транспор­та, оборудование объектов системами связи, сигнали­зации, контроля доступа, наблюдения, пожарной бе­зопасности, оповещения и др. Участие всего обслужи­вающего персонала туркомплексов в обеспечении безопасности туристов. Постоянная работа с персо­налом по обучению его четким действиям в условиях аварийных или критических ситуаций

12. Постоянное поддержание всех сооружений и инженерных систем комплексов в технически исправ­ном и безопасном состоянии.

При этом, необходимо руководствоваться следующими принципами обеспечения безопасности.

1. Легитимность. Вся деятельность по обеспечению безопасности туризма строится с учетом требований законов и нормативных актов Российской Федерации, требований местных органов власти и правоохранитель­ных структур. При этом учитывается необходимость соответствия этих требований международным нормам и требованиям обеспечения безопасности туристов.

2. Взаимодействие с правоохранительными органами и службами по чрезвычайным ситуациям. Службы безопасности работают в тесном контакте с правоохранительными органами, своевременно получают от них информацию о возникающих угрозах безопасности и помощь в их предотвращении.

З. Надежность. Безопасность туристов обеспечивается всесторонне, от всех видов опасностей, предусмотренных условиями страхования на уровне максимальной возможности.

4. Непрерывность. Мероприятия по обеспечению безопасности проводятся в любое время года и суток непрерывно.

5. Повсеместность. Туристические фирмы обеспечивает безопасность туристов во всех местах организованного фирмами пребывания.

6. Всеобщее участие. При возникновении чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности туристов задействуются все силы и средства туристических фирм, а также возможности соседних организаций.

7. Всесторонний учет опасностей, планирование, прогнозирование угроз безопасности. Системы безопасности постоянно изучают и анализируют обстановку в регионе, в местах пребывания туристов ив их окружении, своевременно принимают меры по предотвращению угроз безопасности.

8. Гибкость. Системы безопасности своевремен­но реагируют на возникновение новых опасностей. В изменившейся ситуации они способны менять мето­ды своей работы.

9. Мобильность. Системы безопасности манев­рируют собственными силами и средствами.

10. Необходимая достаточность. Подразделе­ния, обеспечивающие безопасность, достаточно фи­нансируются, имеют необходимый штат сотрудников, укомплектованы кадрами, транспортом, оснащены технически и материально. Руководители и сотрудни­ки подразделений имеют достаточные полномочия. Сотрудники обмундированы и обеспечены условиями для несения службы и бытовыми.

11. Компетентность. Службы безопасности и их сотрудники лицензируются в установленном порядке. Для всех сотрудников устанавливается возрастной и образовательный ценз, учитывается состояние здоро­вья, физические и внешние данные. Руководство и специалисты подразделений безопасности подбира­ются из числа лиц, имеющих опыт работы в правоохра­нительных органах. Рядовые сотрудники комплектуют­ся из числа лиц, прошедших службу в Вооруженных Силах РФ, они проходят предварительное обучение. Сотрудники подразделений занимаются в системе профессиональной подготовки. Весь личный состав подвергается периодической аттестации.

12. Изучение и внедрение положительного опыта обеспечения безопасности. Подразделения безопас­ности изучают и внедряют положительные новшества.

1 З. Техническая оснащенность. Территории, зда­ния и сооружения в местах пребывания туристов в необ­ходимом объеме оборудованы современными техниче­скими средствами связи и обеспечения безопасности.

14. Развитие. Системы безопасности постоянно развиваются организационно и технически.

15. Техническая безопасность. Здания и инженерные сооружения в местах пребывания туристов содержатся в технически исправном и безопасном состоянии.

16. Культура. Система безопасности без необхо­димости не демонстрирует свое присутствие. Сотрудники подразделений безопасности тактичны, опрятно выглядят, знают и соблюдают правила вежливости и культурного поведения.

В определенной степени человек всегда подвергается опасности. Есть опасности, которым человек в раз­ной степени подвергается и у себя дома, и в туристичес­кой поездке. Возможно даже, что некоторым опасностям по месту жительства он подвергается в большей степени, чем находясь на курорте. Дома человек адаптиру­ется к местным опасностям. Например, он привык к тому, что живет в сейсмоопасном районе, и давно опре­делил, как ему вести себя в случае землетрясения. Про­ходя вечером по темной улице, он знает, где находится не огражденная траншея, когда и куда его сосед выводит ротвейлера без намордника, в каком углу двора соби­рается нетрезвая компания, из какого окна могут выб­росить бутылку и т. п. Это привычные для него опасности, он к ним привык и научился их избегать.

От лица, находящегося на отдыхе в незнакомых местах, не знающего местной специфики, не следует ожидать проявления повышенной бдительности, поэто­му такой человек является наиболее уязвимым.

Находясь на отдыхе, турист вправе рассчитывать, что от опасностей его оградят, и туристическая фирма обязана это сделать. Но, как показывает опыт, силами туркомплекса, турфирмы, какими бы мощными они ни были, все задачи безопасности туризма решить невозможно. Поэтому проблемы безопасности туризма должны стать предметом самостоятельного изучения и рассмотрения на всех уровнях, включая международный.

Контрольные вопросы:

1 Каково значение Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»Почему аспекты безопасности являются актуальными на современном этапе развития туризма?

2 Каковы цели и задачи Закона.

3 Что понимают под отраслевыми принципами государственного управления в области туризма.

4 Дать характеристику значения каждого из принципов.

5 Какие взаимосвязанные задачи рассматриваются в области безопасности туризма?

6 Какие меры могут быть приняты по обеспечению безопасности туристов и туркомплексов?

7 Какими принципами обеспечения безопасности. необходимо руководствоваться в процессе путешествия?

8 Какие проблемы безопасности туризма должны стать предметом самостоятельного изучения и рассмотрения на всех уровнях, включая международный?

9 В каком году образовано Федеральное агентство по туризму, каким органом оно является и какие функции осуществляет?

10 В чем сущность программы по развитию туристской индустрии России в современных условиях?

11 Каковы цели и задачи программы «Туристические центры России»?

12 Что предполагается рассмотреть в рамках программы «Туристические центры России»?

13 Что предусматривает программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса южных районов Российской Федерации?

14 Разработка каких проектов предусматривает программы «Туристические центры России»?

15 Какие мероприятия предусматриваются по созданию условий для повыше­ния инвестиционной привлекательности и содействию в привлечении частного бизнеса для реализации программы «Туристические центры России»?

16 На какие четыре категории по ценности их архитектурно-градо­строительного наследия разделяются исторические города России?

17 Что содействуeт развитию туристической и рекреационной деятельности социально-экономическому развитию исторических городов?

18 Что позволит получить прямой экономический эффект от развития программы «Туристические центры России»?

19 Каким объектам на первом этапе реализации подпрограммы было отдано пре­имущество?

20 В чем сущность концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы?

21 Какие основные вопросы рассматриваются в Концепции?

22 Какие понятия используются настоящей Концепции?

23 Каково современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края?

24 Каковы статистические показатели санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края?

25 Какие факторы будут влиять на развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края и на аналогичные комплексы Российской Федерации в ближайшие годы (2007 - 2010 гг.)?

26 Что должно стать главным направлением в развитии средств размещения?

27 Что включает в себя курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края?

28 Какие экологических проблем курортов рассматриваются на современном этапе?

29 В чем сущность государственного регулирования и нормативно-правового обеспечения дальнейшего развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края?

30 Каковы основные направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края на 2003 - 2010 годы?


Тема 2 Развитие туристской индустрии России в современных условиях

Вопросы темы:

2.1. Развитие туристской индустрии России в современных условиях

2.2 Понятие туристского бизнеса, значение в экономике страны.

2.3.Международные и российские туристские организации. Государственное регулирование туристской деятельности в России.

2.4. Туризм и экология.

2.5. Основные формы и виды туризма

2.1 Развитие туристской индустрии России в современных условиях

В ноябре 2004 г. образовано Федеральное агентство по туризму, являющееся уполномоченным федеральным органом - исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государ­ственным имуществом в сфере туризма.

Россия, владея всеми необходимыми ресурсами для успешного развития внутреннего туризма, не может стоять в стороне от этих процессов. Наша страна обладает не только высоким потенциалом для создания отвечающей современным требованиям туристской индустрии, но и уникальными возможностями для мощного рывка в направлении развития туризма.

Потенциальные возможности России позволяют при условии создания развитой туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Задействовать этот огромнейший потенциал, дарованный нам в силу исторического, культурного и духовного развития, сделать его постоянным достоянием не только россиян, но и органичной состав­ляющей мирового туристского рынка, придать разви­тию туризма характер серьезной бюджетообразующей отрасли - в этом состоит основная задача Федерального агентства по туризму.

В туризме, как и в любой отрасли, есть свои, подчас накопившиеся годами, проблемы, требующие присталь­ного внимания и серьезного подхода к их решению. К наиболее характерным из них относятся: недостаточ­ное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (две-три звез­ды). Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвести­ций в средства размещения туристов и иную турист­скую инфраструктуру, несоответствие ценовой полити­ки и невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, дефицит квалифицированных кадров и нехватка опыта работы в условиях рыноч­ной экономики, обилие негативной информации о социальной и криминальной обстановке в стране и недо­статочность достоверной имиджевой рекламной лите­ратуры о туристских достопримечательностях.

С 2002 г. Россия впервые стала участвовать единым национальным стендом на международных туристских выставках. Большинство стран, активно занимающихся туризмом, целенаправленно выделяют своим национальным туристским администрациям значительные ресурсы. Данное обстоятельство позволяет строить работу с учетом национальных особенностей и интересов.

Позиция Федерального агентства по туризму по совершенствованию нормативно-правовой базы туристской деятельности будет находить должное внимание на всех уровнях исполнительной и законодательной власти, и осуществляться в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными организациями. Понятно, что привлечение интереса самого разного уровня и возможностей, включая и частные направления, невозможно для создания благоприятного инвестиционного климата, без соответствующей поддержки со стороны региональных властей, без четкой координации всех заинтересованных структур. Только при соответствующей поддержке на местах, работе с мэрами городов, что входит в число задач агентства, возможно путем консолидированных уси­лий сформировать условия для благоприятного инвес­тиционного климата в сфере туризма. Туристический рынок в значительной мере формируется стихийно. Несмотря на то, что приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности определены (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»), они остаются без целевой государственной поддержки, а туризм не стал пока экономически выгодной отраслью.

Федеральные органы власти должны определить перечень общепризнанных общероссийских центров туризма, вокруг которых можно строить политику как непосредственно связанную с развитием туристиче­ских комплексов (определять прио


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: